Оценка монет средневековой европы. Средневековая европа. История денег Румынии

Оценка монет средневековой европы. Средневековая европа. История денег Румынии
Оценка монет средневековой европы. Средневековая европа. История денег Румынии

В средневековой Европе по мере распространения мелкого ремесла все больше торговых городов и мелких князей приобретали право чеканить свои монеты.

Наступали времена, когда деньги и хозяйственные отношения становились все более важной сферой человеческого быта. Средневековое государство с его системой натуральных податей постепенно уходило в прошлое. Наступила нора суверенного государства с четко обозначенной границей и владетельным правителем, который вершил свою волю, опираясь на придворных и солдат, В основе его существования лежал принцип: «Сколько денег - столько государства».

Роберт Кул является старшим куратором в отделе монет израильского управления древностей в Иерусалиме. Рори Нейсмит является преподавателем раннесредневековой британской истории на историческом факультете Королевского колледжа Лондона, а также членом колледжа Клэр, Кембридж.

Эрнест Оберландер-Тырновяну является директором Национального исторического музея Румынии. Борис Пашкевич является профессором в Институте археологии в Вроцлавском университете. Элина Экран - преподаватель колледжа по средневековой истории в Тринити-колледже, Оксфордский университет и бывший научный сотрудник Средневекового европейского монетного проекта.

Способы изысканий звонкой монеты становились важной проблемой политики государства, Под предлогом защиты денежного стандарта частным лицам было запрещено изготовление монет. Хотя государство занималось мошенничеством, скрытно добавляя в монеты неблагородные сплавы или уменьшая вес монет. Чеканя такие монеты короли, крупные лендлорды, герцоги, графы, бароны ставили на них сбою печать или геральдический знак. Искушение пополнить казну незаконным путем было слишком велико. Сама же фальсификаторы старались получить нормальные опознавательные знаки владетеля другой территории.

Питер Спафффорд является отставным членом Колледжа королевы Кембриджа и бывшим профессором европейской истории в Кембриджском университете. Его значительная работа по средневековой нумизматике и экономике включает в себя справочник по средневековой бирже, деньги и ее использование в средневековой Европе, а в последнее время власти и Прибыль: торговец в средневековой Европе.

Ваш вопрос неискренен: во всей Европе было много разных монет. Кроме того, состояние этих монет теперь определяет их ценность. Вы можете видеть, что были разные размеры этих монет: мутон намного больше, чем флорин. Есть и другая разница. Флорин также можно назвать дукатом, потому что Флоренция была герцогством - землей, управляемой герцогом. Венеция выпустила свой собственный дукат, но он был из чистого золота, доступного в Европе в средние века, поэтому стоило гораздо больше. Ни одна из этих монет очень большая: флорин и венецианский дукат каждый ходят примерно на одну восьмую унцию, три с половиной грамма.

Среди венценосных особ находились и такие, которые вели активную борьбу с фальшивомонетничеством. Как говорится, всерьез и надолго.

Английский король Генрих I (правивший в 1100- 1135 гг.), видно, не без оснований получил прозвище «прекрасноликий ученый». Он был озабочен искоренением фальшивомонетного промысла в Англии.

Вначале своего правления Генрих I отобрал право на выпуск денег у ювелиров. Он вывел из обращения все знаки нарицательной стоимости, которые имели хождение в бедных провинциях, например морские раковины, перья и т. д. Генрих I изобрел одну из самых необычных денежных систем в истории, названную системой «мерных реек». Эта система продержалась 728 лет и была отменена только в 1826 году. Она была принята для того, чтобы избежать манипуляций со стороны разного рода поддельщиков.

Теперь представьте, что монета только немного больше, чем американская копейка. Если ваш вопрос, однако, стоит того, что стоило в экономике средних веков, почти невозможно сказать, но есть способы оценить их покупательную способность. Только у очень богатых людей были золотые монеты. Крестьяне работали, скребли и спасли всю свою жизнь, чтобы придумать горстку серебряных монет; если они смогут их удержать, они могут купить немного земли и стать свободными держателями. Помимо мародерствующих солдат, разбойников, церкви и жадных господ господ, всегда была проблема обмана.

