Русские народные сказки с бабой-ягой. Где живёт Баба Яга? Как называется сказка где изображена баба яга

Русские народные сказки с бабой-ягой. Где живёт Баба Яга? Как называется сказка где изображена баба яга
Русские народные сказки с бабой-ягой. Где живёт Баба Яга? Как называется сказка где изображена баба яга

Баба-Яга - один из наиболее загадочных персонажей русского фольклора. Ее образ фактически не поддается трактовке. Ясно, что каким-то образом она связана с силами тьмы, но почему она живет в избушке на курьих ножках, пытается изжарить маленьких детей, одаривает пришлого молодца и летает в ступе? Трудно понять, что хотели сказать народу авторы волшебных сказок с участием Бабы-Яги. Это непонимание приводит порой к самым невероятным предположениям. Например, что эта древняя старуха соорудила некий двигатель с реактивной тягой, ступу, в которой летает выше леса стоячего. Какие смыслы скрываются в образе Бабы-Яги? Разобраться в этом помогут древние знания, изложенные в текстах Ригведы. Почему Ригведы? П. А. Лавровский полагал, что слово «яга» может происходить от санскритского слова «aha», которое означает «идти, двигаться». Более того, в имени ведьмы угадывается общеевропейский корень «аг» («действовать, приводить в движение»). Корень «аг» звучит в имени арийского бога огня Агни, которому посвящено наибольшее количество гимнов Ригведы. Агни имел некое первостепенное по важности значение в мировоззрении ариев.

Сюжет русской сказки

Персонажи, подобные Бабе-Яге, известны многим народам мира. Подробные сведения о них изложены в книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Но мы рассмотрим более внимательно, чем замечательна наша русская Баба-Яга. Это - старая слепая безобразная женщина. К ее имени часто прилагается прозвище «Костяная Нога». Иногда ее величают хозяйкой вселенной, иногда - повелительницей зверей и птиц. Она живет в избушке на курьих ножках, в которой нет ни окон, ни дверей. Избушка стоит посреди темного дремучего непроглядного леса. Она окружена частоколом из человеческих костей. На каждом коле - череп с горящими глазницами. Избушка может поворачиваться, т. е. вращаться вокруг собственной оси. В частоколе есть ворота, и от избушки к ним ведет узкая тропинка. Большую часть времени старуха проводит в своем доме, где спит, лежа на полатях. То ли избушка слишком маленькая, то ли старушка такая большая, но она занимает практически все внутреннее пространство, исключая, конечно, то место, где стоит печь. При этом ее нос упирается в потолок, т. е. она не может даже пошевельнуться. Но это не мешает ей иногда вылетать из избы, сидя в ступе, на орле либо на крылатом коне. Когда Баба Яга летит в ступе, она размахивает помелом, а под ступой проносятся буйные ветры. Совместно с бабой Ягой проживают различные животные - змеи, ящерицы, лягушки, сова и кот Баюн. Братья Яги - ветер, месяц и солнце.

К старушке обязательно является добрый молодец. Но она совсем непрочь похитить маленьких детей. Как правило, молодец отправляется в путь в неопределенном направлении с неопределенной целью - куда-то за тридевять земель в тридесятое царство. В этом путешествии ему не миновать избушку. Более того, ему просто необходимо побывать в непрошенных гостях у ее обитательницы. И хотя молодец набредает на жилище Яги случайно, он всегда знает, как себя вести и что говорить. Перво-наперво он дует на избушку и просит, чтобы она повернулась «к лесу задом, а ко мне передом». И избушка ему повинуется. Где перед, там и вход. Появляется дверь, которая открывается на произнесенное слово. Иногда герой кропит дверь водой. Старуха узнает гостя по запаху: «чу, русским духом пахнет», но относится к нему вполне доброжелательно и стремится с ним побеседовать. Но наш герой, видя, что старая женщина подзабыла обряд, напоминает ей: «сначала накорми-напои, баньку истопи, а уж потом и выспрашивай». Яга выполняет все беспрекословно. Сказка заканчивается одним из двух исходов: старуха пытается сжечь молодца в печи, но сгорает в ней сама, или она наделяет его дарами - конем, орлом, ковром-самолетом, гуслями-самогудами, сапогами-скороходами. От нее он получает вдобавок некоторые знания, например научается языку птиц и зверей.

Сюжет сказки короткий, незамысловатый и все-таки непонятный. Тем не менее, все образы даны не случайно, фактически в каждом скрыты смыслы. Их можно раскрыть, если понять, как воспринимали мир арии.

Темный лес и избушка на курьих ножках

Темный лес - олицетворение тьмы вообще. Эта тьма занимает некое ограниченное пространство - бор. Слово «бор» происходит из цепочки слов «пар-пор-пур», где «пар» - расширение пространства, «пор» - его ограничение («пора»), а «пур» - его сужение в линию («пурга», «путь»). Вот почему сочетание «бур» встречается в словах «буря» и «буран» - они отражают свойства линейного перемещения, т. е. свойства ветра. Как известно из русской сказки, ветер - брат Яги, а когда она летит в своей ступе, то поднимает в лесу бурю. Возможно, арии воспринимали свою полуночную страну как ограниченное пространство, заселенное людьми, зверьем и засаженное лесом. Поэтому и страна называлась Бореей.

В этом лесу-бору где-то в неопределенном месте стоит дом-избушка. Где это место, не знает никто. Неопределенность начала в эзотерической литературе характеризуется выражением «ни места, ни объема». В сказке о Бабе-Яге избушка имеет объем, но не имеет определенного места. Добрый молодец выходит на нее случайно («иди туда, не знаю, куда»). В сказке о Мальчике-с-пальчик герой пытается заметить дорогу к этому месту, бросая по пути к нему кусочки хлеба. Но птицы и звери растаскивают хлеб, и направление к дому теряется. Дом не имеет ни окон, ни дверей и похож на каменный ящик-дольмен или на деревянный ящик-домовину, в котором хоронили умерших. Помещение умершего в малое пространство тьмы считалось необходимым условием для его воскресения, т. е. для нового рождения. Действительно, за смертью следует рождение, т. е. рождение непременно является следствием смерти. Зарождение новой жизни происходит во тьме утробы, которое и есть это самое маленькое темное пространство. А смерть - это уход во тьму. Так, во мрак ночного неба уходит луна. Этот период мрака недаром назван новолунием, ведь именно в нем нарождается молодой месяц.

Избушка стоит на курьих ножках. Значит темный ящик - утроба птицы. В русской сказке эта птица - курица, которая не летает и не плавает, т. е. не связана ни с воздухом, ни с водой. Она не может оторваться от земли, курица - земное существо. Согласно более архаичным воззрениям, все новое рождается во тьме вод. Небо воспринималось ариями как водная поверхность, по которой в ладье плывут луна и солнце. Птица сносит яйцо (тоже малое темное потаенное место), в котором спрятан зародыш новой жизни. Мир возникает из яйца водной птицы - гуся, лебедя, утки, цапли и т. д. Однако русская сказка более тесно была связана с представлением о тьме земной. Это означает, что народ, придумавший эту сказку, жил далеко от океана, моря или озера, вокруг был один только дремучий лес («дрема-сон-тьма»).

Избушка стоит в центре круга, окружность которого обозначена частоколом из человеческих костей. Кости, как и деревья в лесу, обладают одним общим свойством - они растут, поэтому в древности кости всегда отождествляли с растениями, деревьями. На кольях нанизаны черепа с горящими глазницами. Арии полагали, что глаза подобны солнцу: они испускают свет, позволяющий видеть окружающие предметы. Способность видеть возникает только с появлением света. В темноте распространяются лишь звуки и запахи. Существование подобного поверья подтверждают материалы раскопок курганов Причерноморья, произведенные украинским археологом Ю. Шиловым. Он обнаружил в раскопах черепа, в глазницы которых были вставлены угли. Избушку от частокола отделяет пространство круга, свет излучает окружность этого круга. От избушки к ободу круга пролегает тоненькая дорожка. Это невидимый луч, который испускает домик, радиус круга, в центре которого стоит избушка. Вдоль этого радиуса круг может расширяться, на что указывают ворота, т. е. брешь в частоколе.

Светящаяся окружность позволяет предположить, что круг, обозначенный в темноте леса, подобен луне, а сам лес - ночному небу. В диске луны незаметна его центральная точка - луна имеет светящуюся поверхность, но ее внутренность темна. Луна испускает холодный свет. Она самопроизвольно делится на два полукруга - полумесяца. Значит, внутри диска проведена незримая вертикальная линия, о наличии которой можно только догадываться. Вертикальная линия делит круг на две половинки - левую и правую. Диск луны можно разделить еще на две равные противоположные части - верх и низ. Таким образом, круг делится пополам также горизонтальной линией. Выделяются четыре направления в плоском пространстве. Вертикальная и горизонтальная линии являются осью зеркальной и поворотной симметрии, вместе они образуют крест. Линии позволяют «увидеть» в круге невидимую центральную точку, они разбивают его на четыре равные части. При этом более наглядно проступает поворотная (радиальная) симметрия. Через центральную точку проходит незримая ось вращения, которая обозначает еще два противоположный направления в пространстве, круг становится колесом, но 6 направлений дают представление о сфере. Вот почему избушка поворачивается вокруг себя на своих куриных ножках. Куриные ножки означают сам факт движения (нога=движение). Но луна также является символом представления о точке (избушка), которая расширяется в круг. Символ расширения здесь - кость (удлиняющийся радиус и окружность), символ движения - нога. Таким образом, в центре круга, в избушке, находится источник движения. Круг имеет предел расширения - окружность. Область круга - тьма, но окружность излучает свет.

Крест позволяет увидеть незримое - центральную точку, источник движения. Проявление невидимого с помощью креста гораздо позднее было введено в ритуальный обиход христианства. Осенение крестом означает изгнание «нечистой силы», когда скрывавшаяся дотоле темная сила становится видимой. Именование «нечистая сила» получили те невидимые компоненты круга, которые присутствуют в нем, скрытые от света (сам свет - порождение тьмы), да и вообще все «обитатели» тьмы. Узнать об их существовании можно не видением, а ведением, т. е. знанием, полученным не от органов чувств, а размышлением. Скрытое от глаз знание и есть то самое тайное знание, которое было доступно лишь посвященным. Обретение тайного знания было возможно путем погружения во тьму. Это погружение во тьму подобно смерти, а неофит - заново рожденному. Старушка, обитавшая в избушке на курьих ножках, знала что-то такое, за чем и отправился удалой добрый молодец в темный лес. Чтобы получить знание, ему необходимо было погрузиться в утробу. Молодец отправился в путь за неким высшим знанием, так как он достиг центра круга. А избушка - утроба, в которой рождается вселенная (расширяющийся круг). Молодцу, по-видимому, надо было получить знание о рождении вселенной.

Мудрая старушка

Баба Яга - старая женщина. Женский пол указывает на то, что Яга потенциально способна произвести новую жизнь. Она обладает темной утробой, в которую закладывается семя, дающее начало жизни. Но детородная потенция не реализуется, этому мешает преклонный возраст. Рождение в данном случае подразумевает получение тайного знания. В более далекие времена обряд посвящения в тайну требовал, чтобы неофит некоторое время провел в утробе рыбы или другого морского животного, например кита («чудо-юдо рыба-кит»), т. е. был связан с водой. Рыбий желудок - аналог избушки и женской утробы, а водная пучина сродни темному бору. Материнская утроба, или шире - женское начало всегда ассоциировалось с тьмой. Само слово «тьма» (знаки «Т», «М», «А») есть «мать» (знаки «М», «А», «Т»). Если избушка, стоящая посреди освещенного круга, символизирует невидимую точку, скрытую в диске луны, то и сама Яга может быть древнейшим символом луны. Действительно, ее брат - месяц, а месяц и луна составляют пару «мужское-женское». Месяц разбрасывает по небу семя-звезды («мес-сем»), а луна их собирает в свое лоно («луна=лоно»). Яга - слепая. Не потому, что при жизни во тьме зрение атрофируется, а потому, что оно вообще появляется только на свету, при освещении предмета. Предмет в темноте не имеет образа. Вот почему Яга - безобразная, т. е. лишенная образа (без образа). Баба Яга - ведьма. Слово «ведьма» - производное от слова «ведунья», т. е. обладающая вeденьем. А вeденье - это способность видеть незримыми очами, то есть познавать не только то, что сокрыто от света, но и то, что вообще недоступно восприятию органами чувств, в том числе слухом, обонянием, осязанием.

Число Бабы Яги - четыре. Ровно на столько равных частей крест делит круг. Он же обозначает в круге ось вращения - перекрестье. Вместе, четыре части и ось вращения, образуют число пять, но старушка не приемлет его. В европейской сказке о пряничном домике, аналогичной по многим смыслам русской сказке о Бабе-Яге, одним из основных является эпизод с мизинцем маленького мальчика, которого ведьма посадила в клетку. Мальчик ест и пьет и время от времени по приказу хозяйки дома дает ей пощупать свой мизинчик, по которому она определяет «готовность» жертвы, предназначенной для сжигания в печи. Мизинчик - пятый палец на руке, он «лишний». В других подобных сюжетах мизинчик вовсе отрубается. Часто на отрубленный палец надето кольцо - это и есть прообраз круга, через центр которого проходит ось вращения. Баба-Яга связана с центром круга, ее избушка вращается-поворачивается, но сама ось вращения, которая становится «мировой осью», к образу Яги не имеет отношения: у нее другие смыслы. Ось вращения - кол, который преобразует плоское пространство в объемное (двумерное в трехмерное). Баба-Яга связана только с понятием о расширении пространства, но не с его преобразованиями.

Большую часть времени Баба-Яга спит, занимая собой все свободное внутреннее пространство избушки. Согласно представлениям ариев, спящий отличается от бодрствующего тем, что он не говорит, а от умершего тем, что дышит и сохраняет тепло. Значит, Яга дышит, ее тело теплое, а когда она пробуждается, то может и поговорить. Дыхание - это колебательное движение, при котором утроба попеременно то наполняется воздухом, то опорожняется. Оно похоже на легкое движение ветра «туда-сюда», или на «вдох-выдох» («ход-дох»). Моделью колебательного движения является маятник, которое можно графически изобразить в виде отрезка. В отрезке колебания происходят возле неподвижной срединной точки. Если отрезок - диаметр, то срединная точка - центр круга. В этом центре и спит Баба-Яга, производя своим дыханием слабое колебательное движение. Когда она пробуждается, то вылетает из избы в ступе-самоходке. Центробежное движение начинается при пробуждении Яги. Ею движет «третья сила», которая представляет собой равнодействующую двух противоположных сил, вызывающих движение маятника. Эта третья сила подобна лучу, исходящему из центра, и обозначается в виде тропинки, идущей от избушки к периферии круга. Подобное представление о троичности, или «третьей силе», нашло отражение в традиционной прическе русских женщин. Голова - это круг, темечко - центральная точка, волосы, расчесанные на прямой пробор, - два противоположных направления (две силы), коса - третья сила. Коса плелась из двух или трех плетей, отражая смыслы двоичности и троичности. На Руси волосы считались сакральными. Яга летит в ступе, размахивая метлой. Метла - символ зимних ветров, заметающих следы. На Руси сохранился обычая вылепленным из снега бабам (снеговикам) давать в «руки» метлу. Метла указывает на происхождение Бабы-Яги - северный зимний лес-бор. Таким образом, пропадают заметки, разбрасываемые на пути к избушке, заметаются следы, ведущие от нее. Так скрывается местонахождение точки, из которой возникает вселенная. При максимальном расширении круга точка, действительно, пропадает вместе со знанием о ней. И все же, в каком бы направлении ни шел добрый молодец, войдя в область круга-бора, он непременно очутится возле избушки.

В избушке вместе с Ягой живут звери определенных видов. Они - атрибуты Бабы-Яги, т. е. отражают присущие ей свойства. Так, сова - птица, которая видит в темноте. А так как видеть во тьме невозможно, то сова - ведунья, или символ тайного знания, мудрости. Символика Кота Баюна многозначна. Во-первых, примечательны глаза кота. Они меняют свою форму - то круг, то вертикальная линия. Вертикальная линия, разделяющая круг луны, невидима. Значит, коту ведомы тайные знаки. Во-вторых, кот разговаривает («баить=говорить»), ему доступна речь, он способен производить модифицированные звуки. В-третьих, мурлыканье кота оказывает гипнотическое действие, навевая сон. В темноте сна человеку являются незримые образы-тени, т. е. опять проявляет себя тайна тьмы.

Удалой добрый молодец

Молодец отправляется неизвестно зачем в тридевятое царство (3х3х3) в тридесятое государство (3х10). Такое количество троек в присказке может указывать на цель путешествия - он хочет познать, что такое есть третья сила. Для обретения тайного знания ему надо погрузиться во тьму. Для этого он и заходит в лес. Блуждая в лесной тьме, он случайно набредает на избушку. Но избушка вместе с ее жительницей не является неожиданностью для молодца: он явно подготовлен для встречи с ними. Тому, что делать и что говорить, научила его маменька. Женское начало всегда ассоциировалось с тьмой и тайным знанием. Причина этого - все та же женская утроба, порождающая новую жизнь. Традиционно женщина на Руси считалась хранительницей знаний, которые она передавала детям. В точном соответствии с данными ему указаниями молодец дует на избушку, инициируя ее движение, и требует от нее повернуться к нему передом. И избушка поворачивается. Чтобы невидимая во тьме дверь приняла образ и открылась, надо произнести ее имя - слово. Когда вещь называется, она проявляется, так как каждой вещи соответствует свое имя - нет имени, нет вещи. Дверь всегда что-то скрывает, у нее такая функция. При именовании двери определяется и ее функция, поэтому дверь открывается. Слово, таким образом, становится ключом («ключевое слово»), раскрывающим то тайное, что было скрыто. Иногда дополнительно дверь окропляется водой. В данном случае такой обычай является рудиментом, так как изначально утробой считалась тьма вод. Но добрый молодец знаком и с преданиями старины.

Молодец входит в избу. Баба Яга довольно радушно встречает непрошенного гостя, она узнает о его присутствии по запаху. Ей не терпится расспросить его о том-о сем. Однако наш герой строго соблюдает обычай. Он напоминает старушке, что его надо сначала накормить, напоить, в баньке помыть, а уж потом вести беседу. Желудок - тоже темная утроба. В него «закладывается» пища, которая сгорает в нем, производя тепло, дыхание и речь. Смерть - это голод, или отсутствие пищи. Звуки речи выходят из утробы по трубе-гортани («гор - горячий») вместе с выдохом. В качестве питья гостю предлагается мед-пиво, или хмельной напиток - медовуха. Хмель позволяет забыть об осторожности и выболтать тайное («что у трезвого на уме, у пьяного на языке»), осветить темные закоулки души. К пьяному на Руси относились сочувственно. Считалось, что человек, лишенный сознания под наркотическим действием спиртного, приобщается к тайному. Омовение тела водой необходимо не только для того, чтобы смыть «русский дух» и стать «невидимым» для ведьмы. Вода приобщает к тайне, давая новое знание - новое рождение, новую жизнь. Считалось, что вода имеет свойство разъединять («мертвая вода») и соединять («живая вода»), т. е. в ней осуществляются переходы «горячее-холодное». Разъединение тела горячей водой - варево, соединение студеной водой - появление формы, например льда. Обряд посвящения, понимаемого как новое рождение, мог сопровождаться разрубанием тела, куски которого потом срастались при окроплении водой.

Когда неофит был полностью подготовлен, ведунья должна была обучить его языку зверей и птиц. Недаром она была их повелительницей. Баба-Яга владела этим языком так же, как она владела звуком вообще. В славянских сказках слов «яга» звучит как «еджи», «ези», что очень напоминает слово «язык». Язык как орган речи способствует производству согласных звуков, т. е. он модифицирует звуковую волну, исходящую из гортани. В результате появляется многообразие звуков. Язык - наиболее подвижная часть речевого аппарата. А Баба-Яга, как мы попытались показать выше, очень тесно связана со всякого рода движением. Поэтому она и получила прозвище «Костяная Нога» - кость растет, а нога ходит. Ведунья одаривает гостя, чем может. Что же это за дары? Конь - самое быстроходное животное. Скорость его бега сравнивалась со скоростью движения мысли. Поэтому дочь арийского бога-творца Тваштара, Саранью, олицетворявшая мысль, изображалась лошадью. Для придания большей скорости коню прилагались крылья. Сапоги-скороходы говорят сами за себя. К сапогам тоже могли быть прикреплены крылья. Греческий бог Гермес, носивший крылатые сандалии, покровительствовал купцам и путешественникам. Ковер-самолет вместе со ступой Яги пополняет список самодвижущихся предметов. Наконец, гусли-самогуды, т. е. музыкальный инструмент, самостоятельно издающий звук. В гуслях звук модифицируется струной. Наличие в числе даров гуслей подтверждает связь Бабы Яги со звуком и речью.

Баба- Яга и Агни

Баба-Яга и бог Агни схожи в том, что оба они связаны с движением. Больше того, они и есть движение как таковое, во всех его видах. Агни - «пуп всего: движущегося и твердостоящего», записано в десятой мандале Ригведы. В нем проявляются противоположности «покой-движение». Покой Агни не абсолютен, он напоминает сон, так как не прекращается колебательное движение «туда-сюда», подобное дыханию. Благодаря дыханию бог становится бессмертным, он не умирает, а переходит от состояния сна к состоянию бодрствования. Так же и Яга. Она спит в своей избушке, а, пробуждаясь, вылетает из нее, сопровождаемая ветром, ее вечным спутником. Движение - это не только перемещение на большие расстояния, но также рост предмета, например растения или тела животного («твердостоящее»), вообще всякое созидание, собирание. Но движение бывает и разрушительным, когда целое разъединяется. Поэтому Агни одновременно и созидатель, и разрушитель, его природа двоична. Другая ипостась Агни - Рудра, которому приписывали разрушительные свойства. Разрушительные силы - зло, созидательные - добро. Зло коварно и неожиданно, оно ассоциируется с силами тьмы, а Яга живет во тьме. Поэтому образ Яги был впоследствии демонизирован, тогда как изначально он имел такую же двойственную природу, что и образ Агни. Двоичная природа Агни означает, что он - «перворожденный закона». Закон - это детерминированность, которая проявляется как чередование противоположностей, например ночь-день, добро-зло, созидание-разрушение и т. д. Две противоположности - два рога, соединенные общим источником движения - головой-точкой, вместе они образуют угол. Рост означает прибавление вещества, а всякое движение можно рассматривать как увеличение числа элементов, например углов. Соединенные в линию углы напоминают волну, а если обозначить начало волны-зигзага, то получим конец хвоста змеи. Змеи, ящерицы и лягушки населяют избушку Яги. Змеи подобны волне и ассоциированы с водой, ящерица имеет ноги и передвигается по земле, лягушка как земноводное животное соединяет воду и сушу. В русском фольклоре Яга уже не связана с водой, она жительница леса, а ее избушка имеет ножки совершенно земной птицы.

Двоичная природа Агни отражена в его эпитетах - он «бык и корова», т. е. двурогое животное. Бык возрос в лоне вод, «от вод пошли его искать и нашли на голове коровы». Но корова - луна, а бык - солнце, сын луны. С Агни связан миф о «золотом зародыше». Он порождается двумя половинками вселенной, небом и землей, которым соответствует скорлупа яйца. Огонь спрятан в яйце и ассоциирован с желтком. Яйцо и вода связаны вместе в символике водоплавающей птицы. Яйцо находится в утробе птицы. Агни спрятан в глубинах тьмы. Избушка Яги напоминает утробу птицы, а печь - спрятанный в утробе огонь. Агни «возник как золотой зародыш, родившись, он стал единственным господином вселенной», «он создал три мира - небо, землю и воздушное пространство». Баба-Яга ведь тоже хозяйка вселенной - расширяющегося круга. В своих действиях, например в сотворении вселенной двоичный Агни проявляется как троичность, он обладает третьей силой. Его ипостась - Трита Аптья, «третий водяной».

Агни рождается «для силы действия». Но прежде, чем зародыш родится, «две половинки вселенной, закутавшись в покрывало, подкреплялись жиром, медовыми яствами». Жир - пища для огня, он горюч. Мед имеет золотистый цвет, цвет солнечного огня. К тому же мед выделывает пчела, ее второй продукт - воск, который при горении выделяет жар, подобно жиру. Мед придает силу. Возможно, таинственный напиток сома представлял собой разновидность гоголя-моголя. Помимо сока растений, он содержал яйцо, мед и молоко. Злая натура Яги проявляется в ее желании кого-нибудь изжарить или съесть, т. е. дать пищу огню, ведь огонь «растет от пищи». Ведьма, обитающая в пряничном домике, откармливает детей и проверяет на ощупь, достаточно ли жирен мизинчик мальчика. Тепло связано с движением непосредственно. При таянии льда его неподвижная глыба превращается в текучую воду. Ветер возникает при соприкосновении двух фронтов - горячего и холодного воздуха. Холодная луна возгорается в жаркое солнце. Вот почему солнце - третий брат Бабы-Яги.

Движение присуще мысли и речи («речь-река-течь»). Жрецы взывают к Агни: «Вдохни в нас счастливую мысль», так как он - «возбудитель мыслей», «языком Агни приносит вдохновение». Языки пламени разнообразны как звуки речи. Недаром языки пламени и языки речи называются одним и тем же словом. Агни живет во мраке, но его существование определяется тем, что он имеет имя: «его высшее имя в тайне, находится в третьем царстве». Похоже, это и есть ответ на вопрос, зачем отправился добрый молодец в тридесятое царство. Его цель - узнать высшее имя бога. Как награду за усердие Яга-Агни одаряет молодца дарами. «Агни раздает сокровища. Создай нам долю, полную добра».

В центральном мифе Ригведы Индра раскалывает гору на две части, небо и землю, высвобождая спрятанный в ней огонь. Образы горы и «золотого зародыша» тождественны. С горой связаны такие дары Бабы-Яги, как конь и орел. Орел летает высоко, достигая неба и вершины горы Меру. Крылатый конь возносится на гору Парнас, а так как лошадь ассоциирована с мыслью, то и конь Пегас - с поэтическим вдохновением. Баба-Яга дарит молодцу огнедышащего коня. Так напрямую показана ее связь с огнем. Дым, восходящий от пламени костра, достигает небес, а Яга на своих летающих предметах стремится подняться выше леса стоячего. А из-за леса восходит пылающий шар солнца.

Е.В. Терешина, Баба-Яга костяная нога // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15431, 26.07.2009


- Игорь Викторович, как получилось, что вы начали собирать коллекцию кукол Бабы Яги?

Я сказкотерапевт, работаю со сказками и сказочными персонажами. Я занимался изучением роли сказок в истории, и образ Бабы Яги показался мне наиболее интересным и самым загадочным. Когда окружающие узнали о моем увлечении, мне начали дарить фигурки Бабы Яги. И сам я, когда бываю в разных регионах России, в разных странах, везде пытаюсь найти Бабу Ягу.
Правда, часто происходит путаница: дарят не Бабу Ягу, а ведьму.

- И чем они отличаются друг от друга?

Во-первых, они по-разному одеты. У ведьмы на голове шляпа-колпак. Это обязательный аксессуар. Как правило, на ней еще черный плащ, длинная юбка и остроносые туфли. Во-вторых, у ведьмы обязательно есть метла. Ведьма летает верхом на метле. А Баба Яга передвигается в ступе и пестом ее погоняет. Помните у Пушкина: «Там ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой». Как полагают некоторые исследователи, представление о том, что Баба Яга летает, неверное. На ступе Баба Яга ездит. Впрочем, встречаются сказки, где прямо указывается на полеты Бабы Яги. Можно предположить, что это сказки более позднего происхождения. Наконец, ведьма - воплощенное зло. Она служит злу - в отличие от Бабы Яги. А Баба Яга - фигура противоречивая, включающая в себя хорошее и плохое, злое и доброе, комическое и трагическое. Поскольку она живет на границе миров, мира яви и мира иного (мира «нави»), мира живых и мертвых, в ней совмещаются несовместимые вроде бы качества. Если вы почитаете сказки, то обнаружите, что Баба Яга все время грозится съесть кого-нибудь, но в большинстве сохранившихся в нашей культуре сказок она никого не ест. Она только всех пугает, а в итоге порой сама оказывается страдающей стороной. И даже наоборот, она почти всегда помогает герою. То клубочек даст, то меч богатырский, то коня. Или напоит, накормит. В русских сказках есть и ведьма, и Баба Яга. Это совершенно разные персонажи.

- Какие еще негативные черты незаслуженно приписываются Бабе Яге?

Основным является обвинение в каннибализме. Об этом якобы говорит описание жилища Бабы Яги: стоит избушка на курьих ножках, вокруг частокол, черепа со светящимися глазами, тут же косточки валяются обглоданные.
Но, по мнению ряда исследователей, вся эта «страшная» атрибутика нужна Бабе Яге, чтобы как можно сильнее напугать тех, кто к ней приходит, и отвадить всех от хождения в темный лес.
И вполне вероятно, что избушка ее стоит вовсе не на «реальных» куриных лапах, как часто изображают на картинках, а на столбах. На таких столбах стояли похоронные помосты, куда клали умерших. Перед похоронами покойников окуривали - это составляло часть древнего похоронного обряда. Поэтому, возможно, «ноги» у избушки не куриные, а именно окуренные. И избушка вертится на них, когда ее просят повернуться к лесу задом, а к просящему передом. Вертеться она вертится, но бегать не может, стоит. И мультики, изображающие ее перемещения, - это уже вольный полет фантазии современных сочинителей.

- Но ведь известно, что курица - атрибут многих магических обрядов.

Возможно, тем более что иногда в обрядах используют куриные лапы как магические символы. Однако лично я склоняюсь к версии, что это именно окуренные столбы, сваи, на которых стоит гроб. Сооружение для похорон - похоронный помост - и является основой жилища Бабы Яги. Почему Баба Яга страшна? Потому что она связана с миром мертвых. Ее жилище - это место, пройдя через которое попадают в мир мертвых. Иван-царевич проходит там инициацию, обряд перехода из одного мира в другой. Баба Яга начинает царевича пугать: мол, ужин сам домой пришел; кричит свое знаменитое: «Фу-фу, русским духом пахнет». А Иван-царевич, ничуть не пугаясь, внезапно говорит странные вещи: «Ты меня напои, накорми, спать уложи, а уж потом будем разговоры говорить». И Баба Яга послушно это все выполняет. С чего вдруг? А все очень просто. Во-первых, Иван-царевич знает магическое заклинание - он сумел повернуть избу к себе передом и войти. То есть сумел сделать первый шаг в мир мертвых. Во-вторых, когда он просит Бабу Ягу напоить и накормить его, он сообщает, что готов вкусить пищу мертвых - то есть пройти инициацию. В некоторых сказках есть еще и «в бане попарь» - символическое омовение мертвого. Иногда Баба Яга предлагает путнику уложить его спать. Это тоже интересный момент. В мире, куда попадает, к примеру, Иван-царевич, живому человеку опасно спать. Он может заснуть и не проснуться. В одной из сказок волк-самоглот сел рядом с постелью Ивана-царевича, которого Баба Яга спать уложила, и говорит: «Смотри, Иван, если ты заснешь, я тебя съем». То есть царевичу нельзя спать, он всю ночь должен продержаться - не уснуть. И когда он проходит все испытания, Баба Яга с ним совершенно иначе начинает разговаривать: она его проверила, поняла, что он готов к встрече с опасным, и готова дать ему клубочек, меч-кладенец или другую волшебную вещь. Ее задача - это задача пограничника: охранять вход в мир мертвых и не пускать туда тех, кого не надо.
Правда, есть группа сказок, где Баба Яга выступает как похитительница людей и вещей. Вспомните сказку «Гуси-лебеди». Кстати, гоняется Баба-Яга, по большей части, за женскими персонажами. С мужчинами она больше ладит, как показывает опыт и анализ сказок.

- Почти ни у одной фигурки в вашей коллекции нет костяных ног.

Да, ни у кого нет костяных ног. Я не встречал ни одной кукольной Бабы Яги, у которой была бы костяная нога. Баба Яга в ступе - большая редкость.

- А откуда вообще взялась костяная нога?

Это один из символов, подчеркивающих ее связь с миром мертвых.

- Существует много версий о «происхождении» Бабы Яги. Вы к какой склоняетесь?

Знакома ли вам экзотическая версия о том, что само имя Яга имеет санскритские корни? На санскрите «ahi» значит «змей». В то, что это архетипический образ, имеющий очень древние корни, нет никаких сомнений. Юнгианская психология связывает Ягу с архетипом древней Матери, понятием родовым, которое в свою очередь связывают с особой категорией женщин-ведуний. Но на самом деле трудно сказать, какая из версий верна, потому что в нашей культуре осталось очень мало реальных свидетельств о мифах и обрядах наших языческих предков. Можно лишь делать предположения, опираясь на тексты сказок, а утверждать что-то определенное сложно.

- По одной версии имя Яга связано со славянским глаголом «шуметь». А это указывает на ее вздорный характер.

По поводу ее имени есть очень много версий. В частности, я как-то вычитал, что в Сибири «яга» - это вид шубы, вывернутой мехом наружу. Возможно, это следы связи Бабы Яги не только с миром мертвых, но и с миром животных. Она ведь еще и хозяйка леса, ей подчиняются звери, лесные птицы. Кстати, вот еще один из аргументов в пользу версии, что она не летает: воздушная стихия - это не ее стихия. Ей ближе земля. Поэтому она и «ездит».

- Вы используете кукол из своей коллекции в работе?

Да. Но не всех, поскольку их очень много. Обычно на занятиях по сказкотерапии мы очень основательно прорабатываем образ Бабы Яги. В таких случаях я беру несколько разных типажей кукол. На основе выбора образа можно проводить психологическую диагностику: кто-то выбирает глупую Бабу Ягу, кто-то - безумную, кто-то - задумчивую, погруженную в себя. А еще есть отталкивающего вида Баба Яга, есть страшная - все они очень разные. И какая кого привлекает - это своеобразный тест.

- А как современные дети относятся к Бабе Яге?

По-разному. Как это ни парадоксально, многие из них вообще не знают, кто это, потому что родители перестали читать им русские сказки. Гораздо проще включить компьютер, сунуть туда диск и прокрутить какие-нибудь мультики. Поэтому многие дети имеют смутное представление о Бабе Яге. Но у тех, кому читают, реакция такая же, как у детей нашего поколения: некоторые ее сильно боятся, особенно - маленькие. Некоторые, наоборот, смеются: она им кажется прикольной, веселой. Неоднозначное отношение по-прежнему сохраняется.

- Какую роль играет образ Бабы Яги для формирования личности ребенка?

Мне кажется, что одна из самых главных функций Бабы Яги - это воспитание смелости и умения преодолевать страх. Сталкиваясь с образом Бабы Яги, ребенок сталкивается с миром смерти. Для любого человека это сильное экзистенциальное переживание. Образ Бабы Яги готовит к тому, чтобы дети сумели принять мысль о конечности других людей и своей собственной. Многие дети испытывают очень сильные эмоции, когда до них доходит, что их мама и папа когда-нибудь умрут.
Кроме того, Баба Яга вообще учит проживать страх. Психологи не раз замечали, что если родители по собственному почину убирают из сказок пугающие моменты, связанные с Бабой Ягой, то результат бывает довольно неожиданным: страхи, связанные со смертью и пугающими образами, у детей все равно возникают - чуть позже и в гораздо более сильной форме. То есть сказка служит, среди всего прочего, еще и для того, чтобы малыш научился справляться со страхами. Справляться самостоятельно.

Беседу вела Дарья Крылова
Фото Галины Соловьевой

БАБА-ЯГА – всеми известный персонаж сказочной мифологии, известный нам с детства.

От себя добавлю в общее описание: живет в избушке на курьих ножках, без окон и дверей, жарит детей в печке, готовит зелье и разные снадобья. Попробуем разобраться, откуда в русской мифологии взялся этот персонаж — Баба Яга. Из множества гипотез о происхождении Бабы-Яги я придерживаюсь следующей.

Историк и писатель А.Иванов ссылается на обычай угро-финнов, который уходит корнями во времена язычества. Они верили, что умершие помогали им с того света, и после смерти близкого человека делали куклу «бабу», или иттарму, куда вселялся дух умершего. Затем заворачивали эту куклу в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Такую шубу носили женщины. Отсюда и название – Баба-Яга. В то время был матриархат, что объясняет женский род куклы.

После того, как «бабу» заворачивали в ягу, сколачивали священную постройку сомъях – сруб «без окон, без дверей» (см.фото в альбоме), и помещали туда куклу. Вместе с куклой клали драгоценности и прочие атрибуты умершего и относили в чащу леса, далеко от поселений. Затем постройку устанавливали на стволах подрубленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди не украсть. И много было желающих поживиться сокровищами, «иду туда не знаю, куда», но не возвращались – такие загадочные исчезновения добавили ужас к образу Бабы-Яги, как некой злой силе.

  • Почему на курьих ножках? – стволы подрубленных деревьев «окуривались» можжевеловыми ветками, отсюда «курьи», а не куриные.
  • Почему «без окон, без дверей»? — ритуальной кукле не нужны окна. Почему костяная нога? – признак мертвеца, принадлежности царства мертвых.
  • Почему в ступе летает? – ступа это похоронная урна, чаще деревянная у славянских народов, считалось, что там прячется душа усопшего.
  • Почему метла? – это исконно женское средство, связано с магией очистительной силы.

К устрашающему образу злой колдуньи Бабы-Яги примыкает поверье про зажаривание в печи. На самом деле так знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Заворачивали ребенка в тесто, и укладывали в печь, там он «припекался», донашивался, или выздоравливал, если болел. И перерождался для новой жизни.
По исследованиям этнографов в древних племенах так же был такой обряд, он назывался «очищение огнём» и служил для инициации подростков. Его проводила старая женщина-жрица в пещере или глухом лесу, где подростки должны символически умереть, чтобы возродиться мужчинами и стать полноценными членами племени, вступить в брак.

Избушка на курьих ножках — знаменитое жилище Бабы Яги | Depositphotos — Oleksandrum79

Инициирующая роль Бабы-Яги и обряд зашифрованы в сказках. Исследователи сказок В.Я. Пропп, В.Н.Топоров отмечают: герой попадает к Бабе-Яге в избушку, т.е. в мир мертвых, «умирает», проходит испытания и возрождается в новом качестве. Баба-Яга при этом является проводником перемен.

Очевидно, что все атрибуты Бабы-Яги связаны со смертью, и это несомненно утрачивает восприятие её как мудрой женщины, ведьмы, т.е. ведающей, умеющей и передающей свои знания, лечащей, «бабы – обрядницы».
Такое восприятие отражает наши глубинные страхи, ужас непознанного, неизвестного, невидного.

И тем не менее Баба-яга – это архетип* мудрой Первозданной Женщины, Дикой Матери – наставницы (К.П.Эстес). Матери помогающей и карающей. Поэтому этот образ так прочно укоренился в нашей коллективной и индивидуальной культуре.

А как вы считаете, Баба-Яга – это ЧТО?

Больше интересных тем о жизни, психологии и отношениях — в группе

В одном селе по весне корова тремя телятками разродилась. И три местные маманьки в тот же день народили сыночков. Назвали их Ванечками, не сговариваясь.

Вот идет время, растут у коровушки телятки. И Ванечки растут, не отстают.
Как-то раз послали их маманьки на лужок теляток пасти. Пришли они на лужок, тростинки в зубы – щелк, и лежат под солнышком, пятками кверху. Пригрелись и задремали.

А в это время вышел из лесу волк, увидел – телятки ничейные пасутся и забрал их с собой. Впрок, на зиму голодную.

Проснулись Ванечки, глядь, а теляток-то и нету. Заплакали. Знают, что дома им от маманек попадет так, что ни сесть, ни встать. Тут как раз мимо заинька бежал. Увидал он, что Ванечки плачут, остановился и говорит:

— Эх вы! Такие большие, а слезы льете! Не стыдно?
— Стыдно, — хором ответили Ванечки и сопли кулачками стерли.
— Ваших телят волк унес. Это он себе впрок хозяйство к зиме собирает. Стало быть, не съест скоро. Если хотите назад телят заполучить, нужно к Бабе Яге идти. Она одна на волка управу знает.
— Где же найти ее? – спрашивают Ванечки.
— Да нигде, — смеется заинька. – Она детушками малыми сама лакомиться любит. Как заплутаете в лесу – так ее и встретите.

Пошли Ванечки в лес дремучий. Кругом скрепит и шелестит, а еще ухает да кукукает. Страшно им, но к маманькам без телят еще страшнее возвращаться. Вот час идут, другой идут, а на третий заблудились так, что уж не найти дороги домой.

Тут откуда ни возьмись, Баба Яга в ступе летит, помелом погоняет. На плече у нее кот черный сидит, щетинится, а глаза страшные, точно угли раскаленные. Увидала она Ванечек, разом всех троих схватила и в избушку к себе полетела.

В избушке у Бабы Яги сыро, плесенью пахнет и не прибрано. Баба Яга Ванечек на лавку поставила и говорит:
— Будете теперь у меня в услужении. А как что не так – сразу съем. Как звать-то вас?
Назвались они все трое Ванечками. Баба Яга только затылок почесала. Ничего не поняла.

На другой день, надавала она Ванечкам заданий: одному – полы в доме мыть, другому – огород капать, третьему крупу перебирать. А сама улетела прочь из избы. Но у Ванечек – дело молодое – беспамятное. Забыли, что кому из них делать полагалось.

К вечеру возвращается Баба Яга и видит: сидит один Ванечка на огороде и земельку перебирает. Камушки в ней выискивает приметные и в кармашек складывает. Домой зашла Яга и чуть ноги себе костяные не зашибла – весь пол в избе перекопан, доски переломанные торчат, а в дальнем краю избы другой Ванечка с лопатой стоит – знай себе копает. Посмотрела Баба Яга – сидит за столом третий Ванечка и крупинки по одному зернышку в воде намывает.
— Безобразие! – кричит Баба Яга. – Да я вас сейчас всех троих живо в печи изжарю и за ужином съем.

Описание персонажа Баба Яга

Стала тогда Баба Яга на голове у себя волосы рвать. Кричит:
— Убирайтесь все трое из моей избы, чтоб и духу вашего здесь не было!
А тот Ванечка, который избу копал за всех отвечает:
— Нее, нам домой никак нельзя. Нас маманьки заругают. Без телят не воротимся.
— Где ваши телята? – кричит Баба Яга.
— Их волк унес.

Баба Яга тогда в ступу запрыгнула, к серому волку полетела и телят у него отобрала. А потом взяла Ванечек и сама их вместе с телятами до дому доставила.

Чтоб, чего доброго они с ней жить не надумали…

Мои внучата, костяные ножки, весело катаются с ледяных горок. – Запрыгнула в дубовую ступу . - А-а-ах, как прелестно пахнет лесным духом! Ваша Яга закрутила метлой, закружилась в ступе по воздуху и прошептала: - Пам-пара-рам, ухты-мухты. - Взлетела выше... перед избой. Курьи ножки выпрыгнули из сугроба и заплясали от радости. - Кудах-тах-тах! Куд-куда пропадала, баба Яга ? – спрашивает избушка. Я улыбнулась, подмигнула ей и без слов указала крючкастым пальцем на дверь. Сосновая дверь скрипнула, ...

https://www..html

Во второй главушке расскажу вам о том, что произошло дальше. Я села в дубовую ступу , прошептала заклинание и за один миг долетела до Африки. Ваша бабуленька Ягуленька приземлилась на пустоши: - Это же пустыня Сахара! [ ... , раскрыла пасть с острыми клыками и заиграла "погремушкой" на конце хвоста. - Эка невидаль?! – я усмехнулась. – Змея, глупая зверушка, бабу Ягу вздумала пугать!? - Цыкнула разок на змею, топнула костяной ногой и повела метлой по воздуху. Огляделась. - А где змея? Она улетела или...

https://www..html

Когда была я бабою Ягой,
Летала в ступе я отменно,
Она была мне сумкой полевой,
Ведром была одновременно

Метла была мне чтобы оттолкнуться,
От Матушки родной земли,
Со всякой нечистью бороться,
Что попадалась на пути...

Кружила...

https://www.сайт/poetry/1121920

Вас силы светлые, помощники наши, спасители. . … Несколько взмахов могучих крыльев, и наши герои приземлились у избушки Бабы Яги . Из открытых окон и дверей неслась залихватская, хоть и совершенно не в такт, песня. Очень громкая. Рыцарь с... то уже не только свои ремки, и державу пропили почти. -А они сами-то, согласны спасаться? -А кто ж их спросит? Жены помогут. Баба Яга гнусно захихикала. -Слушай, но это как-то нечестно, надо всё же у самих спросить, а хотят ли спасения. А то карму себе испортишь...

https://www..html

Глазки замутились, закатились. Мышиные лапки задрожали, а тело обмякло, следом оцепенело. Ваша Яга горестно запричитала: - А-а-ах, Гунди не шевелится, знать померла. О-о-ой, что я сделала?! О-о-ой, что глупая Яга натворила?! Я мышку Гунди, заморскую зверушку, взглядом убила. – Посидела, погоревала, ... . О-о-очень удивила меня своей прытью: - Вот дела-а-а?! Малюсенькая мышь провела бабу Ягу . Ай да молодец! Самое главное, хорошо, что притворщица жива. Бабке старой от этого, хоть малое, но счастье.