Сочинение: Анализ стихотворения в прозе Тургенева Два богача. Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Два богача

Сочинение: Анализ стихотворения в прозе Тургенева Два богача. Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Два богача
Сочинение: Анализ стихотворения в прозе Тургенева Два богача. Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Два богача
Большинство последних произведений Тургенева - это некие заметки, раздумья и наблюдения из собственной жизни писателя, которые он объединил в один цикл. Сам сборник этих небольших произведений, а вернее его название, изменялось несколько раз. Сначала Тургенев решил назвать его «Посмертное». В дальнейшем он передумал и сменил название на Senilia. По-латыни это означает «Стариковское». Но и такое название не устроило творца в полной мере. Окончательный вариант наименования сборника – «Стихотворения в прозе», собственно, под таким названием все и знают его.

Как ни странно, но такое, казалось бы, незамысловатое название для сборника оказалось весьма удачным решением. В сборнике собрано множество небольших рассказов, и в каждом из них осмысляется проза жизни. Она излагается в краткой, но при этом понятной лирической прозе. Конечно, миниатюры не обладают никакой рифмой, но несмотря на это все они весьма поэтичны. Одно из самых удивительных произведений в этом сборнике – «Два богача».

Рассказ состоит из нескольких строк, но в них Тургенев вложил несколько сильных образов, и в итоге, произведение заставляет читателя задуматься над своей жизнью. Небольшой рассказ был написан в 1878 году, но свет он увидел только после появления сборника.

«Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!

Анализ рассказа «Два богача»

Как было сказано, рассказ был написан в 1878 году, летом. Он состоит из нескольких частей, Имеет зачин и концовку. В первой строке рассказывается о Ротшильде – человеке богатом, который занимается благотворительностью. Таким образом говорится, что человек несмотря на свое огромное богатство все-таки не забывает о простых людях, нуждающихся и пытается им как-то помочь. Дальше идет сравнение богатого Ротшильда и бедной крестьянской семьи, которая не может вкладывать свои сбережения на помощь нуждающимся, так как они сами крайне нуждающиеся.

Действительно, щедрость богатого и зажиточного человека заставляет удивляться и восхищаться им. Далеко не все состоятельные люди желают помочь и помогают тем, кто нуждается в этом, но Ротшильд не такой, он делится средствами «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Добрые дела, как им свойственно, вызывают сугубо положительную реакцию.

Тут же Тургенев добавляет в рассказ еще несколько действующих лиц. «Убогое крестьянское семейство» принимает в свой, и без того «разоренный домишко», сиротку. Разговор между мужем и женой – весьма интересный и неоднозначный. Он полон благородства, душевной щедрости. Несмотря на то что эти люди не так богаты, как Ротшильд, они обладают доброй и щедрой душой. Бедная семейная пара берёт на воспитание девочку, которая потеряла родителей, и щедрость их души восхищает не меньше чем щедрость миллионера.


Ответ на вопрос почему это так, очень прост. Достаточно подумать лишь о том, в чем же ущемляет себя миллиардер, отдавая свои деньги беднякам, как сразу все становится предельно ясно и понятно. Он отдает то, в чем сам не нуждается. Ротшильд наверняка, не чувствует от этого никаких изменений в своей собственной жизни, все у него остается прежним. Крестьянская семья же, наоборот, отдает все, что у них есть, дабы изменить жизнь сиротки в лучшую сторону, стать её семьей. Они не могут позволить себе даже соли для похлебки, но не отказываются от девочки. И если женщина ещё позволяет себе сомнения, то они тут же разбиваются о слова муж: «А мы ее… и несоленую». Необходимо отметить интересный нюанс, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе. Их ждет тяжелое время, но они готовы вместе пройти через это, бороться с этим. Во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (обычная крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении наиболее серьезных вопросов последнее, решительное слово.

Писатель сохраняет интригу. Он показывает читателю, что это далеко не все аргументы бабы, которые она может привести, ставя после ее слов многоточие. Вполне возможно, что этот разговор у них заходит не в первый раз. Хотя, если это было бы и так, то можно поставить многоточие в начале ее слов. Возможно, оба прекрасно понимают, что девать девочку некуда, а выдворят ее из дома они не собираются – не звери в конце концов. Семейная пара понимает, что они берут на себя тяжкий груз, но это их ничуть не смущает, они готовы мириться со всем.