Новая денежная система основывалась на деревянных полированных рейках с зарубками с одной стороны, обозначающими номинал. Потом рейка расщеплялась вдоль по всей длине таким образом, чтобы сохранить зарубки. Одна половина рейки осталась у короля и служила защитой от подделки, а вторая была пущена в обращение. Хранящийся в настоящее время в Музее Банка Англии образец мерной рейки очень велик и соответствует 25 тысячам фунтов стерлингов. Представим, что первый акционер Банка Англии купил себе акции в самой (на то время) могущественной и богатой корпорации мира с помощью этого куска дерева. Неудивительно, что после своего образования в 1694 году Банк Англии подверг яростным нападкам эту находящуюся вне его постоянного контроля систему. Именно этого постоянного контроля и добавился Генрих I.

Некоторые люди собирались с наружных дисков монет, а затем сберегали стружки - более тысячи лет назад люди были так легковерны, что торговцы просто закрепили края монет, но эта уловка длилась недолго, Так называемые монеты, которые были поданы, были обрезаны. Покупая продажи, люди настаивали на том, чтобы сначала увидеть ваши деньги, чтобы они знали, пытаетесь ли вы сменить обрезанные монеты.

Но самая большая проблема в присвоении ценностей чеканке в эпоху прошлого заключается в том, что в Европе в средние века общество использовало в основном безналичную систему обмена. Но как оценить ценность этого в современных деньгах? Один стандарт - стандарт «тон эля». Это сравнивает стоимость огромного ствола эля, около 210 галлонов, в те дни, до которого он будет стоить сегодня. Но даже это не говорит о реальной сказке. Его реальное богатство заключалось бы в том, сколько скота и сколько урожая его земля произведет.

Почему люди принимали кусок дерева в качестве денег? На протяжении всей истории развития рынка люди использовали в операциях товарно-денежного обмена все, что они соглашались ценить и принимать как деньги. Ведь деньги есть то, что люди соглашаются использовать как деньги. Например, в наше время деньги только бумага. Здесь имеются свои тонкости, тот же Генрих I приказал использовать мерные рейки для уплаты королевских налогов. Это сразу заставило их обращаться и приниматься в качестве денег.

В средние века время между европейским и европейским континентом характеризовалось различными культурами, такими как немцы, римляне, славяне и кельты. Многие области уже были христианизированы, но были также люди, которые были языческой верой. Однако последователи этих культур все чаще обращались к христианской вере в средние века и становились все меньше и меньше.

Валютная система в средневековой Европе

В раннем средневековье бартерная торговля по-прежнему оставалась на повестке дня во многих частях Европы. Хотя использование монет уже давно было установлено в Римской империи и торговалось с ними, в северных частях Европы потребовалось больше времени, пока эта форма валюты не пройдет. Это были главным образом монеты из Рима и Греции, которые стали предшественниками к северу от Европы. Первоначально римляне и греки обменялись товарами с народами Северной Европы, но вскоре они начали отправлять монеты в обмен на товары в качестве оплаты.

Ярый борец с фальшивомонетчиками

Ни одна денежная система не работала столь хорошо такое длительное время. Фактически могучая Британская империя, эта владычица морей, была создана на основе системы реек, которая удерживалась вопреки постоянным попыткам менял и другим манипуляторам с монетами подорвать ее с помощью металлических монет. Конечно, металлические монеты никогда полностью не выходили из обращения, так же как и рейки, использовавшиеся для уплаты налогов.

Валютные системы в средние века были так называемыми связанными валютами. Это означает, что не отпечаток на монетах определял торговую ценность, а материал и вес денег. Таким образом, каждая золотая монета должна была весить ровно столько же и имела точно такой же тонкий вес, чтобы иметь такую ​​же ценность на рынке. Результатами этой системы были, например, двойники, которые, как следует из названия, имели двойное значение, а также двойной вес одного талера. Это означало, что монеты из разных стран были в принципе совместимы друг с другом, если они имели одинаковый вес и были изготовлены из одного и того же материала.

Чтобы покончить с подделыциками, Генрих I провел две «рудные акции» в 1108 и 1125 годах, О них сообщили современники короля Флорентин Вигорненский, автор хроники событий до 1118 года, и Генри Хантингтон, описавший события до 1154 года. Флорентин рассказывает, что разоблаченным фальшивомонетчикам, которые подделывали мелкие монеты, «выкалывались глаза и отрезались половые органы». Генри Хантингтон, описывая события 1125 года, делает такую запись: «Стоит прислушаться к тому, как жестоки распоряжения короля. Он пришел к мысли, что всем мастерам монетного дела в Англии, кто тайно подделывал монеты, следует отрубать правую руку».

Средневековые серебряные монеты из Европы

Однако многие правители постоянно уменьшали вес монет или смешивали другие более благоприятные металлы в высококачественных серебряных или золотых монетах, чтобы уменьшить мелкий вес. Эти факторы, а также многочисленные войны и язвы в конечном итоге привели к неконтролируемой инфляции, которая сделала многие монеты бесполезными. Они были одними из самых ценных монет в средние века. Многие государства, такие как Римская империя, централизовали монету для этих высококачественных монет, так что в нескольких городах можно было чеканить только серебряные монеты.

Говорят, что в Рождественский вечер 1125 года Генрих I собрал в Винчестерском замке владельцев всех английских монетных дворов. Каждый должен был доказать чистоту своих монет. Не всем это удалось: 94 гостя покинули Винчестер однорукими.

В хронике Джона Уорчестера, охватывавшей события с 1118 по 1140 год, подтверждается это: «Монетным мастерам, схваченным в Англии за чеканку фальшивых монет, по эдикту короля отрубается правая рука, и отрезаются нижние части туловища».

Денарий - римская монета переживает Римскую империю

Монеты для повседневного использования были в основном изготовлены из медных или бронзовых сплавов, и многие города имели право создавать свои собственные монеты такого рода. Уже в 211 году до н.э. денарий был введен в Римскую империю в качестве основной серебряной монеты. Век определяющей монеты, а затем исчез в течение некоторого времени. Он представил денарий как основную монету империи Каролингов.

Карл Великий должен был не только возродить денарий, но его система монет, введенная в 792 году, заключалась в том, чтобы сформировать валюту по всей Европе в средние века. В Великобритании эта система продолжалась даже в течение года. Система Карла Великого была чистой серебряной валютой. Он отказался от введения высококачественных золотых монет из-за низких золоторудных месторождений в Северной Европе и поставил серебряные монеты в качестве самых ценных монет на вершине системы.

Веское слово против фальшивомонетничества сказала и церковь - официальная идеология того времени.

С критикой нарушения правил чеканки монет в своем труде «Принципы государя» выступил знаменитый философ Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Он писал, что монета предназначена исключительно для того, чтобы содействовать хозяйственному обороту. Воззрения подобного рода еще долго оставались гласом вопиющего в пустыне.

Пфенниг - самая важная монета средневековья

Также в 792 году Пфенниг вошел в валютную систему Европы. Он использовался как высококачественная серебряная монета и в это время имел вес от 1, 3 до 2 грамм. Колебания были вызваны производством, но их вес неуклонно снижался на протяжении веков. Сначала вы можете найти отпечаток Карла Великого, позднее тиснение, которое было сделано в самых разных частях Европы, имеют разные предварительные изображения. Иногда вы найдете половину или даже квартальные пенни, что, безусловно, сегодня является неожиданностью.

Еще было «золотое время» поддельщиков.

В годы правления Эдуарда III (1327-1377 гг.) аббат Массандрой, практически не скрывая, выпускал фальшивые монеты. Король был убежденным противником папства и, кроме того, не мог терпеть еще одного конкурента. Это и решило судьбу предпринимателя в сутане. После тяжелых пыток аббат попал на виселицу.

Хеллер - ответвление копейки

Однако в средние века было обычным сломать монеты, когда сумма, подлежащая выплате, составляла не круглую сумму. Однако в то же время многим городам разрешалось монетать свои серебряные монеты. Эти региональные пенни часто отличались по весу и весу серебра, потому что фактически фиксированная ножка монет не была последовательно применена. Это породило гроши, которые имели разные торговые значения и торговались по фиксированным ценам. Таким образом, Хеллер впоследствии был также представлен как независимый номинал и имел стоимость в полцены.

