Собрание общества с ограниченной ответственностью. Каким должен быть кворум на собрании учредителей ООО? Решение принимается единогласно

Собрание общества с ограниченной ответственностью. Каким должен быть кворум на собрании учредителей ООО? Решение принимается единогласно

Общие вопросы

В соответствии с данными органов государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью составляют абсолютное большинство от зарегистрированных юридических лиц. Это объясняется большей частью экономическими и организационными соображениями. Данная организационно-правовая форма является более демократичной по сравнению с акционерными обществами, более понятной по сравнению с обществами с дополнительной ответственностью и коммандитными товариществами и конечно более разработанной с точки зрения юридической техники.

Законом и уставами действующих обществ с ограниченной ответственностью детально разработаны основные положения, касающиеся деятельности органов управления обществом, их компетенции и порядка принятия решений этими органами.

Вряд ли участники всех обществ, строго следуют установленным законом правилам, особенно в тех случаях, когда число участников небольшое и они являются работниками данного Общества - имеют общий бизнес, а уж особенно в тех случаях, когда юридическое лицо создавалось для совершения строго определенных действий, сделок или иных операций, вызывающих сомнения у контролирующих органов.

Как правило, закон и устав участники начинают читать тогда, когда конфликт между участниками - владельцами бизнеса тлеет или горит ярким пламенем, ну или в тех удивительных случаях, когда авторитет юридической службы велик и руководитель этой службы вкупе с директором страдает маразмом в разной степени запущенности.

Виды общих собраний

Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью, согласно Закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» является высшим органом управления Обществом. Закон разделяет исключительную компетенцию общего собрания - то есть круг вопросов, который не может передан другим органам управления общества и остальную компетенцию, то есть вопросы, решение которых может быть отнесено уставом общества, как к компетенции общего собрания, так и компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Общее собрание участников созывается для решения вопросов, касающихся наиболее важных вопросов существования и жизнедеятельности Общества - определения общих направлений деятельности, участия в союзах, объединениях юридических лиц, избрания органов управления общества и ряда других.

Закон разделяет общие собрания участников на очередные и внеочередные.

При этом Законом оговорено особо, что в Уставе общества должен быть установлен срок проведения очередного собрания, на котором утверждаются годовые итоги деятельности общества.

Важнейшими вопросами такого очередного общего собрания является утверждение итого деятельности общества за год и распределение прибыли. Законом определены сроки в пределах которых должно быть проведено очередное собрание участников - не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.

Вместе с тем уставом общества могут быть установлены иные сроки для проведения очередных собраний - раз в квартал, раз в месяц, раз в полгода.

Закон дает в данном случае возможность участникам самостоятельно определить сроки в которые проводится очередное собрание, оставляя оговорку, что очередное собрание должно проводиться не реже, чем раз в год.

Все собрания, которые проводятся помимо очередных, являются внеочередным и целью их созыва является решение вопросов деятельности общества, не терпящих отлагательств. Законом предусмотрена процедура заочного порядка принятия решений участниками, но более подробна она будет описана ниже.

Созыв общего собрания

Согласно Закону очередные собрания, созываются исполнительным органом общества.

Созыв осуществляется путем направления участникам заказного письма, по адресу, имеющемуся у исполнительного органа всем участникам общества, в котором указываются время и место проведения собрания, предполагаемая повестка дня собрания.

Такое письмо должно быть направлено участнику не позднее тридцати дней до проведения собрания. Почетная обязанность по созыву очередного, как впрочем и внеочередного собрания возложена на исполнительный орган общества в силу того, что без участия этого органа проведение, скажем, собрания на котором будут утверждаться итоги деятельности за год было бы весьма затруднительно, кроме того, именно этот орган в первую очередь обладает списком всех участников общества на момент созыва собрания.

Исполнительный орган общества не является с точки зрения закона об обществах с ограниченной ответственностью единственно возможным инициатором созыва собрания.

Так созыва общего собрания имеют права требовать совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизор (ревизионная комиссия), аудитор общества, а так же участники, обладающие не менее, чем одной десятой от общего числа голосов в обществе.

Следует отметить, что закон строго указывает именно на количество голосов, поскольку размер доли и количество голосов конкретного участника могут (если так указано в уставе самого общества) не совпадать.

Исполнительный орган общества имеет право отказать, по причинам указанным в законе (не соответствие предлагаемых вопросов действующему законодательству, или компетенции общего собрания или просто из вредности) и в таких случаях инициатор проведения собрания имеет право созвать его по собственной инициативе.

Расходы на созыв такого собрания (почтовые рассылки, аренда помещения для проведения собрания, приглашение нотариуса для фиксации результатов голосования, приглашение профессиональных стенографисток, или аренда аудио аппаратуры для проведения собрания) могут быть возмещены обществом по решению общего собрания участников.

Верховный суд РФ указал в одном из Постановлений , что созыв внеочередного собрания участников самими участниками по собственной инициативе не является нарушением порядка созыва собрания и не влечет его недействительности.

Исходя из смысла Закона и вышеуказанного Постановления исполнительный орган, играет в данном случае техническую роль оповещения участников Общества.

