Презентация - «Гранатовый браслет» - гимн торжествующей любви. Презентация по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Гранатовый браслет презентация

Презентация - «Гранатовый браслет» - гимн торжествующей любви. Презентация по произведению А.И.Куприна
Презентация - «Гранатовый браслет» - гимн торжествующей любви. Презентация по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Гранатовый браслет презентация

Слайд 1

«Гранатовый браслет» - гимн торжествующей любви.
Выполнила: Гайсина Т.С.учитель русского языка и литературы

Слайд 2

В душе померк бы день, И тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь, Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно Что не жил… Жан Батист Мольер

Слайд 3

Любовь - единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего. О. Бальзак

Слайд 4

Я пришел к мудрецу и спросил у него: "Что такое любовь? Он сказал "Ничего" Но, я знаю, написано множество книг: Вечность пишут одни, а другие – что миг... То опалит огнем, то расплавит как снег, Что такое любовь? "Это все человек!" И тогда я взглянул ему прямо в лицо, Как тебя мне понять? "Ничего или все?" Он сказал улыбнувшись: "Ты сам дал ответ!: "Ничего или все!",- середины здесь нет!" Омар Хайям

Слайд 5

Мы можем избавиться от болезни с помощью лекарств, но единственное лекарство от одиночества, отчаяния и безнадежности - это любовь. В мире много людей, которые умирают от голода, но еще больше тех, кто умирает от того, что им не хватает любви. Мать Тереза Любовь как ртуть: можно удержать ее в открытой ладони, но не в сжатой руке. Дороти Паркер

Слайд 6

Любовь – это:
ЛЮБОВЬ - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь) ЛЮБОВЬ – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение). (Толковый словарь С.И. Ожегова) ЛЮБОВЬ – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу; 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Слайд 7

Какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.

Слайд 8

Слайд 9

Одно из самых благоуханных и печальных произведений о любви – повесть А.Куприна «Гранатовый браслет». Романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой. Любовь до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины – тема повести.

Слайд 10

История создания повести «Гранатовый браслет»
Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьей князя Дмитрия Николаевича Любимова. «… В течение нескольких лет к моей матери, Людмиле Ивановне, почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенства в социальном положении не составляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Все уже и забыли о них…

Слайд 11

Так длилось до тех пор, пока от влюбленного телеграфиста не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было описано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай – разыскали служащего со «странной» фамилией Желтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Желтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Во время объяснений Желтого, отец больше молчал, а дядя, который молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Желтый обещал не писать больше мой матери. Этим все и кончалось.. Во всяком случае о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно.»

Слайд 12

Слайд 13

О чем произведение Куприна? Почему рассказ называется «Гранатовый браслет»? Что он символизирует?

Слайд 14

БРАСЛЕТ СИМВОЛИЗИРУЕТ
ЛЮБОВЬ
БЕЗЫСХОДНОСТЬ
СМЕРТЬ
ВЕЧНОСТЬ

Слайд 15

Как вы понимаете смысл эпиграфа к рассказу» ?
L. van Bethoven 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato

Слайд 16

Музыка Бетховена передает чувства героев рассказа

Слайд 17

Кто является главной героиней повести?

Слайд 18

Главной героиней повести является княгиня Вера Николаевна Шеина. Действие повести разворачивается 17 сентября – в день именин Веры Николаевны. Мужем Веры Николаевны был князь Василий Львович Шеин. Прежняя страстная любовь к мужу у Веры Николаевны перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы.

Слайд 19

Какое настроение создает пейзаж? Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада? Какую цель преследовал автор?

Слайд 20

Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.

Слайд 21

«Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. …он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам…»
Что мы узнали о браслете из письма Желткова? Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

Слайд 22

В записке рассказывается о браслете, о том, что это фамильная драгоценность, и что это самая дорогая вещь, которая есть у дарителя. В конце письма стояли инициалы Г. С. Ж., и Вера поняла, что это тот тайный воздыхатель, который пишет ей уже в течение семи лет. Этот браслет становится символом его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.

Слайд 23

«Гранатовый браслет» – рассказ о любви. А сколько историй любви в рассказе?

Слайд 24

Истории любви в рассказе
Вера Николаевна и Василий Львович; Анна Николаевна и Густав Иванович; Генерал Аносов и его жена; Вера Николаевна и Желтков
Генерал Аносов и болгарочка; «Полковая Мессалина» и прапорщик; Леночка, капитан и поручик

Слайд 25

Что говорят о любви герои повести?