Шло время, чеканщики монет набирались ума-разума. Они начали запасаться письменным распоряжением своих господ на изготовление фальшивых денег, снабженных их печатями. Так, например, поступил в 1350 году монетных дел мастер Якоб Швет из Кенигсберга.

12 июля 1347 года маркграф Бранденбургский Людвиг ввел монетный порядок. Из марки серебра (куска серебра весом 14,5 лотских унций) повелел изготовлять 28

Копейка - поздняя средневековая серебряная монета

Они должны были преуспеть в копейке, ценность которой на протяжении веков теряла значительную ценность, постоянно уменьшая тонкое содержание. Сначала грошхен весил около трех граммов, поэтому он был намного тяжелее Пфеннига. Век, вес составлял всего 1, 8 грамма. Вес облегчает вам определение эпохи десяти центов.

Крейсер в южной части Германии позднего средневековья

Одной из последних монет в средние века был свет мира в уходящем веке. Первые образцы были также произведены в Южном Тироле. Монета - это имя двойного креста спереди. Крейсер стал широко распространенным средством платежа, особенно в южной Германии, Швейцарии и Австрии, и имел стоимость четырех пенниггов или двух пенни.

шиллингов и 4 пфеннига, всего 340 пфеннигов. В указе говорилось: «Никто, ни христиане, ни иудеи, не должен делать монет. Кто будет пойман за этим занятием, будет судим, как фальшивомонетчик и повешен».

Действия маркграфа по этому вопросу имели законную силу «при поддержке государственного совета и совета сословий». За два года до этого совет сословий отклонил порядок устранения системы ежегодного изъятия монет и выпуска новых, открывавшей большие возможности ухудшения качества монет. Людвиг преступил закон и 1 января 1350 года отдал приказ Якобу Швету, не определяя веса монет и содержания в них серебра, чеканить из марки серебра 35 шиллингов, или 420 пфеннигов. Через три дня мастер получил письменное распоряжение. Фактически Людвиг приказывал монетному мастеру превратиться в фальшивомонетчика. Швет принял к исполнению приказ и принялся за дело.

Европейские золотые монеты из средневековья

Золотые монеты были редкостью в средние века и широко не использовались в Европе. В Средиземноморье внешняя торговля торговалась с Востоком над золотыми монетами, но в ежедневной оплате обычных граждан он не использовался. Это было прежде всего из-за высокой материальной ценности золотой монеты и дефицита золота к северу от Альп. Для маленького торговца золотая монета стоила больше, чем за неделю.

Шиллинг - золотая монета существует только на бумаге

Основа для шиллинга, которая, как и многие другие монеты, была реформой Карла Великого в 792 году, была римская Ауреус и Солидус. Подобно этим двум, шиллинг был сделан из золота, но вначале это была чистая монета, то есть она не была придумана, но существовала с целью преобразования на бумаге. Так как тисненые места были позже распространены по всей Европе, от Франции до нынешних стран Балтии, фотографии монеты Шиллинга - не что иное, как униформа.

Заключение о европейских средневековых монетах

Большинство монет Средневековья было введено Чарльзом Великим в ходе системы монет Каролингов в 792 году.

Около года ходили в маркграфстве фальшивые пфенниги, 20 ноября 1350 года совет сословий предъявил обвинения Якобу Швету в подделке монет. Несмотря на то, что мастер показал письменное распоряжение маркграфа, он по решению суда был выслан из страны. Это было легкое наказание. Возникший в начале ХШ века свод законов Саксонии - наиболее значительный юридический документ средневековой Германии гласит: «Если монетчик изготовляет фальшивые монеты с тем, чтобы пустить их в оборот, он рискует своей шеей». Безусловно, речь идет о виселице, В Китае за те же преступления закапывали в землю живьем, в Японии распинали на кресте. У Данте повествуется о горькой жалобе мастера Адама из города Брешиа, урожденного англичанина, о его непомерных страданиях в аду. Туда он попал с костра, на который его привела стезя фальшивомонетчика. Адам по поручению графьев Гвидо, Алессандро и Апшояфо из Романьи подделывал золотые гульдены е изображением Иоанна Крестителя с содержанием в 3 карата 21. В 1281 году его сожгли за фальшивомонетничество. В суде его высокопоставленные покровители отказали в поддержке.

Поскольку валюта по-прежнему основывалась на материальной ценности в то время и сохранялась стабильная инфляция, содержание драгоценных металлов в монетах, а также их общий вес частично снизились со временем. Золотые монеты, такие как Шиллинг, позже были сделаны из серебра. То, что звучит неудачно в первый момент, приносит определенные преимущества для вас как коллекционера. Таким образом, время и место тиснения можно ограничить с помощью материала и веса монеты. Самые старые монеты соответствующих номиналов также являются самыми ценными, но и самыми редкими.

Укрепляющая свои позиции буржуазия все более осознает ту опасность, которую несет фальшивомонетничество. Во Фризском праве говорится: «Фальшивомонетничество грабит духовенство, господ и всех людей и является самым злостным врагом». Вспомним диспут, происходящий в аду, между греком Синоном, обманом уговорившим троянцев ввести в город деревянного коня, и мастером Адамом. «Я говорил, а ты чеканил ложь», - вот позиция Синоиа. Хотя грек погубил целое царство, он считает, что Адам греховнее черта.

В Германии в ранний период средневековья еще не существовало единого имперского уголовного права, но смертная казнь за фальшивомонетничество предусматривалась везде. Различались только способы умерщвления: казни петлей, топором, костром, виселицей, кипящей водой.

Особенно жестокий вид казни - сварение приговоренного в кипятке - практиковался с 1285 года. В 1431 году власти города Штральзунда объявили о розыске Николауса Винкзльдорпа, который прибыл в город вместе с купцом Германом Олдендорпом, Винкельдорпу, обвиненному в подделке денег, удалось сбежать. Проходивший по этому же делу Клаус Эльмхорст судом был приговорен к смерти в котле с кипящей водой. Фальшивые пфенниги, которые завезли обвиняемые в Штральзунд, были найдены под кроватью Винкельдорпа. Указ датируется 31 марта 1431 года.

На старой рыночной площади Штральзунда жители в октябре 1431 года стали свидетелями ужасной казни. Обычно на площади организовывались народные увеселения. Большей частью они не были тем, что понимают современные люди. Например, в 1414 году гвоздем программы «увеселений» было насаживание кошки на позорный столб. Тот, кому это удавалось, провозглашался «кошачьим рыцарем». Через год горожане потешались, наблюдая, как слепые старались бить дубинками свинью и попадали друг в друга.

Только в 1632 году на рейхстаге в Регенсбурге было принято единое для всей Германии уголовное уложение - кодекс Карла V, известный как «пеньковое право». В ст. 136 этого кодекса дается развернутое толкование фальшивомонетного промысла: 1) подделка внешних данных монеты; 2) использование нечистого металла; 3) облегчение веса монет. Фальшивомонетчиков наказывали сжиганием заживо на костре. Кто имел сведения о фальшивомонетчиках или участвовал в их махинациях, подвергался наказаниям от тюрьмы до виселицы. В кодексе явно прослеживается разница между степенью риска фальшивомонетчика-ремесленника и фальшивомонетчика- господина. Если первому грозила мучительная смерть, то «господин» только терял свое право чеканки монет.

Средневековая Европа имела огромное количество монетных дворов. Каждый герцог старался завести монетную мастерскую. Это было необычайно выгодно: из одного и того же количества серебра выпускали все больше и больше монет. Думали, если из одного фунта серебра вычеканить на несколько десятков монет больше, то и купить можно будет больше товаров. В определенный период времени - это было действительно так. Очень скоро такая более легкая монета теряла свою цену, падала ее покупательная способность. Короли, князья, графы снова увеличивали число чеканенных из того же фунта монет и снова извлекали кратковременную денежную выгоду, ни в коей мере не думая о будущем.

Частная, своекорыстная деятельность феодалов, дорого обходилась государству, приводила к развалу денежного обращения, порой исчезновению серебра с рынка, вообще к расстройству экономики.

Бывало, что в каком-нибудь городе чеканили монеты на протяжении 2-6 лет, а затем выпуск монеты прекращался. Часто этот кратковременный выпуск монеты преследовал не только экономическую, но и политическую цель: таким образом правитель желал заявить о себе, своем суверенитете или же о завоевании этого города. Преследовались и благие экономические намерения: наладить денежное обращение по именно тем весомым нормам, которые, как казалось монетчикам и правительству, были бы самыми удобными для этого региона. Выпускали монеты по новому весовому стандарту, но для преобразования всего денежного обращения необходимо было иметь много металла и больших средств. Обычно у такого монетного двора их не имелось. Выпустив несколько серий монет, монетный двор прекращал существование.

Отдача на откуп денежного промысла стала распространенным явлением, поскольку денежная чеканка приносила солидный доход. Государство считало выгодным для себя получить от какого-нибудь купца вперед на несколько лет сумму денег, которая составила бы доход от монетной чеканки. Взамен купцу- откупщику предоставлялось право чеканить монеты в таком-то городе, но на определенных условиях, с соблюдением монетных типов, с обязательной чеканкой монеты от имени правителя.

Откупщики, стараясь выжать все из доходов, которые приносила чеканка монеты, портили их, уменьшали в весе.

В средневековой Европе особенно выделялись так называемые биллонеры (от слова «биллон», означающего неполноценную монету, в которой драгоценного металла меньше, нежели полагается, но которая, однако, имеет хождение наравне с полновесными монетами), промышлявшие испорченными монетами. В тот период ходило много биллонов, так как примитивная техника чеканки не позволяла делать монеты абсолютно одинаковые. Торговец, меняла или сборщик бережно сортировал попавшие к нему в руки монеты, выуживая наиболее тяжелые. Потом отправлялся к ювелиру и сбывал их по весу за хорошую приличную цену, получая неплохой барыш. Некоторые дельцы спиливали «излишек» металла, надеясь, что никто не будет заниматься проверкой соответствия монет официально установленному стандарту.

Естественно, что риск при этом не исключался. Эта операция называлась «стрижка монет».

Для борьбы с такими видами мошенничества начали еще более практиковать насечку по обрезу монет. Появились первые станки для монетного двора. Великий Леонардо да Винчи сконструировал станок для вырезывания монетных кружочков. Знаменитый скульптор Бенвенуто Челлини придумал винтовой пресс для оттискивания на монете изображения. Правда, широкое внедрение этих механизмов растянулось на многие десятилетия.

Рис. 25. Чеканка монет во Франции в средние века

На рис. 25 можно увидеть чеканку монет во Франции в период царствования Людовика XII (1462-15X5). Один мастер обрезает ножницами кружочки, другой изготовляет листы серебра, третий чеканит. За большим столом казначей ведет учет выпускаемой монеты. Огромная печать, ножницы, молотки и штемпели - вот вся примитивная техника средневекового монетного двора.

Правителям не оставалось ничего другого, как ввести обязательное взвешивание монет при совершении сделок. Ведь одно сходство выгравированных на монетах изображений не гарантировало их подлинности.

Необычайно острая борьба шла между фальшивомонетчиками и антимонетчиками. В XVI веке основную массу «незаконнорожденных» денег, так шутливо называли фальшивые монеты, составляли подделки испанских монет. В основном, это были мелкие монеты, которые было дешевле чеканить и труднее выловить.

В Испании большой урон денежной системе нанесли монеты, изготовленные из расхищенных по дороге в Европу драгоценных металлов из Нового Света.

Оттуда два раза в год караваны испанских судов в сопровождении военного эскорта прибывали в Севилью, где располагался испанский монетный двор. Поступления металла в течение XVI века были значительными: около 260 тонн золота и 200 тыс. тонн серебра, что составляло треть изначальных запасов всей Европы. Некоторые историки утверждают, что на подпольные монетные дворы за это же время поступило примерно столько же контрабандного металла, который не прошел отметку в портовых документах.

Было и такое, что определенная группа злоумышленников сговаривалась не обращать внимания на указы монарха об изъятии той или иной монеты. Периодически подобные указы издавались: они объявляли монеты недействительными вследствие их неполноценности. Такие монеты следовало сдавать в казначейство, где их разрубали, а потом продавали на вес. Очень часто, особенно при острой нехватке денег, случалось, что внимание на подобного рода указы не обращали. Запрещенными монетами продолжали пользоваться по взаимно согласованному неофициальному курсу. Так случилось с испанскими мелкими монетами во Франции во второй половине XVI века.

Относительно же антимонетчиков, то их можно разделить на две группы. Это, прежде всего те, кто не желал отказываться от меновой торговли. Антимонетчиками были и те, кто в качестве мерила стоимости использовал драгоценные металлы на вес, избегал таким образом вмешательства в свои сделки государственных казначейских органов. При расчете «наличными» недоверие к существовавшей денежной системе выражалось в условии произвести оплату «сырым золотом» по тарифу, заранее согласованному между обеими сторонами. В XVI

веке во Франции до трети всех сделок оплачивалось ювелирными изделиями (кольца, посуда) или золотым песком, добываемым в реках, или даже «спилками» с монет.

С азартом и размахом делали фальсификации монет все европейские государства. Если в XIII веке французский турский ливр составлял 93 грамма чистого серебра, то к XVII веку он похудел до 11 граммов.

В 1621-1623 годах в Германии порча денег приняла характер национального бедствия. Группы монетчиков устраивали свои мастерские в каждой заброшенной башне на большой дороге. Каждый обедневший барон мог основать в своем замке монетный двор, скупать хорошую, полновесную монету, переплавлять ее, выпускать плохую, низкого веса или пробы. «Князья запрещают солдатам, но позволяют монетчикам грабить людей и страну», - говорили в народе, фальшивомонетчиков-подполыциков было достаточно много. В отчетных документах некоторых монетных мастерских того времени указывалась особая статья расходов на устройство... печей для сжигания фальшивомонетчиков.

В Германии часто фальшивомонетчика осуждали тайным судом и он получал кару «Поцелуй Девы».


Осужденный на эту участь должен был поцеловать статую Святой Девы, стоявшую в подземелье. Это была бронзовая статуя громадных размеров. Когда подходили к статуе и касались ее, она раскрывалась надвое и обнаруживала внутренность, утыканную длинными, острыми гвоздями и заостренными клинками. Дверцы тоже были утыканы оружием, и на каждой, примерно на высоте человеческой головы, было по гвоздю длиннее остальных.

Эти два гвоздя выкалывали глаза. Когда дверцы раскрывались, жертва с помощью тайного механизма втягивалась во внутренность этой страшной статуя, и дверцы затворялись. Там несчастного пронзали ножи и гвозди, и через полминуты пол, состоявший из опускной двери, раскрывался и несчастный проваливался вниз. Но там его ожидали мучения еще страшнее: под опускной дверью находились шесть больших деревянных валов, расположенных парами, один над другим. Таких пар было три. Валы были снабжены острыми клинками. Расстояние между верхней парой параллельных валов было такое, что человеческое тело лежало между ними. Средняя пара была ближе, нижняя совсем близко. Под этим страшным аппаратом было отверстие, в котором слышался плеск воды. Механизм, отворявший двери статуи, также приводил в движение валы. Жертва, уже страшно изувеченная и с выколотыми глазами, падала в опускную дверь между верхней парой валов, и тело ее разрезалось со всех сторон ножами, которыми были утыканы валы. В этом обезображенном состоянии трепещущаяся масса падала между второй и ближе сдвинутой парой валов и, вся изрубленная, попадала на самую нижнюю пару, которая превращала ее в маленькие куски, падавшие в ручей, протекавший внизу и уносивший ее.

Порча денег привела к тому, что многие монеты стали содержать очень мало серебра. До 1280 года кельнский пфенниг весил 1,315 грамма серебра, а в конце XIV века в нем содержалось не больше 0,075 грамма.

Грош в средние века был большой серебряной монетой: «толстый динарий». Порча этой монеты привела к тому, что слово «грош» начали употреблять как синоним самой маленькой, ничтожной монетки.

Никому не хотелось стать жертвой фальшивомонетчиков, принять порченную монету, попасть впросак. Интересен диалог из немецкой духовной поэмы XIV века, Иудейский первоовященник Каиафа выплачивает Иуде знаменитые тридцать сребреников:

Иуда. Этот пфенниг - красного цвета.