Заключение

Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд, да и не каждый человек решится на столь серьезный шаг в своей жизни. Даже тот самый богач почему-то не хочет делать этого, хотя может себе с легкостью позволить пойти на такой шаг, но нет. Он лучше отдаст деньги, а там они, возможно, помогут кому-то. Главное для него – быть щедрым человеком для окружающих людей, чтобы все говорили о том, какой он добрый, сердечный, хотя на самом деле он может таковым не является. Бедная же семейная пара прекрасно понимает, что им придется пожертвовать многим, но дать ребенку и теплую одежду, и крышу над головой и еду, а самое главное – заменить кровных родителей, стать настоящей семьей.

Конечно, в пяти предложениях нет места подробностям. Тургенев не сообщает их читателю. Нам приходится додумывать все самостоятельно, но в большей степени все итак ясно. Крестьянская семья сама по себе небогата. Мы не знаем, есть ли у семейной пары собственные дети, но можно предположить, что они действительно есть. Именно поэтому жена так добродушно и ворчит. Следует отметить и то, что писатель не называет имен крестьян. С одной стороны, можно подумать, что это обобщение, а с другой – таким образом он идеально подчеркивает социальный статус семьи и показал, что таких семей на Руси большинство. Тут контраст становится еще более выраженным – Ротшильд, человек со множеством средств для жизни, имеет добрые намерения, но безымянные люди, крестьяне, имеют огромную душу.

Безымянные крестьяне, о делах и подвигах которых не трубят во всеуслышание газеты, не говорят о них и огромные толпы людей, обладают истинным богатством, широкой душой, которой поделятся с девочкой. Это лишний раз подчеркивает то, что благотворительность богача не сравнима с благородством души простых людей.

Можно провести параллели и с нашим временем. Мы часто слышим по телевизору, читаем, что какой-то известный человек тратит свои сбережения на благотворительность, но лишь единицы из них способны взять всё в свои руки и сделать что-то стоящее. Большинство же только создает иллюзию помощи, равно как и Ротшильд в миниатюре «Два богача».
В итоге миниатюры, писатель добавляет: «Далеко Ротшильду до этого мужика!». Конечно, в самом начале он говорит, что восхищается щедростью человека, но такая щедрость – ничего, по сравнению с той, что дают обычные крестьяне. Отдать все, что есть – могут далеко не все и не каждый.

Хотя сам писатель был из рода дворян, он обладал истинной, открытой душой, о чем говорят многие его произведения, в том числе и те, что собраны в сборнике «Стихотворения в прозе».

Слатыков-Щедрин в свое время говорил о рассказах Тургенева, что после их прочтения душа буквально очищается. Как только дочитаешь последнюю строчку, сразу же легче дышится, верится и чувствуется тепло. Такое же утверждение писателя можно назвать истинным и для миниатюры, состоящей всего из пяти предложений «Два богача».

21 января 2010

(1 вариант)

И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях…». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.

В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор тем не менее считает, что «далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.

Это стихотворение в прозе предлагает читателю задуматься над собственным отношением к жизни.

(2 вариант)

Стихотворение в прозе – лиро-эпический жанр: как эпический он имеет сюжет, композицию, систему героев, а как лирический – явно выраженную авторскую позицию.

В центре внимания автора произведения крестьянская семья, живущая в разоренном домишке, принявшая к себе сироту-племянницу. Тургенев вспоминает об «одном убогом крестьянском семействе», мы даже не знаем имен этих людей, их судеб, прошлого, будущего, но автор смог в нескольких репликах передать характеры мужа и жены, их отношение друг к другу, к жизни. Решается вопрос о том, брать или не брать Катьку-племянницу в дом, где, скорее всего, множество своих детей. Баба пытается отговорить мужа: «последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить…». Отсутствие соли в доме – показатель бедности, начало различных болезней, да и просто без соли еда не имеет того вкуса. Но ведь голод-то все-таки не грозит, с голода не умрут. И аргументы жены разбиваются о флегматичное мужиково: «А мы ее… и несоленую». Интересно, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе; во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (простая крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении важных вопросов последнее слово. Многоточие, стоящее после слов бабы, говорит о том, что это не все доводы, которые она приводила мужу, а может быть, уже не первый раз заходит этот разговор, много было сказано. Тогда можно было бы поставить многоточие и в начале ее слов. С другой стороны, разговор этот бессмысленный, все равно возьмут, девать девчонку некуда, не звери же. И говорить не о чем. Оба это прекрасно понимают, и чуть ироничный ответ мужа мягко настойчив, он тоже уговаривает, понимая, что не только на себя взваливает лишний груз.