Закон об ООО является в большинстве случаев достаточно демократичным по отношению к участникам общества в вопросах самостоятельного определения сроков и порядка совершения определенных действий - так устав общества может изменить сроки созыва общего собрания участников на более короткие (что целесообразно при малом количестве участников и их близком территориальном расположении).

Было бы несколько удивительно, если бы возможность иного варианта, чем уведомление о созыве общего собрания посредством направления заказного письма трем участникам общества, которые живут в одном городе, являются так же и работниками того же общества на разных должностях, была бы прямо запрещена законом.

Согласно Закону устав Общества может определять иной порядок уведомления участников общества и предусматривает, что уставом же могут быть определены иные сроки созыва очередного собрания, не делая никаких оговорок по этому поводу.

Предполагается, что сроки, определенные уставом общества должны быть разумны, поскольку участнику должна быть предоставлена возможность подготовиться к собранию.

Материалы общего собрания

Если речь идет об очередном собрании, на котором утверждаются итоги деятельности общества за год и избираются органы управления обществом, то участникам должна быть предоставлена возможность для ознакомления с материалами собрания.

Годовой отчет о деятельности общества, годовой бухгалтерский баланс, отчет ревизионной комиссии об итогах проверки годового отчета и бухгалтерского баланса и кандидатуры в органы управления обществом должны быть предоставлены участнику в порядке, предусмотренном уставом, а если устав не содержит таких указаний, то в порядке, предусмотренном Законом.

Закон предусматривает, что материалы общего собрания должны быть получены участником одновременно с уведомлением о проведении собрания, а если повестка дня собрания будет изменена, то дополнительные материалы должны быть предоставлены одновременно с получением участником уведомления об дополнительных вопросах повестки дня собрания.

Как уже говорилось выше устав допускает иной порядок ознакомления участников с информацией о собрании и материалами, так из возможных вариантов - обеспечение доступа к материалам непосредственно в месте нахождения исполнительного органа общества, в определенные часы, обеспечение доступа к материалам у определенного уставном лица, рассылка материалов по электронной почте, размещение на определенном сайте или публикация в СМИ.

Основным критерием, который должен учитываться при определении порядка доступа к материалом общего собрания, является целесообразность, выполнимость и обеспечение прав участников на доступ к информации об обществе.

Положение об общих собраниях

Закон предоставляет возможность участникам описать детально процедуру подготовки и проведения общего собрания в уставе или в ином документе, который должен быть утвержден решением общего собрания участников (так называемый внутренний документ общества).

Создание и утверждение такого отдельного документа оправдано, поскольку периодически возникает потребность предоставлять партнерам по бизнесу или другим заинтересованным лицам устав, а кроме того, изменение процедуры подготовки и проведения общего собрания, прописанной в уставе потребует помимо проведения общего собрания участников внесения изменений в устав общества и регистрацию этих изменений в установленном порядке.

Чаще всего такой документ называется «Положение о порядке подготовки и проведения общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «ХХХ».

Обычно в такие Положения включается порядок созыва общего собрания участников, полномочия и действия исполнительных органов или самих участников в части подготовки общего собрания участников, порядок уведомления участников общества (заказным письмом, телеграммой, телетайпом, электронным письмом на определенные адреса или с определенного адреса, голубиной почтой или иным способом позволяющим идентифицировать отправителя и подтвердить факт отправления уведомления), порядок регистрации участников собрания (кто проводит регистрацию участников, в какой форме она осуществляется) порядок проведения собственно собрания (каким образом избирается председатель собрания, кто ведет протокол собрания, как фиксируются выступления участников, каков порядок проведения голосования), порядок фиксации результатов собрания (кто и каким образом составляет протокол собрания, где он храниться, в каком порядке предоставляется участникам общества). Такой документ должен утверждаться решением общего собрания и конечно, утверждение такого рода документов это отдельный вопрос повестки дня.

Формирование повестки дня собрания

Как уже отмечалось выше, закон об обществах с ограниченной ответственностью достаточно демократичен в плане подготовки участников к общему собранию и позволяет участникам общества, обладающим любым количеством голосов вносить свои предложения по вопросам, включаемым в повестку дня собрания, хотя и выставляет временные рамки для подачи таких предложений.

Поскольку соблюдение сроков и порядка уведомления участников - это в первую очередь соблюдение прав самих участников - такие предложения должны быть поданы до истечения пятнадцати дневного срока до даты, когда будет проведено собрание, который отводит закон на сообщение участникам о дополнительных вопросах повестки дня собрания.

При этом в повестку дня собрания не могут включаться вопросы, решение которых не входит в компетенцию общего собрания участников или которые противоречат закону об ООО.

Конечно, участники могут рассмотреть такой вопрос и даже принять по нему решение и занести в протокол, но юридическая сила и последствия такого решения будут ничтожны.

Несомненно, участники общества, как хозяева бизнеса вправе согласовывать с исполнительным органом назначение ключевых фигур юридического лица - главного бухгалтера, заместителей директора и так далее, но отражение такого согласования в протоколе собрания будет иметь примерно такую же юридическую силу, как согласование времени восхода и захода Солнца с Гидрометцентром.

Проведение общего собрания

Закон допускает оговорку, что нарушение процедуры подготовки к собранию может быть признано незначительным , если в собрании участвуют все участники общества. Наверно имеет смысл отвлечься от чисто юридической модели общества с ограниченной ответственностью и вспомнить, что это коммерческая организация, участники которой в первую очередь объединили свои капиталы для получения прибыли, и большинство вопросов требуют оперативного вмешательства участников в жизнь общества, поскольку промедление может грозить убытками или даже потерей бизнеса. Поэтому, совместное присутствие всех участников собрания является достаточным основанием для признания такого собрания легитимным, несмотря на нарушения порядка его созыва.

Собрание проводиться в месте, указанном в уведомлении о созыве собрания, и начинается в то время, которое указано в уведомлении. Началу собрания предшествует регистрация участников. С точки зрения закона, да и здравого смысла, такая регистрация должна осуществляться путем составления в любой разумной форме списка участников собрания с указанием их долей в уставном капитале общества. Регистрацию участников должен организовать исполнительный орган, или инициатор собрания, если инициатором является иное лицо или орган общества (совет директоров, ревизор (ревизионная комиссия), аудитор или участники общества).

Для регистрации участников возможно привлечение нотариуса, иного третьего лица, если конечно привлечение третьих лиц к проведению собрания не противоречит уставу общества или его внутренним документам.

Закон не содержит требований к кворуму на собрании участников, это объясняется тем, для принятия решений общим собранием участников требуется простое, квалифицированное большинство голосов или единогласное решение всех участников общества. Учитывая, что на практике общее число участников может составлять например три человека, то определение кворума для проведения в 30 % от общего числа участников, а законность принятых решений в большинство от присутствующих на общем собрании участников даст плодороднейшую почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных бизнесменов.

Закон предусматривает, что незарегистрированный участник не имеет права участвовать в голосовании. Если не имеется формальных подтверждений, установленных законом или уставом наличия участника на собрании, его голос не может учитываться при определении результатов голосования.

Как показывает практика, в небольших обществах собрания происходят посредством составления протокола по инициативе заинтересованного подразделения - юридического отдела, бухгалтерии, отдела кадров. При этом экономится огромное количество времени на уведомления участников, собственно проведение собрания и прочие формальности. Страховкой на будущее от конфликтов между участниками и юридических рисков могут стать подписи всех участников общества в протоколе собрания, как подтверждение их участия в «общем собрании».

Правом принимать участие в общем собрании обладают участники общества или их представители. Полномочия представителей должны подтверждаться либо соответствующими документами (в том случае, если участник общества - другое юридическое лицо, должен предоставляться протокол (решение), подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа) или доверенность представителя - соответственно от юридического лица - подписанная руководителем юридического лица или удостоверенная нотариально. От физического лица должна быть представлена нотариально удостоверенная доверенность или иной документ, приравниваемый к нотариально удостоверенной доверенности в понимании Гражданского кодекса.

Закон указывает, что собрание открывает исполнительный орган общества или инициатор собрания. В том случае, если уставом не предусмотрена иная процедура открытия собрания, лицо, открывающее собрание предлагает избрать председателя собрания и секретаря собрания. Законом предусмотрено, что при отсутствии иных указаний в Уставе общества, при обсуждении порядка проведения собрания каждый участник имеет один голос. После утверждения порядка проведения собрания можно приступать к обсуждению повестки дня.

Вместе с тем, устав или внутренний документ, регламентирующий порядок проведения собрания может установить иной порядок проведения собрания. Так уставом может быть предусмотрено, что собрание проводит председатель совета директоров (наблюдательного совета) если такой создан в обществе, участник, владеющий наибольшим пакетом, любой иной конкретно определенный участник или лицо его заменяющее.

Председательствующий на собрании организует обсуждение повестки дня собрания. Организация составления протокола является в соответствии с законом обязанностью исполнительного органа.

Однако, составление протокола иным лицом, участвующим в собрании не может быть признано нарушением порядка проведения собрания, влекущим негативные последствия, поскольку закон предусматривает обязанность исполнительного органа «организовать ведение протокола». Такая «организация» может состоять в предоставлении исполнительным органом бумаги, пишущих принадлежностей и оргтехники для составления протокола в окончательном виде, а также выделении некоего, желательно грамотного, работника для выполнения технической работы. Ответственность за «организацию» ведения протокола несет генеральный директор.

В соответствии с законом количество голосов у каждого участника пропорционально размеру его доли в уставном капитале. Вместе с тем уставом может быть предусмотрен иной порядок определения голосов, имеющихся у каждого участника. Такой порядок может быть предусмотрен уставом при создании общества, или внесен в форме изменений впоследствии. Изменения, определяющие количество голосов участников не пропорциональное размерам долей в уставном капитале должны быть утверждены посредством единогласного решения всех участников общества.

При решении ряда вопросов следует иметь в виду, что решение по ним может быть принято, если за них будет подано определенное законом или уставом количество голосов. Так, в соответствии с законом решение об изменении устава общества и об увеличении уставного капитала общества может быть принято большинством в две трети голосов от общего количества голосов участников общества.

Устав Общества может предусматривать также большее количество голосов, которые должны быть поданы за решение этого вопроса и определить круг других вопросов, решение по которым должно приниматься большинством в две трети голосов.