Слайд 26

Герои о любви:
Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты, и компромиссы не должны ее касаться». Вера Николаевна: «И что это: любовь или сумасшествие?» Желтков: «…это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить «Да светится Имя Твоё…» Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкование»

Слайд 27

Работа в группах ВОПРОСЫ
Первая группа: «Какова роль образа генерала Аносова в рассказе?» Вторая группа: «Как и почему отношение князя Шеина к Желткову изменилось?»
Третья группа: «Каков смысл упоминания в рассказе «великих страдальцев Пушкина и Наполеона»»? Четвертая группа: «Судьба Желткова – история «маленького человека» или «громадная трагедия души»?

Слайд 28

Генерал Аносов
«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой»

Слайд 30

«Великие страдальцы»
«Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона»

Слайд 31

НАПОЛЕОН: «невольник власти»
ПУШКИН: «невольник чести»
ЖЕЛТКОВ: «невольник любви»

Слайд 32

Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры? Каую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?(гл. 8, стр. 174) Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? « Что это любовь или сумасшествие?» (гл.10,с.181, гл.11, с.187-188)

Слайд 33

Почему Желтков « заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?

Слайд 34

«Да святится имя Твое» - рефреном звучит в последней части «Гранатового браслета». Ушел из жизни человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой №2 Largo Appassionato. На этой трагической ноте заканчивается повесть.

Слайд 35

«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое». Да я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь: «Да святится имя Твое».

«ВЕЛИКАЯ СИЛА ЛЮБВИ!»

(по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)


Самый большой дар, который ты можешь дать или получить, - любовь.

П.Брэгг

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся.

Л.Н. Толстой



ЗАДАНИЕ 1:

1. Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

2. Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

3. ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?

4. Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ


ЛЮБОВЬ – ЭТО:

  • ЛЮБОВЬ - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)
  • ЛЮБОВЬ это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение). (Толковый словарь С.И. Ожегова)
  • ЛЮБОВЬ 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу; 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)


Рассказ «Гранатовый браслет» имеет вполне реальную основу. Однако, талант Куприна, конкретный жизненный факт, превратил в историю, о которой веками мечтают и тоскуют лучшие умы и души человечества: поэты, романисты, музыканты, художники.

Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: "Да святится имя Твое".

Любовь маленького человека заканчивается трагически – он погибает. Его духовным обетом были слова: «Молчать и гибнуть».

Любовь позволяет героям подняться над будничностью, суетностью. В письме Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уму, не в таланте выражается индивидуальность, а – в любви».



  • Работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Соната Бетховена "Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству.
  • Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: "Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)".

  • Есть еще один жизненный источник произведения, он связан с музыкой Бетховена. Как известно, Бетховену так и не суждено было жениться. Живя в Вене, он давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей. Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди - ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви. Нельзя не упомянуть и ещё об одном важном обстоятельстве.
  • После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной».
  • Романтическая история любви композитора, возможно, была известна Куприну и каким-то образом повлияла на содержание, на окончательный облик «Гранатового браслета» - на столь важную для Куприна идею невозможности, несбыточности, трагической обречённости высокой и чистой любви.

В душе померк бы день,

И тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви,

Тот всё равно, что не жил…

Ж.Б.Мольер


Гранат, по некоторым источникам, ранее назывался «карбункулом» (от латинского «карбо» - уголек, вероятно, полагали, что минерал раскален как уголек). Название «гранат» этому камню было дано известным ученым и алхимиком Альбертусом Магнусом.

Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.

«Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера.


Любовь это

страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях


ЗАДАНИЕ 2 :

3. Существует ли идеальная любовь?

4. Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

1. «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?

2. Любовь без взаимности: счастье или трагедия?


  • Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».
  • Вера Николаевна: «И что это: любовь или сумасшествие?»
  • Желтков: «… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твоё…»
  • Шеин: «… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования»

ЗАДАНИЕ 3:

1. Встречается ли неземная любовь?

2. Как притягивать любовь?

3. Почему любовь управляет человеком, а не наоборот?

4. Какой видит А.И.Куприн истинную любовь?


  • Любовь для писателя – основа всего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»
  • Его герои - люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.
  • Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив.