(1 вариант)

И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях…». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.

В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор тем не менее считает, что «далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.

Это стихотворение в прозе предлагает читателю задуматься над собственным отношением к жизни.

(2 вариант)

Стихотворение в прозе – лиро-эпический жанр: как эпический он имеет сюжет, композицию, систему героев, а как лирический – явно выраженную авторскую позицию.

В центре внимания автора произведения крестьянская семья, живущая в разоренном домишке, принявшая к себе сироту-племянницу. Тургенев вспоминает об «одном убогом крестьянском семействе», мы даже не знаем имен этих людей, их судеб, прошлого, будущего, но автор смог в нескольких репликах передать характеры мужа и жены, их отношение друг к другу, к жизни. Решается вопрос о том, брать или не брать Катьку-племянницу в дом, где, скорее всего, множество своих детей. Баба пытается отговорить мужа: «последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить…». Отсутствие соли в доме – показатель бедности, начало различных болезней, да и просто без соли еда не имеет того вкуса. Но ведь голод-то все-таки не грозит, с голода не умрут. И аргументы жены разбиваются о флегматичное мужиково: «А мы ее… и несоленую». Интересно, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе; во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (простая крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении важных вопросов последнее слово. Многоточие, стоящее после слов бабы, говорит о том, что это не все доводы, которые она приводила мужу, а может быть, уже не первый раз заходит этот разговор, много было сказано. Тогда можно было бы поставить многоточие и в начале ее слов. С другой стороны, разговор этот бессмысленный, все равно возьмут, девать девчонку некуда, не звери же. И говорить не о чем. Оба это прекрасно понимают, и чуть ироничный ответ мужа мягко настойчив, он тоже уговаривает, понимая, что не только на себя взваливает лишний груз.

Поступок семьи сравнивается с благодеяниями Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»: не всякий богач захочет делиться, поэтому автор искренне восхищается его щедростью, но отдать последнее способны единицы. «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

(1 вариант)
И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях…». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия. В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор тем не менее считает, что «далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее. В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства. Это стихотворение в прозе предлагает читателю задуматься над собственным отношением к жизни.(2 вариант)
Стихотворение в прозе – лиро-эпический жанр: как эпический он имеет сюжет, композицию, систему героев, а как лирический – явно выраженную авторскую позицию. В центре внимания автора произведения крестьянская семья, живущая в разоренном домишке, принявшая к себе сироту-племянницу. Тургенев вспоминает об «одном убогом крестьянском семействе», мы даже не знаем имен этих людей, их судеб, прошлого, будущего, но автор смог в нескольких репликах передать ха

Рактеры мужа и жены, их отношение друг к другу, к жизни. Решается вопрос о том, брать или не брать Катьку-племянницу в дом, где, скорее всего, множество своих детей. Баба пытается отговорить мужа: «последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить…». Отсутствие соли в доме – показатель бедности, начало различных болезней, да и просто без соли еда не имеет того вкуса. Но ведь голод-то все-таки не грозит, с голода не умрут. И аргументы жены разбиваются о флегматичное мужиково: «А мы ее… и несоленую». Интересно, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе; во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (простая крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении важных вопросов последнее слово. Многоточие, стоящее после слов бабы, говорит о том, что это не все доводы, которые она приводила мужу, а может быть, уже не первый раз заходит этот разговор, много было сказано. Тогда можно было бы поставить многоточие и в начале ее слов. С другой стороны, разговор этот бессмысленный, все равно возьмут, девать девчонку некуда, не звери же. И говорить не о чем. Оба это прекрасно понимают, и чуть ироничный ответ мужа мягко настойчив, он тоже уговаривает, понимая, что не только на себя взваливает лишний груз. Поступок семьи сравнивается с благодеяниями Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»: не всякий богач захочет делиться, поэтому автор искренне восхищается его щедростью, но отдать последнее способны единицы. «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

План
В в е д е н и е
«Стихотворения в прозе» - размышление о сущности человеческой жизни.
Основная часть
Сопоставление щедрости Ротшильда с крестьянским семейством, принявшим племянницу.
Заключение
Стихотворение позволяет задуматься над собственным отношением к жизни.
И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях...». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.
В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.
В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.
Данное «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни.