Работа — ваш смысл жизни? Тема: Роль профессии в жизни человека

Работа — ваш смысл жизни? Тема: Роль профессии в жизни человека

Работа в жизни взрослого человека занимает очень большой процент внимания и времени. И, безусловно, поетому все, что происходит с ним в рамках создания и реализации себя как профессионала и взрослой самодостаточной личности обросло множеством рекомендаций, советов, правил и мифов.

Наше время требует от человека очень высокой динамики и осознанности поступков, которые развивают его карьерно и профессионально и, конечно, мифы, рожденные нашими родителями только мешают активному старту и развитию сегодняшней молодежи. И так, например, многие родителя стремятся дать ребенку такое важно в жизни высшее образование, ограждая от попыток работать в студенческое время, создавая стереотип того, что корочка о вышем образовании автоматически дает гарантию молодому человеку на перспективную работу. На практике все оказывается по другому - для работодателя важными есть конечно знания, но они не будут иметь никакого значения без необходимых личных качеств, мотивации и навыков взаимодействия с другими людьми. А это все человек могбы получить в ходе небольших временных работ начиная с младших курсов.

Самый распространенных миф, который существует сейчас - берут на работу только знакомых людей (только по блату). Если у тебя нет знакомых - то тебя никто не возьмет. Приглашать на работу людей по рекомендации - это очень хороший метод подбора персонала. Так как рекомендующий хорошо знаком с областью деятельности будующего сотрудника и знает особенности корпоративной культуры компании. Ему легко интуитивно оценить задачу и порекомендовать человека, который подойдет. Но решающим всегда будет факт состветствия требованиям и задачам а не знакомство. Если человек не подходит - он долго не задержится в бизнесе или его действия не приведут к ожидаемым результатам для компании.

Очень много людей начинают искать работу по причине недовольства старой. Это правильная мотивация но в результате вы получите просто другую работу и не факт что без тех проблем, которые Вам мешали на предыдущем месте. Правильно менять работу зная чего Вы хотите ожидать от будущей своей занятости. И уже на сегодняшнем месте Вы будето накоплять и опыт и знания и навыки, которые так необходимы для будующего прыжка в Вашей карьере. Так как какрьера - это личное профессиональное развитие в удовольствие, где важно видеть и любить свою цель, вдохновляться от полученых результатов навыков и знаний. И пусть накогда Ваша карьера не станет необходимой работой с неинтереными задачами. Любите свою профессию, развивайтесь и стройте карьеру!

"Привычка свыше нам дана, замена счастию она", - если вы, скрепя сердце и вооружившись этим лозунгом, изо дня в день сидите в опостылевшем офисе на нелюбимой работе, то у вас есть, как минимум, два выхода. Первый – . Второй – изменить к ней отношение и найти в своем положении плюсы. О том, как это сделать, читайте в нашем материале.

Современные экономические реалии загоняют трудящихся в жесткие рамки: платежеспособность, платежеспособность и еще раз платежеспособность. Наличие этого качества стало столь необходимым, что для многих работа ради получения, прежде всего, удовольствия, а не средств к существованию, стала явлением из области научной фантастики. Точнее, не каждый может себе это позволить.

Приличная , адекватное начальство, социальное признание и статус, дружный бодрый коллектив, вместе с которым можно не только поработать, но и отдохнуть, - это описание идеального рабочего места про вашу компанию? К сожалению, сочетание всего и сразу, плюс еще просто любовь к профессии в чистом виде, встречается не так часто. Людей, которые действительно получают удовольствие от работы (а, значит, и от жизни, поскольку работа занимает большую ее часть), не так много. Всем остальным приходится приспосабливаться, закрывать глаза на огрехи начальства, нескончаемую офисную рутину, не самую высокую зарплату, склоки и сплетни среди коллег и, начиная с понедельника, считать дни до следующей пятницы, чтобы в течение выходных отвести душу и морально подготовиться к очередному пятидневному противостоянию со всем миром.

Можно ли как-то спасти ситуацию, и сделать нелюбимую работу хоть немного желаннее? Одно из главных правил – стараться обращать внимание и концентрироваться на любых приятных моментах, связанных с работой и меньше обращать внимания на раздражающие ситуации и персоны. Конечно, на некоторые из них, например, на агрессивное или некомпетентное , закрыть глаза бывает сложно, а уж как-то повлиять вообще представляется мало возможным. В таких случаях, когда раздражающие факторы слишком существенны и не поддаются изменению, лучше подумать о побеге к конкурентам. В менее критических ситуациях, когда условия работы позволяют совершать маневры по их улучшению, можно попробовать сделать следующее:

1. Принять тот факт, что работать необходимо, пусть даже работа не приносит того удовольствия, которое хотелось бы.

С этой необходимость сталкивается каждый, кому в этой жизни приходится ежемесячно платить по счетам и водить детей в школу, а ведь у многих работы нет, и они подолгу не могут ее найти. Конечно, сказать такое гораздо проще, нежели претворить в жизнь. Но в определенном плане вам все-таки повезло.

2. Расширить круг своих обязанностей.

Это не значит, что надо работать не только за себя, но и за того парня. Просто можно попытаться начать делать то, чего от вас никто не ожидает и получать от этого удовольствие.

Например, возьмите на себя роль учителя или наставника. Возможность помогать другим и давать рекомендации поможет отвлечься и получать удовольствие. Видя, как другие растут над собой и становятся эффективнее и продуктивнее, вы будете знать, что в этих достижениях есть ваша прямая заслуга. Важно помнить, что чем больше даешь окружающим, тем, в свою очередь, больше отдача и возможность улучшить свою собственную карьеру.

3. Работать над коммуникативными навыками.

Замкнутое пространство офиса вынуждает изо дня в день общаться с одними и теми же людьми. Казалось бы, скучно и монотонно. Однако здесь же кроется возможность изо дня в день совершенствовать навыки общения и социализации – учиться разрешать конфликты и межличностные проблемы. Что важно – это не значит участвовать в офисных интригах и разносить сплетни.

4. Строить с коллегами хорошие отношения и обзаводиться связями.

Способов сплочения коллектива масса – от совместного отдыха на природе и тимбилдинга до просто приятных мелочей, например, тортика в честь дня рождения любимой кошечки. В этой ситуации все дело как раз в нюансах. Про важность деловых связей вообще нет необходимости вести разговор – чем их больше, тем лучше, поэтому устанавливать контакты нужно здесь и сейчас.

5. Открыться для всего нового.

Всегда есть, чему научиться и узнать. Это не значит, что надо полностью погрузиться в рутинную работу. Важно сменить сам стиль работы – чаще встречаться с людьми, посещать мероприятия и так далее. Главное – найти неисследованную область знаний и навыков. Попробуйте то, чем раньше не занимались или ищите новые способы сделать привычную работу.

6. Слушайте и погружайтесь в происходящее вокруг.

Не стоит закрываться в ракушку и копаться в мрачных мыслях о не сложившейся профессиональной судьбе. Вслушивайтесь в разговоры коллег и учитесь у них новым эффективным навыками и моделям поведения. Обращайте внимание, что именно им удается особенно хорошо, и пытайтесь скопировать эту модель поведения или работы.

7. Не винить себя за совершенные на работе ошибки и просчеты.

Есть категория людей, которая даже малейший промах трактует как приговор собственной компетентности и профессионализму (а порой переносит это и на личные качества), а потом очень долго мучается от осознания собственной якобы "никчемности", превращая свою офисную жизнь в настоящий ад. Нет таких ошибок, которые нельзя было бы исправить, а не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибиться может каждый, как и быстро справить свой просчет.

8. Не брать работу на дом.

Вот еще один фактор, который в случае злоупотребления им может любого заставить ненавидеть свою работу. Так что правило работы "от звонка до звонка" правомерно и позволит удержаться от ненужных негативных эмоций по поводу работы.

Закончил работу - вышел из офиса, оставив в нем все проблемы, связанные с работой. Дома вас ждут совсем другие дела и занятия, требующие не меньшего внимания.

9. Отдыхать от работы.

Целый год работать как папа Карло, чтобы летом взять заслуженные две недели и слетать в Турцию, а новогодние зимние каникулы проваляться на диване. Для многих ситуация знакомая, но она в корне не верна. Из года в год такой график выматывает и может заставить возненавидеть даже самую любимую работу. Выход – недолгие, но частые передышки для активного отдыха и путешествий, а не лежания перед телевизором.

10. Перестать ныть.

Пора прекратить постоянно твердить о том, что вы ненавидите свою работу. В конце концов, то, что вы выбрали именно эту профессию и эту компанию – исключительно ваша заслуга. Не нравится работа – только вам под силу что-то изменить, например, найти новую.

Но пока вы все еще в старом офисе, вместо того, чтобы яростно презирать его, можно попробовать занять себя чем-то более продуктивным, нежели бесполезной тратой нервов. Например, больше работать над собой и профессиональным ростом, постоянно напоминать себе, что вы здесь для того, чтобы учиться новому и получать опыт. Ну, и, конечно, претворять эти идеи в жизнь, которая, кстати, слишком коротка, чтобы тратить ее на пустое раздражение и постоянное недовольство собой и окружающими обстоятельствами.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

по введению в профессию

на тему «Роль профессии в жизни человека»

Москва, 2010г.

Введение

Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Но просто выбрать недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.

Целью данной работы было актуализация внимания на такой важной составляющей нашей жизни как профессия.

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.

Роль выбора профессии

Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь из анализа собственных возможностей.

Свобода выбора профессии, которая в наше время стало панацеей, это привилегия, доступная только современному обществу. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Именно отчетливое осознание того что молодой человек выбрал профессию сам, а не его заставили, очень важно для нормального формирования личности.

Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе. В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей. В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся:

·Советы друзей (25% учащихся)

·Советы родителей (17% учащихся)

·Влияние СМИ (10% учащихся)

·Случайные факторы, например близость учебного заведения к дому (9% учащихся)

·Интерес к профессии (оставшиеся 39%)

Этап выбора профессии в жизни проходит каждый и главное выбрать правильно. Для помощи в выборе существует профессиональная ориентация.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (англ. vocational orientation) система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. (БПС Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Очень интенсивно она проводится в старших классах школы.

В профориентацию входят несколько пунктов это:

·Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными и актуальными видами трудовой деятельности, возможностями карьеры, оплачиваемостью труда и потребности в кадрах. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения. По большей части они формируются учащимся из самостоятельного анализа своих физико-психологических и социально-экономических потребностей и возможностей.

·Профессиональное развитие. Это помощь в возможном перевыборе профессии и профессиональной переподготовки. По большей части в ней нуждаются студенты первых курсов или более зрелые личности.

·Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, ответственности, развитие способностей и склонностей.

·Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Обычно проводится в виде беседы с психологом. Но может происходить и в виде поступления дополнительной информации по профессиям или в виде советов более взрослых и опытных людей (родителей или преподавателей).

В Российской Федерации разработаны и разрабатываются различные системы профориентационных тестов, опросников, игр, компьютерных программ и систем.

Вообще выбор профессии это первый этап профессионального цикла, который должен пройти каждый человек. Следующий этап - получение образования и профессиональной подготовки. Затем начало самостоятельной работы и накопление опыта. После, продвижение по карьерной лестнице и дальнейшая профессионализация. Последний этап может и не быть, т.к. он в большей степени зависит от многих личностных качеств человека (мобильности, трудолюбия, коммуникабельности и т.д.).

Нужно заметить, что выбор профессии не является сиюминутным решением, это долгий процесс, который может начинаться еще в раннем детстве. Это процесс, формирующийся как бы из мелких, промежуточных решений жизни ребенка (какой кружок посещать, какие предметы наиболее интересны и т.д.). На это влияет и наследственность, способности. Немаловажную роль, конечно, играет воспитание.

Факторы принятия решения в выборе профессии были, и до сих пор остаются, предметом исследований и дискуссий в психологическом мире. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии это заданное социальное явление - социальное самоопределение человека, определяемое социальными характеристиками профессии. Другие рассматривают этот выбор как выбор деятельности, где главным является интерес к профессии.

Например, Е. А. Климов выделяет такие факторы, определяющие профессиональный выбор:

.Позиция родителей. Часто на выбор ребенка влияет несогласие или предвзятое отношение родителей. В большинстве случаев это связано с несбывшимися мечтами и нереализованность родителей в какой-либо деятельности.

.Позиция друзей, сверстников. В подростковом возрасте большое влияние на человека производит всеобщее мнение и особенно мнение друзей, которое очень сильно может повлиять и на такую вещь, как выбор профессии.

.Позиция учителя. Каждый учитель, наблюдая за учащимся в его учебной деятельности, отмечает его способности, интересы и др. характеристики, и высказывая свое мнение об ученике в процессе обучения влияет на его выбор.

.Личные планы. Все люди строят планы как минимум ближайшего будущего, но также задумываются и о далеком будущем. В него входят жизненные цели, пути и средства их достижения. Так как профессия и может стать этим средством, то соответственно цели на будущее имеют непосредственное влияние на ее выбор.

.Способности и таланты.

.Потребность в общественном признании.

.Информированность. Возможный недостаток информации об интересующей профессии или обладание неверной информацией.

выбор профессия

Роль профессии в жизни

Рассматривать профессию можно с разных углов, но ее влияние на нашу жизнь даже в период ее выбора не вызывает никаких сомнений. Профессия воздействует на нас как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Известна зависимость актов человека от его физиологического и нервно-эмоционального состояния (характера психических переживаний). Профессия рассматривается здесь как действие. На любую нашу эмоцию (стимул) происходит определенное действие (реакция). Это всем известная схема, выявленная бихевиористами. Но ее обратное воздействие также возможно. Например, просто улыбка может вызвать радость, а сидение в неудобной позе раздражение и злость. Действие определяет наше состояние как физиологическое, так и эмоциональное. А профессиональная деятельность это может быть многократное повторение одного и того же действия, вызывающего различные реакции, соответственно такое влияние профессии на состояние человека легко проследить.

Ее деформационная роль огромна. Профессия это длящиеся занятие человека и набор определенных действий, выполняющихся из дня в день. Если же всякое действие влияет на поведение, физическое и эмоциональное состояние исполнителя, то такая схема в первую очередь относится именно к профессиональному действию как многократно повторяющемуся.

Существуют различные формы влияния профессии на человека, например:

.Физико-соматическое. Это явление состоит в том, что в ряде профессий человек должен обладать определенным набором антропологических признаков. Например, слабый и больной никогда не сможет стать спортсменом, а глухой - музыкантом, калека военным и т.д. Такое обстоятельство ведет к жесткому подбору людей в профессию, и соответственное удержание и развитие этих соматических признаков в профессиональной деятельности. Специфический, с соматической точки зрения, состав ряда профессиональных групп вызван, прежде всего, отбором, который "механически" производит профессия. Следствием этого является специфические соматические признаки людей различного рода профессий.

Существование такой деформации не подлежит сомнению. Профессиональная работа заставляет человеческий организм приспосабливаться к ней. Это может вести к большему развитию нужных органов и некоторому «атрофированию» ненужных в этой профессии органов. Соответственно это ведет к деформации организма профессионала. О том же, наконец, говорят и цифры профессиональной смертности: известно, что они довольно резко колеблются от профессии к профессии.

.Следующей категорией явлений, вызванных профессиональной деятельностью, служит изменение внешних рефлексов и внешнего облика человека. Примерами могут служить «манера держаться» людей различных профессий. Например, выправка военного или качающаяся походка моряка, плавные движения балерины и т.д. То же и в других профессиях. Особенно заметно такие профессиональные специфики проскальзывают в речи и манере говорить. Мало говорить просто о профессионализмах, прививающихся к ее членам и бессознательно применяющихся ими в нужных и ненужных случаях. Это способы выговаривания слов, например как военный выговаривает «так точно», «будет сделано» и прочее, или как это же самое может выговаривать официант. По речи человека легко определить является он представителем «мускульной» профессии или «интеллектуальной». По терминологии очень нетрудно определить профессию человека.

И конечно, профессия заметно действует на внешний вид человека. Особенно это заметно в одежде. Многие профессии, особенно при исполнении профессиональных обязанностей "облачают" человека в свою одежду (белый халат врача, оранжевая жилетка работника ЖКХ и т.д.). В таких фактах (а их тысячи) штамп профессии назойливо сам бросается в глаза и говорит яснее всяких слов.

Но не только одежда, но даже просто внешний вид или детали внешнего вида показывают нам принадлежность в профессии. Например, излишний слой макияжа у девиц легкого поведения, или бритая макушка у представителей католического духовенства, борода и длинные волосы у священников и т.д.

Чем дольше человек занимается своей профессией, тем резче эта печать профессии, тем она неизгладимее и рельефнее.

.Психическое. Профессия оставляет неизгладимый след и в психологии человека. Как и при физическом профессиональном отборе, психологический отбор проходит в профессии механически. Ряд профессий требует для удовлетворительного выполнения определенных психических свойств от своих членов. Например, впечатлительный человек вряд ли сможет стать хорошим патологоанатомом, а честный - чиновником, гемофилик - хирургом и т.д.

Так же сюда можно отнести и некоторые другие психологические особенности профессий. В некоторых профессиях надо проходить психологическую «цензуру». То есть должен быть определенный набор психический свойств. Например, капитан судна должен быть храбрым, умным, сообразительным и т.д. иначе он не сможет стать профессионалам своего дела. Такие барьеры, мешающие проникновению в профессию, в виде экзаменов, стажа, имущественного ценза, производства тех или иных работ (напр., диссертации, пробной работы и т.п.) существуют в большинстве профессий. При этом легко сообразить, что в определенную профессиональную группу попадают люди с определенными базовыми наборами психических свойств. Соответственно, как и при физическом отборе, эти психологические свойства в профессиональной деятельности закрепляются и дополняются.

Особенно интересными с точки зрения профессиональной психической деформации являются случаи последнего рода, похожие на принуждение расти дерево в сторону, противоположную его естественной тенденции. По данным исследователей в своем большинстве профессиональными убийцами, палачами или проститутками становятся вполне нормальные люди. Свои первые «проступки» они делают под влиянием определенных жизненных обстоятельств и потом долго мучаются и страдают угрызениями совести. Но за первым разом наступает второй, третий и так далее и со временем люди приспосабливаются, деформируются под свою профессию, уже не испытывают подобного став профессионалами. Старые убеждения, отвращение, муки совести будут "смыты" профессией и могут даже замениться противоположными.

Так же интересна деформация внимания. Например, врач при встрече может в первую очередь замечать симптомы болезни, а психолог попытается определить, например, темперамент; историк в экскурсии по городу в первую очередь посетит исторические места памятники, а художественный критик картинные галереи; художник, выглянув из окна, в первую очередь опишет краски и тона окружающего, а, например, архитектор выделит стиль и форму виднеющегося здания. Словом один и тот же внешний объект воспринимается различными профессионалами разно, привлекает их внимание на те свои стороны, которые имеют отношение к профессии человека.

Последний вопрос - о месте работы в ряду других значимых для человека вещей. Каково гармо­ничное соотношение в жизни человека работы и не­работы?

Считается, что наша жизнь делится на три рав­ные части: треть жизни занимает сон, треть - работа, и треть - все остальное: семья, дети, лю­бовь, друзья, хобби... Вот об этой последней трети, неработе, о личном пространстве, о близких взаимоотношениях Андрей пишет и говорит гораздо больше. Интересно, это отражает реальные или желаемые приоритеты? И еще: какое место занима­ет работа в этом комплексном «успехе в жизни»?

Нельзя сказать, что работа должна занимать главное место в жизни человека. Но по факту это именно так, нужно отдавать себе в этом отчет. Что бы с тобой ни происходило - есть у тебя родители или они уже умерли, женат ты или развелся, обзавелся ты детьми или нет, есть ли друзья или не водится таковых, - ты в любом случае будешь хотеть есть, а значит, придется работать.
Работа - вещь обязательная и неизбежная. Этим я не хочу сказать, что она важнее дружбы, любви и за­боты о ближнем. Но нужно понимать: в твоей жизни может происходить все, что угодно, а работать ты будешь несмотря ни на что. За исключением, конечно, случаев утраты трудоспособности - по болезни или по старости, - и все. Ну или кто-то должен тебя кормить, если найдутся желающие. Но и это, посмотрим правде в глаза, задаром тоже не бывает. Какую-то плату с вас все равно потребуют. Если женщина не работает, то она трудится по дому, воспитывает детей, если мужчина не работает, то, например, секс-услугами рас­плачивается, альфонсом трудится. В общем, какая-то есть в этом своя логика.
Дальше вопрос-насколько это важно для качества жизни? Ответ однозначный - важно. Если человек не работает - он рано или поздно сходит с ума. Это действительно так, человек должен работать, у нас должна быть занятость. Возьмем в качестве примера жену богатого бизнесмена, которой не нужно работать и не нужно ничего делать по дому. Она все равно находит себе работу: занимается декорированием квартиры, производит некие телодвижения, чтобы выглядеть соответственно своему статусу, ищет себе деятельность в виде каких-то курсов, танцев, какого-нибудь особенного фитнеса, похудания. Это такая очень странная ра­бота, но тоже работа. И чем она более нормированная, жестко организованная, чем она, прямо скажем, более вынужденная, тем, как ни странно, лучше. В нас есть сила, энергия, и если это добро не растрачивать на работу, то мирный атом превратится в военный. Это будут скандалы в семье, вечная неудовлетворенность собой и окружающими, будет огромный внутренний дискомфорт, чувство потерянности, ненужности и так далее. В этом смысле работа является биологически необходимой.
И если уж нам не избежать работы, то нужно правильно отстроить с ней отношения. Какие тут могут быть варианты? Первый: да, работа - это неизбежность, я не очень этим доволен, но и не собираюсь сильно из-за этого напрягаться, а на многое и не рассчитываю. Тут работа, там - свободное от работы время: рыбалка, пивасик, то-другое, пятое-десятое, дети, хо­зяйство. Надо понимать, что у тебя всегда есть такая возможность - минимизировать трудозатраты, сокра­тив при этом уровень своих притязаний. Пожалуйста...
Но есть и второй вариант. Тут мы рассуждаем примерно следующим образом. Работа неизбежна, то есть ты понимаешь, что работать, хочешь или не хочешь, все равно придется. Но коли так, то ты решаешь, что лучше уж чтобы работа тебе нравилась, чтобы она тебя по-настоящему увлекала, чем отбывать восьмичасовую повинность пять раз в неделю. И в этом случае работа становится не только средством заработка, но и способом самореализации.
Можно, конечно, самореализовываться и в свободное от работы время - вышивание, игра в боулинг, беседы светские... А можно и на работе найти применение своим талантам и способностям. И в этом смыс­ле ты автоматически ставишь перед собой задачу быть успешным, пусть и косвенно. Здесь важно, чтобы ты любил свое дело, занимался им так, чтобы можно было им гордиться, чтобы в любой момент ты мог сказать: я, мол, делаю то-то и то-то. И так сказать, чтобы при этом у тебя ничего внутри не дрогнуло и не ёкнуло: «Я вот так зарабатываю на жизнь. Я вот это сделал, у меня вот такие есть результаты».
Вот два варианта. И мне кажется, что серединной позиции здесь быть не может. Потому что в итоге все равно ерунда получится. Сами по себе деньги не являются долгоиграющей мотивацией для развития. То есть на первом этапе тебе такой мотивации, может быть, и достаточно: человек хочет заработать на дом, на машину, на бытовую технику, на шубу для жены, и это делает для него любую работу, приносящую деньги, увлекательной. Но в какой-то момент «обязательная программа» будет выполнена, все, что казалось «потолком» и «пределом мечтаний», будет достигнуто - дальше только звезды, но нам туда не надо. А работа - неинтересная, не увлекает, не позволяет развиваться, не занимает мозг... И что тогда? Ничего хорошего. Начинается всякое безобразие, что называется, пуститься на старости лет во все тяжкие, потому как невмоготу так жить...
Так что правильно, наверное, принять для себя это решение - мол, на работе только зарплата, никаких амбиций, самореализовываться буду по индивидуальной программе, и оставьте меня в покое. Или другой вариант - нет, работать я хочу с огоньком, я хочу, чтобы работа меня занимала, чтобы мне хотелось ее работать. При этом, конечно, и такая работа «с огоньком» - это труд, это усталость, ненавистный будильник по утрам, несчетные сверхурочные, это желание подчас все бросить и уже отправиться куда-нибудь полотером или фасовщиком дегтярного мыла. Но по сути это именно та работа, которая тебе нужна, чтобы ты чувствовал, что ты занят по-настоящему, что ты делаешь что-то, что позволяет тебе совершенствоваться, развиваться, в общем - твоя работа.
И тут еще важный момент: любая компания, любое производство, если оно не помирает, конечно, оно - растет. Взрослеют люди, которые находятся на нижних ступенях иерархической лестницы, их подпирают молодые. Но если человек просто отсиживает свое рабочее время, то у него даже естественного карьерного роста внутри компании не произойдет. Его просто спишут со счетов, не будут рассматривать его кандидатуру при появлении вакантных должностей на более высоком уровне. Сидел он на своем рецепшне сто лет назад, и хорошо, пусть сидит дальше. Ему уже сто двадцать, а рядом двадцатилетние девчонки крутятся и смотрят с недоумением: «Что здесь делает эта рухлядь?»
Нужно просто отдавать себе отчет в том, что время идет и ты должен расти. Ты не можешь, находясь в развивающейся системе, не претендовать постоянно на более высокую должность, чем та, которую ты занимаешь. И это нормально. Так должно быть. Иначе, скорее всего, тебя ждут неприятные разочарования. Придут молодые, и ты будешь чувствовать себя совершенно не в своей тарелке. И об этом лучше думать заранее. Поэтому и существование - работать как придется, особо ни на что не рассчитывая, мол, у меня другие ценности и приоритеты, я вот в церковь Свидетелей хожу, или на рыбалку, или пью исправно - не пройдет.
В общем, возможны оба варианта. Но ты должен сделать сознательный выбор. Работа в твоей жизни неизбежна. Выбери свое отношение к ней.

Понимаю, что Андрей показывает альтернативу, а в этом деле главная задача - ясность, и нет места полутонам и оговоркам, перечислению исключений из правил. Но все-таки что-то меня смущает. Речь идет об амбициях только в сфере работы? Или о жизни в целом? А если твоя жизнь разворачивается не в развивающихся, а в стагнирующих или разрушающихся системах? Например, антиглобалисты и члены «Гринписа» абсолютно уверены в том, что сам мир со всеми его развивающимися компаниями катится в тартарары, и реализуют свои амбиции, изо всех сил сдерживая это «развитие». А можно ли вообще рассуждать о жизни, например, религиозных деятелей или профессиональных диссидентов в терминах карьеры и амбиций? Да, серединной позиции быть не может. Но могут ли сами амбиции лежать в другой сфере, отличной от производственной?

Я нередко сталкиваюсь с людьми, которые плохо понимают, зачем они живут. Они много работают. Работа позволяет им зарабатывать деньги на жизнь. Но живут ли они? Нет... Не живут, а просто выживают. И хочется спросить: ради чего все это? В чем смысл? Ради чего вы столько работаете?

Мне кажется, у работы может быть только два смысла. И сейчас мы их подробно рассмотрим.

Работа, как призвание

Идеальный вариант. Человек получает удовольствие от своей работы. Человек реализуется в своей профессиональной деятельности . Конечно, такая личность тоже иногда устает. У нее тоже может быть плохое настроение. И она иногда может даже пожаловаться своим подружкам на отсутствие свободного времени, завалы на работе, усталость и т.д. Но эти жалобы — ненастоящие. Это просто выплеск накопленного стресса. И если начать разбираться, такой человек все же признается, что работой он доволен , что работать ему нравится и ни о какой другой профессиональной деятельности он никогда не мечтает.

В этом случае смысл жизни человека — в самой работе. Такие люди могут работать по 15 часов в день с минимумом выходных и чувствовать себя отлично. Однако все-таки нужно соблюдать грань... Когда работа приносит удовольствие , а когда она дает лишь невыносимую усталость ?

Техники, помогающие найти призвание, описаны в статье « »

Работа, как источник дохода

Всегда ли работа должна быть призванием? Нет! Работа может быть просто источником дохода. Но! Тогда эта работа должна соответствовать следующим требованиям:

— у вас должен быть четкий рабочий график . Максимально удобный для вас. Чаще всего это — 2*2. Пару дней работаем, пару дней отдыхаем. Этот график позволяет находить больше времени на ваше хобби;

— работа не должна сильно напрягать . Иначе у вас просто не останется сил ни на что другое;

— об этой работе не нужно думать в нерабочее время . Вам никто не должен звонить. Уходя с рабочего места, вы должны просто отключаться от всего, что касается вашей трудовой деятельности.

Но самое главное - у вас должно быть свое хобби! Хобби, которое не приносит денег, но которое является вашим призванием, составляет смысл вашей жизни ... Вместо хобби вы можете воспитывать детей, заниматься хозяйством... При условии, что вам это действительно нравится ! Иначе опять все сводится к тому, что ваша жизнь бессмысленна.

Ради чего вы работаете?

Выполним небольшое упражнение. Как проходит ваш обычный день? Составьте распорядок дня, примерно посчитав, сколько часов вы тратите на какую-то деятельность. Составьте такой список как для рабочего дня, так и для выходного. Например, в рабочем дне вы тратите 1 час на сборы, 2 часа на дорогу на работу, 8 часов на саму работу, 1 час на ужин, 1 час на сидение перед телевизором, 1 час на общение с близкими и т.д. Сюда вписываем только то, что вы делаете каждый день. И тут же рассчитайте, сколько на это уходит времени в год... Для рабочих дней — умножаем на 5, затем умножаем на 48 (52 недели в году, из них 3-4 уходит на отпуск и на праздники).

Затем выпишите те занятия, которые присутствуют в вашей неделе, не вошедшие в предыдущий список. И посчитайте, сколько часов в неделю вы на них тратите. Например, спортзал — 3 часа в неделю, кинотеатр — 2 часа в неделю, ресторан — 2 часа в неделю, поездка на шашлыки — 10 часов в неделю. И снова рассчитайте, сколько на это уходит часов в год.

Тоже самое проделайте и для занятий, к которым вы обращаетесь несколько раз в месяц.

Что получилось? На что вы тратите больше всего времени в году?

Наверное, больше всего вашего времени будет уходить на работу. Но что следует за ней? Уборка? Общение с друзьями? Шоппинг? Или ваше любимое дело?

Это упражнение поможет вам увидеть свою жизнь со стороны. И возможно, вы сможете понять ее абсурдность. Возможно, вы поймете, что по факту в вашей жизни ничего нет, кроме работы и бессмысленных убийств времени . И какой тогда смысл такой жизни? Колоссальное время вы тратите на то, что не доставляет вам никакого удовольствия!

Если вы чувствуете необходимость разобраться в данной ситуации, выполните упражнение « » — это упражнение довольно сложное, но эффективное.

Любите себя! И пусть ваша работа приносит вам счастье!