Решения о внесении изменений в учредительный договор, а так же принятие решений относительно реорганизации или ликвидации общества принимается участниками единогласно. Закон предписывает участникам принимать единогласно решения в случаях, связанных с наделением всех участников дополнительными правами и обязанностями, операциями, связанными с изменением уставного капитала, соотношениями долей при приеме третьих лиц в число участников общества, изменениями, связанными с предоставлением объема права (например, преимущественного права покупки отчуждаемой доли) непропорциональных доли в уставном капитале, а также в некоторых иных случаях.

Единодушное решение участников необходимо также при изменении порядка распределения прибыли и определения числа голосов каждого участника.

В законе имеются так же и иные прямые указания на необходимость единогласного голосования по ряду вопросов.

Закон предусматривает ряд вопросов, которые решаются квалифицированным большинством. Так две трети голосов необходимо для открытия филиалов и представительств Общества, предоставления дополнительных прав и обязанностей определенному участнику, принятия решений о внесении вкладов в имущество и некоторых других. Уставом общества может быть предусмотрено большее количество голосов для принятия такого рода решений.

Голосование на общем собрании открытое, осуществляется посредством поднятия рук. Закон не ограничивает участников общества в определении способов голосования - посредством бюллетеней, разноцветных шариков, посредством вверх большого пальца - «за» и или опускания вниз «против», вариантов может быть бесконечное множество. Главное чтобы принятый участниками способ голосования был зафиксирован в Уставе.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) могут избираться посредством кумулятивного голосования, при котором число голосов участника голосования умножается на количество мест в формируемом органе общества и распределяется между кандидатами в пропорции предпочтений голосующего участника. Данный способ голосования так же должен быть предусмотрен уставом общества.

Фиксация результатов общего собрания

Решение общего собрания может быть принято без проведения собственно собрания (совместного присутствия) участников. Такое решение принимается посредством заочного голосования (опросным путем). Целесообразность принятия решений таким образом может быть обусловлена удаленностью участников друг от друга, их загруженностью и иными мотивами экономии времени. Процедура собственно голосования не имеет строгого закрепления в законе. Основное требования - возможность идентифицировать отправителя документа и возможность документальной фиксации результатов голосования.

Закон содержит запрет на решение вопросов, связанных с утверждением итогов деятельности общества за год. Эта норма корреспондируется с требованием закона проводить ежегодно как минимум одно собрание участников.

Как уже говорилось выше, результаты собрания должны фиксироваться протоколом общего собрания.

Ведение протокола организуется исполнительным органом общества, подписывает протокол председатель собрания.

Распространенная практика составления протоколов собраний - подписание протокола в том числе избранным на собрании секретарем, однако закон не содержит никаких требований на этот счет. Отсутствие данного реквизита безусловно не делает протокол недействительным, однако в случае судебного разбирательства затрудняет процедуру доказывания факта проведения собрания. Многостраничный протокол обычно прошивают и скрепляют подписью исполнительного органа Общества или председателя собрания. Закон также не содержит прямых указаний на обязательность таких действий, но, резко снижает вероятность искажения текста протокола в будущем.

Протокол общего собрания подшивается в журнал протоколов и хранится по месту нахождения исполнительного органа общества в общем порядке хранения документов.

Определение Верховного суда РФ от 30 июня по делу № 35-ВО6-3

Для акционерных обществ данный вопрос регулируется ст. 51 Закона Об акционерных обществах 208-ФЗ и пунктами 2.11-2.176 и 4.1 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденных приказом ФСФР России N 12-6/пз-н от 02.02.2012

Для ООО такого положения нет. Но если вам необходимо, чтобы какие-то лица присутствовали на собрании, можете выдать им доверенность от своего имени на право голосования. Право присутствовать на собрании при этом у вас никто не может отнять. Другое дело, что в вашем присутствии легитимность голосования данных лиц будет под некоторым вопросом.

Порядок формирования повестки дня (и соответственно предложения об избрании определенных лиц на определенные дложности или в органы управления ООО) изложен в ст. 36

Статья 36. Порядок созыва общего собрания участников общества
1. Орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества.2. В уведомлении должны быть указаны время и место проведения общего собрания участников общества, а также предлагаемая повестка дня.Любой участник общества вправе вносить предложения о включении в повестку дня общего собрания участников общества дополнительных вопросов не позднее чем за пятнадцать дней до его проведения. Дополнительные вопросы, за исключением вопросов, которые не относятся к компетенции общего собрания участников общества или не соответствуют требованиям федеральных законов, включаются в повестку дня общего собрания участников общества.Орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, не вправе вносить изменения в формулировки дополнительных вопросов, предложенных для включения в повестку дня общего собрания участников общества.В случае, если по предложению участников общества в первоначальную повестку дня общего собрания участников общества вносятся изменения, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за десять дней до его проведения уведомить всех участников общества о внесенных в повестку дня изменениях способом, указанным в пункте 1 настоящей статьи.3. К информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, относятся годовой отчет общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизоры) общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, а также иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)Если иной порядок ознакомления участников общества с информацией и материалами не предусмотрен уставом общества, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить им информацию и материалы вместе с уведомлением о проведении общего собрания участников общества, а в случае изменения повестки дня соответствующие информация и материалы направляются вместе с уведомлением о таком изменении.Указанные информация и материалы в течение тридцати дней до проведения общего собрания участников общества должны быть предоставлены всем участникам общества для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.4. Уставом общества могут быть предусмотрены более короткие сроки, чем указанные в настоящей статье.5. В случае нарушения установленного настоящей статьей порядка созыва общего собрания участников общества такое общее собрание признается правомочным, если в нем участвуют все участники общества.

При этом в п. 4 ст. 37 Закона об ООО говорится

4. Общее собрание участников общества открывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, или лицом, возглавляющим коллегиальный исполнительный орган общества. Общее собрание участников общества, созванное советом директоров (наблюдательным советом) общества, ревизионной комиссией (ревизором) общества, аудитором или участниками общества, открывает председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества, председатель ревизионной комиссии (ревизор) общества, аудитор или один из участников общества, созвавших данное общее собрание.


То есть как минимум данные лица имеют право присутствовать на ОСУ.
При этом ст 36

2. Перед открытием общего собрания участников общества проводится регистрация прибывших участников общества.Участники общества вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей. Представители участников общества должны предъявить документы, подтверждающие их надлежащие полномочия. Доверенность, выданная представителю участника общества, должна содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные), быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.Незарегистрировавшийся участник общества (представитель участника общества) не вправе принимать участие в голосовании.


О присутствии посторонних лиц опять же ничего не говорится. Это упущение в законе можно расценивать и как запрет, и как разрешение - в зависимости от точки зрения.

Общее собрание участников Общества с ограниченной ответственностью (ООО) является его высшим органом управления, которое определяет всю деятельность юридического лица с момента его учреждения до его ликвидации.

Основным правом, которое есть у участников Общего собрания ООО, является то, что они могут присутствовать на нем, принимать участие в решении вопросов повестки дня (обсуждать, голосовать). Уставом Общества или каким-либо иным решением (положением) Общества такое право не может быть ограничено, в противном случае такие ограничения ничтожны.

Общее собрание ООО может быть очередным и внеочередным.

Очередное Общее собрание участников ООО

Очередным Общим собрание участников ООО считается собрание обязательное к проведению. Согласно статье 34 Закона об Обществах с ограниченной ответственностью Уставом должны быть определены сроки проведения ежегодного очередного Общего собрания.

Для проведения очередного Общего собрания законодательство определяет период для его проведения. Общее собрание участников ООО нужно провести в период с 1 марта по 30 апреля, ведь в законе указано, что Общество должно провести Общее собрание в период не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. Последней датой финансового года является 31 декабря.

Внеочередное Общее собрание участников ООО

Голосование на Общем собрании участников ООО

Каждый участник Общества с ограниченной ответственностью на Общем собрании имеет то количество голосов, которое соответствует его доле в Уставном капитале ООО. Но, бываю случаи, когда к подсчету голосов применяется иной порядок: один участник - один голос.

Также Уставом Общества может быть определен иной порядок определения голосов на Общем собрании. Такой порядок может быть определен Устав при создании Общества, либо внесен в Устав Общества при его изменении принятом единогласно всеми участниками. В случае, если в Уставе определен иной порядок определения голосов, то у частников есть возможность, по их единогласному решению, изменить его, либо исключить вовсе из него.

Компетенция Общего собрания или какие вопросы оно рассматривает

В Уставе ООО должен быть определен круг вопросов (компетенция ) которые рассматривает и принимает по ним решения Общее собрание участников Общества с ограниченной ответственностью. Компетенция Общего собрания должна соответствовать Закону об ООО, Гражданскому кодексу и иным нормативным актам.

К компетенции Общего собрания относят:

  • 1. Определение направления деятельности
  • 2. Участие или неучастие в ассоциациях или других объединениях коммерческих организаций
  • 3. Решение вопросов по внесению различных изменений в Устав
  • 4. Образование и прекращение полномочий исполнительных органов (совет директоров, единоличный исполнительный орган)
  • 5. Передача полномочий исполнительного органа управляющему
  • 6. Избрание и прекращение полномочий ревизора или ревизионной комиссии
  • 7. Утверждение годовых отчетов финансовой и коммерческой деятельности
  • 8. Утверждение годовых бухгалтерских балансов
  • 9. Распределение прибыли между участниками ООО
  • 10. Утверждение положений и регламентов, а также иных документов, которые определяю внутреннюю деятельность
  • 11. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумах или размещении облигаций
  • 12. Принятие решения о назначении аудитора и проведении аудиторской проверки, а также размера вознаграждения аудитора
  • 13. Принятие решения о реорганизации ООО (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование)
  • 14. Принятие решение о ликвидации (прекращение деятельности) и назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного ликвидационного и основного ликвидационного балансов.
  • 15. Решение об увеличении или уменьшении размера уставного капитала
  • 16. Решение иных вопросов

По вопросам, которые предусмотрены пунктами 3, 6, 9, 13, 14, 15 могут приниматься решения только Общим собранием ООО, т.е., они не могут быть переданы для принятия решения другим органам управления Обществом.

С 2014 года хозяйственные общества (ООО, АО) обязаны подтверждать принятые на общем собрании решения и состав участников общества, присутствующих при их принятии.

В зависимости от юридического лица законодателем определены способы такого подтверждения:

Эти правила направлены на защиту прав акционеров / участников общества при принятии наиболее важных управленческих решений в организации, отнесенных к компетенции Общего собрания, т.к. наличие стороннего наблюдателя или технической возможности фиксации состава участников и способа принятия ими решений, позволяет предотвратить или разрешить множество корпоративных споров (наиболее распространенными из которых являются вопросы о кворуме при принятии решений и голосовании по тем или иным вопросам).

Нарушение порядка подтверждения влечёт ничтожность принятых на общем собрании решений , т.е. всё, что участники / акционеры «нарешают» на таком собрании не должно исполняться и не имеет юридической силы. Как результат, налоговые органы отказывают во внесении изменений в ЕГРЮЛ по таким ничтожным решениям, и дальнейшее обжалование их отказов в арбитражный суд не имеет перспективы. Или арбитражные суды по заявлению одного из участников, признают результаты собраний недействительными.

Помимо организационно-правовой формы, на способ подтверждения будет влиять и форма проведения собрания. Их две:

    очная - участники присутствуют в одном месте в одно время и принимают решения;

  • заочная - участники заполняют бюллетени с вопросами повестки дня и направляют их в компанию для подсчёта голосов и фиксации принятых решений, без совместного присутствия в одном месте.

1) Подтверждение реестродержателем для акционерных обществ.

Для непубличных акционерных обществ «опций» две - нотариус или реестродержатель, ведущий реестр акционеров и осуществляющий функции счётной комиссии.

В публичных же акционерных обществах (акции которых свободно обращаются на рынке ценных бумаг, например: ПАО Сбербанк, ПАО Газпром) доступно исключительно подтверждение реестродержателем.

Исходя из формулировки Гражданского кодекса и дополнительных требований следует, что представитель реестродержателя должен фактически присутствовать при проведении Общего собрания акционеров, осуществлять функции счётной комиссии, т.е. регистрировать всех прибывших на собрание участников и производить подсчёт голосов акционеров по тому или иному вопросу.

При этом на Собрании могут обсуждаться проблемы, связанные с коммерческой тайной, распределение дивидендов, иные конфиденциальные вопросы. Возникает вопрос, каким образом будет обеспечиваться и кем контролироваться сохранность этих сведений, полученных посторонним для компании лицом? Какова ответственность реестродержателя в случае разглашения его сотрудниками таких сведений?

Конечно, эти вопросы необходимо урегулировать в договоре с реестродержателем, поскольку требованиями Центробанка к такому договору они не установлены. Однако обсуждение вопросов повестки дня перед посторонним лицом в любом случае дискомфортно, ведь формальная ответственность не компенсирует убытки от разглашения коммерческой тайны. Поэтому целесообразно утвердить порядок проведения собрания, при котором: реестродержатель осуществляет только регистрацию прибывших акционеров в начале собрания и фиксирует в конце собрания результаты голосования по вопросам повестки дня, о чём составляет протокол об итогах голосования. А при обсуждении бизнес-идей, коммерческих проектов, представитель реестродержателя будет удаляться, т.к. его функции при этом не требуются.

Немаловажный вопрос связан со стоимостью и фактической возможностью присутствия представителя реестродержателя на собрании, особенно в период массового проведения годовых собраний акционеров, проводящихся во втором квартале года.

Конечно, стоимость услуг будет варьироваться в зависимости от региона и реестродержателя. В целом все они в «высокий сезон» поднимают свои расценки с коэффициентом увеличения от двух до десяти раз. Радует, что для непубличных акционерных обществ есть альтернатива - обратиться к нотариусу.

2) Нотариальное удостоверение.

Этим способом могут воспользоваться непубличные АО и ООО.

Федеральной нотариальной палатой разработано единое для всех нотариусов Пособие. В соответствии с ним нотариусу заранее (за день, за три или как договоритесь) передаются необходимые документы: заявление на имя нотариуса, содержащее данные о дате, времени, месте проведения общего собрания и повестку дня, Устав, свидетельства о регистрации юрлица, список участников / акционеров и иные документы.

В назначенный день и час все желающие принять участие в Общем собрании собираются в установленном месте, как правило, в нотариальной конторе или в офисе компании. Нотариус, проверив личность всех участников / акционеров, фиксирует принятие ими решений и выдаёт специальное Свидетельство. Стоимость услуг нотариуса также рознится, однако прийти всем участникам в офис будет однозначно дешевле и быстрее, нежели ждать выезда нотариуса.

Для ООО в Уставе могут содержаться альтернативные способы удостоверения решений. Исключение составляет решение об увеличении уставного капитала ООО , факт принятия которого подтверждается только нотариусом и никаким другим способом, даже если в Обществе один участник (это единственное предложение в нашей статье, которое имеет отношение к обществам с единственным участником/акционером, все остальные требования к ним не относятся).

3) Подписание протокола общего собрания участниками Общества.

При всей кажущейся, на первый взгляд, простоте этого способа, в нем есть и подводные камни.

Во-первых, возможность его применения прямо должна быть зафиксирована в Уставе либо в единогласно принятом решении Общего собрания участников.