Мы должны приносить в любовь все самое лучшее, что чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ. ГРАНАТ

  • ФИОЛЕТОВО-КРАСНЫЙ гранат - камень любви, пламени, страсти. Он способствует семейному счастью, дарит взаимную любовь, исполняет заветные мечты, предохраняет от несчастных случаев в дороге. Камень гранат является талисманом для людей, обладающих профессиями, сопряженными с риском.
  • КРАСНЫЙ гранат - камень любви, гнева и крови, пламени и страсти. По преданиям, тот, кто носит красный гранат, приобретает власть над людьми, он отгоняет печаль и приносит радость. Также делает своего хозяина веселым и приятным для окружающих, оберегает от страшных снов, а также от колдовства и «сглаза». Людям от природы активным и волевым помогает достичь власти и высокого служебного положения. Дает сильную энергетическую подпитку своему владельцу. Этот красивый самоцвет многие считают камнем влюбленных, он предохраняет от измены и взывает к благодарности. Способствует хорошему настроению своего владельца, придает ему легкость в танцах, укрепляет желание быть верным другом особенно тому, кто подарил этот чудесный красный самоцвет.

ЖЕЛТЫЕ ГРАНАТЫ символизируют и олицетворяют упорство и силу, славу и красоту, постоянство и преданность, здоровье и верность, великолепие, чистоту и блеск.

ЧЕРНЫЙ гранат помогает лучше общаться с миром усопших для познания своего будущего


  • Персидский поэт Хафия писал: "Как солнечный луч воспламеняет гранат в твоем перстне, так сердце мое разжигает любовь к тебе".
  • Этим камнем охотнее всего обменивались влюбленные. Кольца с гранатом дарили в доказательства дружбы, памяти, благодарности эти украшения были особенно модны в эпоху романтизма, когда символике придавали большое значение. Из мелких красных камешков делали кольца, броши, подвески в форме соединенных сердец, цветов, четырехлистного клевера, подковок, якорей.
  • В древности на поверхности больших отшлифованных гранатов вырезали профили властителей, изображения богов, портреты близких – это те геммы, обычно красивые и говорящие о мастерстве художника-гравера, которыми мы и поныне можем любоваться в музеях. Люди востока ценили красные камни за их якобы целительные свойства.

  • Врачи советовали носить украшения с гранатами при болезнях и высокой температуре. Это поверье сохранилось до средних веков, когда считали, что гранатовые ожерелья помогают при воспалении горла и при упорных головных болях. Гранат также должен был обеспечить своему обладателю хорошее настроение и веселые мысли, но лишь при условии, что его никогда не снимают. Камень этот считался не только "талисманом влюбленных", его называли также "камнем честности". Кто овладел им путем разбоя и воровства, не мог ожидать, что гранат принесет ему счастье.
  • В XV в. В Италии рассказывали занятную историю о воре, который ограбил лавку богатого золотых дел мастера во Флоренции. Среди украденных ценностей была золотая цепь, усеянная сверкающими гранатами. Через некоторое время грабителя поймали, и когда отобрали у него добычу, то к всеобщему удивлению обнаружили, что камни утратили цвет, помутнели и чуть ли не почернели и только когда цепь вернули ее хозяину, гранаты снова засверкали полным блеском.

Жемчуг - именно о нем говорят, как о лучезарном и неповторимом, именно его воспевают в стихах, только его совершенство сравнимо с красотой женщины. Издавна на востоке ценился желтоватый и коричневый жемчуг, нам же ближе белоснежный жемчуг, имеющий голубоватый отлив. Издавна существует много легенд, повествующих историю происхождения драгоценных жемчужин. Это и «застывшие капли дождя», и «лунный свет», и «слезы моря». Сегодня нам известен состав жемчужин, это карбонат кальция, конхиолин и вода. Вот такой чудесный самоцвет создала природа, а находят его в раковинах морских и пресноводных моллюсков.

ЖЕМЧУГ


  • У низкого человека жемчуг недолговечен: он темнеет и может рассыпаться. В водных путешествиях жемчуг заботится о том, чтобы они были беспрепятственны, и умеет вести переговоры с водной стихией и ее населением, стоит только опустить его в воду. Способствует благоденствию и долголетию, приносит счастье своему обладателю. Блеск жемчуга зависит от здоровья его владельца. После смерти владельца Жемчуг тускнеет. В Древнем Риме жемчуг был посвящен богине любви Венере. Кольцо с жемчугом охраняет от воров и от несчастных сделок. Его обязательно должны носить Рыбы, т.к. он охраняет их от необдуманных действий.

  • Мистические свойства: Способствует ясновидению, охраняет от сглаза, дает человеку способность объективно мыслить, не совершать опрометчивых поступков, укрепляет верность в любви. Однако помогает только людям самоуверенным и фанатичным, всем другим может принести слезы и утрату надежд. Однако несмотря на большую популярность, жемчуг - камень весьма опасный. Он, что называется, снимает "розовые очки" - человек видит окружающую действительность без прикрас. Одновременно с этим жемчуг усмиряет гордыню и тщеславие, лишает честолюбивых устремлений, дарует покорность и постоянство. Это камень истинно верующих людей.


"Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом."

Константин Паустовский

«Гранатовый браслет»

Куприн писал о реальных прототипах своего произведения: «Сейчас я занят тем, что номерую «Гранатовый браслет», это печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно влюблен в жену Любимова».

Верный теме всепоглощающей любви, именно Куприн в десятые годы выступил защитником этого чувства. Но для этого ему пришлось создать не совсем обычную историю.


Для начала возьмем стихотворение поэта Игоря Северянина

«Это было у моря»

и найдем

точки соприкосновения и основные различия между этим произведением и повестью Куприна.


Поэма-миньонет

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла - в башне замка - Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:

Королева просила перерезать гранат,

И дала половину, и пажа истомила,

И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,

До восхода рабыней проспала госпожа...

Это было у моря, где волна бирюзова,

Где ажурная пена и соната пажа.

Февраль 1910


Что мы смогли обнаружить.

Где происходит действие поэмы-миньона?

Где происходит действие «Гранатового браслета»?

Из какого социального круга герои поэмы и повести?

Из какого круга паж? Равен ли он королеве?

Из какого круга Желтков?

Равен ли он по положению княгине Вере?

Как отреагировали героини произведений на любовь?

В каком из произведений, по вашему мнению, заключена реальная правда?

Игорь Северянин

(Игорь Васильевич Лотарев)

Оба произведения одного года – 1910



Пейзаж

Начало повести наполнено бурными порывами ветра, внезапно налетевшим из степи ураганом, но вдруг все успокаивается. Так внезапно захватывающая человека страсть затихает и может обрести форму ровного и ничем не омраченного чувства. К 17 сентября наступили ясные и теплые дни. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеиной. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения».


Образ княгини Веры. Портрет, семья, муж, интересы. Можете ли вы назвать по-человечески счастливой жизнь кн. Веры?

Внешний облик Веры напоминает холодный мрамор скульптуры. Ничто ее не привлекает в этой жизни страстно, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью. Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера была бездетна и мечтала о детях.


Анна Николаевна. Дайте ей характеристику. Как вы думаете, почему не она стала героиней повести ?

День именин

День именин не предвещал ей ничего особенного. Она получила подарок от своей сестры. Автор несколькими штрихами нарисовал изящную безделушку, (прочтите) преподнесенную Вере. Вещь подобрана со вкусом. Чувствуется, что в этом мире – мире аристократов – знают толк в красивых вещах.


Письмо Желткова и его подарок

По контрасту с этим подарком гранатовый браслет кажется вульгарным и безвкусным. (Прочтите) Но в письме, которое приложено к этому подарку, сказано, что браслет обладает способностью наделять того, кому она принадлежит, даром предвиденья.

"Точно кровь!" - подумала с неожиданной тревогой Вера, уже наделенная этим даром. Так в повести «Олеся» героиня предсказывала несчастную судьбу их с Иваном Тимофеевичем любви.


Альбом Василия Львовича

Письмо Желткова не вульгарно, но вслед за получением подарка Вера идет к гостям, и там ее муж веселит собравшихся весьма остроумными записями в альбоме, объединенными одной темой – насмешкой над сильной любовью . Достается от него и некому Пе Пе Ж е– так князь Василий называет таинственного поклонника своей жены, о котором он осведомлен.

Князь просто не может поверить, что человек из столь невысокого круга – телеграфист – способен на безупречное рыцарское чувство.


М. Д. Скобелев

Образ генерала Аносова

Он произносит те слова, которые и хотела, и боялась услышать Вера.

Найдите эти слова


Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов».

Пылкая влюблённость или быстро прогорает и приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит «в чувство прочной, верной, истинной дружбы» к мужу, как у княгини Веры.

И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано –

«сильна, как смерть».


Истории, рассказанные генералом Аносовым, все про сильную, порой безумную любовь. Еще большую силу им придает то, что Аносов был человеком, про которого легендарный Скобелев сказал: "Я знаю одного офицера, который гораздо храбрее меня, - это майор Аносов". Жизнь, смерть и любовь – главные темы искусства переплетаются в рассказах Аносова. (Найдите эти рассказы)


Принадлежность к высшему кругу заставляет родных Веры принять меры против возможной компрометации.

Брат и муж княгини находят ее таинственного приверженца, молодого служащего Желткова. В начале неприятного визита он конфузиться. Смущен. Но вдруг после нескольких слов князя Тугановского Желтков меняется.

Какие это слова? Что с ним произошло?



Завершающая часть рассказа пронизана высокой символикой рыцарского служения Прекрасной Даме, может напомнить знаменитое стихотворение А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный».

Гуманистическая позиция автора заключается, в первую очередь, в противопоставлении благородных человеческих чувств банальности. Куприн показывает, что благородство чувств не дается человеку от рождения, самоотверженность - такое же редчайшее явление среди людей, как зеленый гранат среди красных.

История создания повести «Гранатовый браслет»«… В течение нескольких лет к
моей матери, Людмиле
Ивановне, почти каждый день
приходили письма от
неизвестного адресата, который
в своих посланиях открывал свои
чувства к ней. Понимая, что их
неравенства в социальном
положении не составляет ему
никакой надежды на ответное
чувство, он писал, что не в его
силах прекратить напоминать о
себе. Письма долго сохранялись
в семье. Все уже и забыли о
них…

Так длилось до тех пор, пока от
влюбленного телеграфиста не был
получен в подарок гранатовый браслет.
Наша семья признала это за
оскорбление. Как и было описано в
повести, князь Любимов и брат
Людмилы Ивановны – Николай –
разыскали служащего со «странной»
фамилией Желтый. Отец потом
рассказывал мне, что визит к Желтому
потряс его. Телеграфист жил в убогой
мансарде на шестом этаже. Там пахло
мышами, кошками, керосином и
стиркой. Во время объяснений Желтого,
отец больше молчал, а дядя, который
молод, горяч и высокомерен, был без
нужды резким. Желтый обещал не
писать больше мой матери. Этим все и
кончалось.. Во всяком случае о
дальнейшей судьбе его нам ничего не
известно.»

Задуманный небольшой, в
печатный лист (двадцать одна
страница), рассказ
неожиданно для автора
давался с трудом, разрастался
до размеров повести. Работа
продолжалась более трёх
месяцев. Первая публикация
состоялась в альманахе
“Земля”, зимой 1911 года.

Главной героиней
повести является княгиня
Вера Николаевна Шеина.
Действие повести
разворачивается
17
сентября – в день именин
Веры Николаевны. Мужем
Веры Николаевны был
князь Василий Львович
Шеин. Прежняя страстная
любовь к мужу у Веры
Николаевны перешла в
чувство прочной, верной,
истинной дружбы.

Всех действующих лиц, за исключением Желткова – главного
героя влюбленного в княгиню Шеину, Куприн собирает на даче
семейства Шеиных. Среди гостей Куприн выделяет старого
генерала Аносова, боевого товарища отца Веры. Горничная
вручила Вере сверток. Развернув его, Вера обнаруживает футляр,
в котором лежал золотой браслет с камнями и записка.

В записке рассказывается о
браслете, о том, что это
фамильная драгоценность, и
что это самая дорогая вещь,
которая есть у дарителя. В
конце письма стояли
инициалы
Г. С. Ж., и Вера
поняла, что это тот тайный
воздыхатель, который пишет
ей уже в течение семи лет.
Этот браслет становится
символом его безнадежной,
восторженной, бескорыстной,
благоговейной любви.

Тема: любовь.
Идея: Изображение
судьбы «маленького»
человека, история его
любви.
Композиция: 13 частей,
вставные новеллы,
полемичность образных
рядов.
Стиль: безличной
болтовне
противопоставляется
«книжный характер»
речи.

Символы

Гранатовый браслет
«Это камень любви, гнева и крови. На
руке человека, томящегося в
лихорадке или опьяненного
желанием, он становится теплее и
горит красным пламенем… Если
растолочь его а порошок и
принимать с водой, он дает румянец
лицу, успокаивает желудок и веселит
душу. Носящий его приобретает
власть над людьми. Он врачует
сердце, мозг и память» - так в
рассказе «Суламифъ» царь Соломон,
даря своей возлюбленной
драгоценности, говорит о
«внутренней природе камней, об их
волшебных свойствах и
таинственных значениях».

Обращает на себя
внимание разительное
несоответствие
«низкопробного, очень
толстого» браслета и
украшающих его камней.
Этот контраст
проецируется на
изображение социально
униженного
«маленького человека»
Желткова, который,
однако, таит в себе
чувство прекрасного.

Жемчужные серьги
Героиня получает и
другую драгоценность –
серьги из грушевидных
жемчужин от мужа.
Жемчуг же издавна
являлся символом, с
одной стороны, духовной
чистоты, с другой –
недоброго
предзнаменования.

Также в
изображении
Желткова Куприн
проводит аналогию
с Башмачкиным
Гоголя. Достигает
этого автор с
помощью
характеристики
каллиграфического
почерка героя.

Герои:
княгиня Вера Николаевна
Шеина
Георгий Степанович Желтков
князь Василий Львович Шеин
Николай Николаевич МирзаБулат-Тугановский
Анна Николаевна Фриессе,
сестра Веры
пани Заржицкая
генерал Аносов
Женни Рейтер

Герои о любви:

Аносов: «Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные
удобства, расчёты, и компромиссы не должны ее
касаться».
Вера Николаевна: «И что это: любовь или
сумасшествие?»
Желтков: «…это не болезнь, не маниакальная идея –
это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня
вознаградить «Да светится Имя Твоё…»
Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как
любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе
истолкование»

«Вот сейчас я вам покажу в
нежных звуках жизнь, которая
покорно и радостно обрекла
себя на мучения, страдания и
смерть. Ни жалобы, ни упрека,
ни боли самолюбия я не знал. Я
перед тобою – одна молитва:
«Да святится имя Твое». Да я
предвижу страдание, кровь и
смерть. И думаю, что трудно
расстаться телу с душой, но,
Прекрасная, хвала тебе,
страстная хвала и
тихая любовь:
«Да святится имя Твое».

«Вспоминаю каждый
твой шаг, улыбку,
взгляд, звук твоей
походки. Сладкой
грустью, тихой,
прекрасной грустью
обвеяны мои последние
воспоминания. Но я не
причиню тебе горя. Я
ухожу один, молча, так
угодно было Богу и
судьбе.

Подумай обо мне,
и я буду с тобой,
потому, что мы с
тобой любили друг
друга только одно
мгновение, но
навеки… Для меня
вся жизнь
заключается
только в Вас…

Сам гранатовый браслет
является деталью, еще
более ярко
подчеркивающей всю
трагедию этого человека.
Психологическая кульминация повести - прощание Веры
с умершим Желтковым, их единственное «свидание». «В
эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает
каждая женщина, прошла мимо нее».
Любовь высушила героя, забрала все лучшее, что было в
его натуре. Но ничего не дала взамен. Эту любовь можно
назвать явлением уникальным, чудесным, удивительно
красивым.

«Да святится имя Твое» - рефреном звучит в
последней части «Гранатового браслета». Ушел из жизни
человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в
окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой №2
Largo Appassionato. На этой трагической ноте
заканчивается повесть.

Первая тема для дискуссии:

Желтков слабый, безвольный человек,
поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог
пережить безответную любовь Желтков –
великий человек, он имел талант любить, но по
воле судьбы любовь не нашла взаимности. Его
чувство вызывает гордость. Он ушел из жизни,
чтобы не мешать жить любимой женщине, не
быть преградой.
Слабый или великий Желтков. В чем заключался
талант любви Желткова?

Вторая тема для дискуссии:

Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу
лет. Сильная, страстная, вечная Любовь
Желткова – это любовь на расстоянии, любовь –
восхищение и преклонение любимой. Но, если
бы он стал мужем, то любовь бы превратилась в
быт и в скором времени стала привычкой.
Существует ли настоящая любовь? Что же это
такое.

Третья тема для дискуссии

Желтков покончил жизнь самоубийством, так как
у него не было выхода Всегда есть выход, и
кончать жизнь самоубийством - глупость
Нужно ли было Желткову уходить из жизни?
Мнения учащихся

Финал рассказа.

Какую роль в рассказе играет музыка?
Вывод
Любовь для Желткова выше всего земного, она
божественного происхождения. Никакие
«решительные меры» и «обращения к властям» не
могут заставить Желткова разлюбить. Ни тени обиды
или жалобы в словах героя, только благодарность за
громадное счастье – любовь.
Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность,
как будто он перед расставанием с жизнью узнал
какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю
его человеческую жизнь.»

Куприн показывает великий талант любви и
приравнивает его к талантам признанных
гениев.
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни
княгиня Вера, ей открылось нечто
недоступное ранее, та самая любовь, о
которой «грезят все женщины и на которую
больше не способны мужчины», та, «которая
повторяется раз в тысячу лет».
Герои «любили друг друга только одно
мгновение, но навеки».
Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда
борьба и достижение, всегда радость и страх,
всегда воскрешение и смерть».

Да святится имя Твое…

Заключение

А.И. Куприн, "Гранатовый браслет".
(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького
человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не
только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над
мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается
человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь
возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни.
«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни
философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается
только в Вас», - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни,
Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». В этом
можно усмотреть кощунство. Любовь для героя^ выше всего земного, она
божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к
властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах
героя, только благодарность за «громадное счастье» -любовь.
Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед
расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую
всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски
«великих страдальцев - Пушкиной Наполеона». Так Куприн показывает великий
талант любви, приравнивая его к талантам признанных_генцев."
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто
недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу
лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».

Несмотря на печальную
развязку, герой Куприна
счастлив. Он считает, что
осветившая его жизнь любовь -
это подлинно прекрасное
чувство. Она красива, как луна,
чиста, как небо, ярка, как солнце,
постоянна, как природа. Такова
рыцарская, романтическая
любовь Желткова к княгине
Вере Николаевне, поглотившая
все его существо. Желтков
уходит из жизни без жалоб, без
упреков, произнося, как
молитву: «Да святится имя
Твое».

8.Чей это портрет: «Она была наполовину
ниже, несколько широкая в плечах, живая и
легкомысленная, насмешница. Лицо ее
монгольского типа с довольно заметными
скулами, с узенькими глазами.... однако,
пленяло какой-то неуловимой и непонятной
прелестью...»?
(Анна)

9.Имя знаменитой пианистки, подруги
Веры по Смольному институту?
(Женни Рейтер)
10.Имя мужа Веры?
(Князь Василий Львович)

11.Чей это портрет: «Тучный, высокий,
серебряный старец, тяжело слезал с
подножки....
У него было большое, грубое, красное лицо с
мясистым носом и с тем добродушновеличавым, чуть-чуть презрительным
выражением в прищуренных глазах.... какое
свойственно мужественным и простым
людям...»?
(Генерал Аносов)

12.Фамилия Веры до замужества?
(Мирза-Булат-Тугановская)
13.Кто «...хохотал громко и восторженно, и
худое, гладко обтянутое кожей лицо, с
прилизанными жидкими, светлыми волосами, с
ввалившимися глазными орбитами, походило на
череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»?
(муж Анны- Густав Иванович)

14.Имя Желткова?
(Георгий)
15.Чей это портрет: «очень бледный, с нежными
девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым
детским подбородком с ямочкой посередине; лет
ему, должно быть, было около тридцати,
тридцати пяти»?
(Желтков)
16.Кто эта женщина, которая «.... обняла ствол
акации, прижалась к нему и плакала»?
(Вера)

17.Кому принадлежат эти слова: « А где же любовь-то?
Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
награды? Та, про которую сказано- «сильна, как
смерть»?
Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой
подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не
труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне
сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его
люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть,
будущее и покажет его любовь в свете большой
красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь
должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы
не должны ее касаться»?
(Генералу Аносову)

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:
1. «… что это было: любовь или
сумасшествие?» (По рассказу А. И.
Куприна «Гранатовый браслет»)
2. « Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,
не в творчестве выражается
индивидуальность.Но в любви!!!
А.И.Куприн
Напишите небольшое размышление о том, как вы
понимаете эти слова.