Во-вторых, единогласное одобрение решения о способе фиксации состава участников и порядке его принятия может быть затруднительно, если участники находятся в конфронтации: достаточно неявки или отказа от подписания одного из них такого решения, чтобы лишить решение собрания по этому вопросу легитимности, даже если для кворума и принятия других решений достаточно голосов. Как следствие - необходимость приглашать на Общее собрание нотариуса, а это связано с дополнительными затратами.

В-третьих, введена возможность подписания не всеми участниками Общего собрания, а их частью. Считаем, что подписание частью участников возможно предусмотреть в Уставе или в Решении о выборе способа подтверждения принятия решений Общим собранием, принятое единогласно всеми участниками, например:

    подписание всеми участникам, присутствующими при принятии решения;

    подписание определенными участниками с указанием их паспортных данных (однако, если кто-либо из них не явился или на очередном собрании не захотел подписать, и при этом необходимое количество голосов для принятия решения получено, то возникает необходимость проводить следующее собрание и, возможно, рассмотреть вопрос о приглашении на следующее собрание нотариуса);

    подписание участником, владеющим более 50% голосов (как обладателем контрольного пакета);

    подписание председателем и секретарем Общего собрания.

4) Следующий из способов, предусмотренных законом, - фиксация техническими средствами.

В законе не разъясняется, каким образом должна осуществляться фиксация, и кто её должен делать, но есть существенное условие - это должно позволять достоверно установить факт принятия конкретных решений общим собранием. Значит, и определение вида, способа (аудиозапись, видеозапись), порядка хранения оригинала записи, выдача её копий остается на усмотрение самих участников и должно устанавливаться Уставом. Возможно, в скором времени получит широкое распространение голосование с использованием систем видео-конференц связи (Скайп, Вотсап и т.п.), электронно-цифровой подписи, программного обеспечения или мобильных приложений для смартфонов / планшетов, позволяющих достоверно идентифицировать участника (по фото, по отпечатку пальца и т.д.) и проголосовать по вопросам повестки дня.

Можно предложить создать отдельный раздел в Уставе с подробным описанием: кто и каким образом такую фиксацию осуществляет, и где будут храниться данные, подтверждающие факт принятия решения общим собранием, а также ответственность за их утрату. Сделав список открытым, законодатель оставил возможность для каких-либо способов технической фиксации, нам пока неизвестных, но которые получат распространение в будущем.

Опять же повторимся, что любой ненотариальный способ фиксации должен быть утвержден единогласным решением всех участников. Если порядок подтверждения состава и принятия решений общим собранием ООО в Уставе или отдельном решении не описан, необходимо на каждое собрание приглашать нотариуса.

5) Можно избрать и иные способы, зафиксировав их в Уставе.

Например, отдельно следует прописать способ подтверждения решений, принятых путем заочного голосования. Для ООО это может быть уже упомянутое подписание Председателем и секретарем собрания. Для АО альтернативы нет - только реестродержатель, так как нотариус, не видя кто и когда подписал бюллетень, не удостоверит факт принятия решения.

Прошедшее со времени изменения ГК РФ время показало, что ООО и АО уже приспособились к требованиям, уверенно лавируя между предусмотренными возможностями. Однако, если компании датирован ранее 2014 года, что до сих пор не редкость, необходимо на каждое собрание приглашать нотариуса либо подписывать протокол единогласно, включая обязательный пункт про выбор способа подтверждения решения.

1. Пункт 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ

2. п. 107 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

3. См. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 января 2018 г. по делу № А54-939/2017

4. Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утв. Приказом ФСФР от 02.02.2012г. № 12-6/пз-н

5. Письмо ФНП от 01.09.2014 № 2405/03-16-3 О Пособии по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии.

Компания «Юридическое бюро» информирует своих Клиентов о необходимости проведения в срок до 30 апреля 2018 года годового общего собрания участников ООО и о последствиях нарушения такой обязанности:

1. Обоснование с точки зрения действующего законодательства:

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества.

Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества.

Как правило, он соответствует периоду, установленному в законе: общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.

Таким образом, ежегодное очередное собрание должно быть проведено в срок до 30 апреля текущего года.

Соблюдение сроков проведения годового общего собрания установлено и для обществ с единственным участником.

Это прямо следует из ст. 39 Закона об обществах с ограниченной ответственностью: В обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. При этом положения статей 34, 35, 36, 37, 38 и 43 настоящего Федерального закона не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания участников общества.

Административная ответственность по ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ наступает за незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до семисот тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей ;

Привлечь к ответственности могут само общество, его директора, членов совета директоров или ревизионной комиссии. За одно нарушение могут наказать сразу двух виновных лиц — директора и ООО.

Протоколы составляют территориальные органы Центробанка (подп. 81 п. 2 ст. 28.3 КоАП). Далее уполномоченный орган направляет протокол мировому судье по месту нахождения ООО, который и рассматривает дело и накладывает штраф.

2. К обязательным вопросам повестки дня годового общего собрания ООО относятся вопросы:

  • рассмотрения годового отчета Общества и утверждения результатов его деятельности, в т.ч. годового бухгалтерского баланса;
  • распределения прибыли/убытков общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона об обществах с ограниченной ответственностью орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества.

Срок представления годовой бухгалтерской отчетности органу государственной статистики - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Таким образом, годовой отчет и бухгалтерская отчетность должны быть подготовлены и предоставлены для утверждения директором не позднее чем за 30 дней до даты собрания.

Требования к годовому отчету ООО прямо законом не предусмотрены. Однако на практике общества руководствуются требованиями к составлению отчета для акционерных обществ, предусмотренных в главе 70. "Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П).

Законом об ООО предусмотрено обязательность указания сведений в годовом отчете о размере чистых активов.

Если в обществе больше 15 участников, то бухгалтерскую отчетность должна проверить ревизионная комиссия (ревизор). Общее собрание не может утвердить отчетность без заключения комиссии или ревизора.

3. О способе подтверждения принятия решения и состава участников собрания:

Подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ предусмотрена необходимость подтверждения факта принятия общим собранием решений по вопросам повестки дня и состава участников, присутствовавших на собрании.

Как правило, указанные действия подтверждаются нотариусом, приглашенным на собрание (либо собрание проводится в нотариальной конторе).

Однако предусмотрены и альтернативные способы:

  • подписанием протокола всеми участниками общества. В таком случае данный вопрос «О способе подтверждения принятия решения и состава участников собрания» должен быть включен в повестку дня, решение по такому вопросу должно приниматься единогласно.
  • способ подтверждения определен положениями устава (например, путем подписания протокола председателем и секретарем собрания). В таком случае отдельный вопрос в повестку дня включать не нужно, можно просто сослаться в протоколе на соответствующий пункт устава.

ВЫВОДЫ:

  • Законом презюмируется обязательность проведения годового общего собрания участников ООО, утверждения годовых итогов деятельности общества;
  • Как правило, Общество привлекается к ответственности по жалобе в ЦБ РФ одного из участников. Однако Регулятор вправе провести проверку и по собственной инициативе.
  • Привлечь к ответственности возможно как Общество, так и директора. При этом в практике распространены случаи, когда оплату штрафа в размере 500-700 тыс. рублей впоследствии взыскивают с единоличного исполнительного органа в качестве убытков.
  • Дела о наложении штрафов рассматривает мировой судья по месту нахождения ООО. Имеются случаи снижения штрафов (например, до 250 000 рублей), однако для снижения должны быть веские уважительные причины, пояснения о малозначительности деяния. В любом случае, принятие указанных аргументов остаются на усмотрение суда.
  • Срок давности привлечения к ответственности - один год с момента нарушения закона. Т.е. только 1 мая 2019 г. истечет срок давности привлечения к ответственности за нарушения в виде не проведения собраний в 2018 г.

Компания «Юридическое бюро» рекомендует во избежание вышеуказанных рисков своевременно проводить годовые собрания в установленные законом сроки (до 30 апреля 2018 года), а также выражает готовность оказать содействие в подготовке и сопровождении данной процедуры.

В рамках фиксированной оплаты в размере 30 000 (тридцати тысяч) РУБЛЕЙ мы можем предложить следующий пакет услуг:

I. ЭТАП АНАЛИЗА:

  1. Анализ состава вопросов, которых необходимо внести в повестку дня Общего собрания ООО с учетом специфики конкретного Общества и его уставных документов;
  2. Предложение способа подтверждения решений Общего собрания и уведомления участников о его проведении, порядка ознакомления с информационными материалами - опять же, с учетом ситуации в Обществе, действующего законодательства;
  3. Анализ действующего устава по вышеперечисленным моментам с предложением корректировки, позволяющих сделать процедуру подготовки и созыва собрания более рациональной и понятной на будущее;
  4. Анализ действующего устава общество на предмет соответствия действующему законодательству в целом с предложением корректировок.

II. ПОДГОТОВКА КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТОВ, необходимых для проведения Общего собрания:

  1. Решения о проведении собрания (от имени директора);
  2. Уведомления участников о созыве собрания;
  3. Списка участников Общества;
  4. Перечня информационных материалов;
  5. Проекта протокола с формулировками проектов решений, соответствующими законодательству.
  6. Годового отчета: составляется при условии предоставления изложенных в надлежащей форме сведений о деятельности общества, бух. отчетности, информации от лица, отвечающего за бух. учет, т.к. отчет по общему правилу должен содержать:
  • сведения о положении Общества в отрасли;
  • приоритетные направления деятельности Общества;
  • отчет совета директоров (наблюдательного совета) Общества о результатах развития Общества по приоритетным направлениям его деятельности;
  • перспективы развития Общества;
  • отчет о выплате прибыли;
  • описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества;
  • перечень совершенных Обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с законодательством крупными сделками, сделками с заинтересованностью;
  • сведения о чистых активах Общества и др. информацию.

Вышеуказанный пакет документов, включая составление годового отчета Общества производится в рамках вышеуказанной фиксированной оплаты при условии отсутствия у Общества активной хозяйственной деятельности и широкого круга участников, иных факторов, влекущих значительное увеличения объема оказываемых услуг. При наличии таких факторов мы оставляем за собой право сделать Клиенту коммерческое предложение по оказанию вышеуказанных услуг на иных (индивидуальных) условиях.

Если Вы примете решение провести соответствующую работу самостоятельно, Вы можете найти на .

← назад