Каиафа. За него ты получишь и хлеб, и мясо.

Иуда. Этот пфенниг не годится.

Каиафа. А ты посмотри, какой у него звон.

Иуда. Этот обрезан.

Каиафа. Вот тебе другой.

Иуда. Этот с дыркой.

Каиафа. Возьми другой.

Иуда. На этом фальшивое клеймо.

Каиафа. Если этот тебе не нравится, дам тебе другой.

Иуда. Этот - черного цвета.

Каиафа. Возьми другой и успокойся.

Иуда. Этот оловянный.

Каиафа. Ты решил нас измучить.

С превеликим трудом Каиафе удалось дать Иуде тридцать достаточно полновеспых сребреников.

Именно во времена средневековья благодаря фальшивомонетничеству появился ныне популярный термин «всучить» (что-либо низкосортное, невыгодное). Жизнь этому термину дали сучавские подделки-монеты, которые в XVII

веке чеканились подпольно на монетном дворе в г. Сучаве (Молдавия). Оттуда «сучавские подделки» в больших количествах попадали на украинские, белорусские, прибалтийские и другие земли. К этим подделкам принадлежат поддельные биллонные солиды (шиллинги) со знаками рижских монетных дворов. На реверсе, год, как правило, не совпадает с датами шведских королей, чьи монограммы помещались на аверсе (в 1621 г. Рига попала под власть шведов). В письменных источниках сучавские подделки называются «валашскими шиллингами». Резчики штемпелей подпольного сучавского двора мало интересовались, когда один монарх сменял другого. Они с удовольствием оказывали «помощь» законным монетным дворам, всучивая рынку шведские «солиды» молдавского разлива.

Фальшивомонетчикам активно помогали алхимики. Большим покровителем всех алхимиков являлся император Леопольд I, правивший с 1658 по 1702 годы. Его придворные алхимики проделывали сенсационные превращения. Самое волнующее алхимическое приключение связано с именем монаха августинского ордена Венцеля Зейлера. Слухи о вольной жизни алхимиков при венском дворе привлекли Зейлера в резиденцию императора. Скучная жизнь в пражском монастыре изрядно надоела ему. Похитив у одного алхимика красный порошок - таинственный философский камень - Венцель Зейлер поехал в Вену.

Император Леопольд I внимательно выслушал все, что поведал ему монах, и приютил нового алхимика. Тот должен был показать свое искусство в секретной лаборатории императора.

Зейлер сообщил, что он частично «окрасит», то есть превратит медный сосуд в золото. «Ну, что же, приступайте!» - приказал резко, но милостиво, император. Монах начал церемонию, сопровождая ее впечатляющими, театральными жестами, а также непонятными словами.

Слуга держал наготове медную чашу, чтобы по знаку Зейлера поместить ее на огонь. Когда она раскалилась докрасна, мастер высыпал на нее щепотку колдовского красного порошка. Произнося заклинания, Зейлер повертел медный сосуд несколько раз в воздухе и погрузил в чан с холодной водой. Произошло невероятное чудо: везде, где философский камень соприкасался с медью чаши, виднелся знакомый блеск золота.

Зейлер с облегчением повернулся к стоявшему поодаль тиглю с клокотавшей ртутью. Монах приказал подручному усилить огонь, поскольку теперь хотел окрасить ртуть до золота! Для этой цели он часть красного порошка облепил воском и бросил в кипящую жидкость. Повалил густой, едкий дым, который вынудил всех любопытных, подошедших слишком близко к огню, закашляться и отвернуться. Почти сразу сильное бурление в тигле прекратилось. Расплав затвердел. Монах заявил, что огонь еще недостаточно силен. Уверенным движением Зейлер бросил несколько углей в расплав. Они сгорели сверкающим пламенем. Почти сразу Зейлер приказал слуге перелить жидкий расплав в плоскую чашу. Все увидели, что содержимое значительно уменьшилось. Снова произошло чудо. Застывающий металл сверкал светлым блеском золота, ярко отражая трепещущий свет факелов. Император приказал отнести пробу золота к золотых дел мастеру.

Все с нетерпением ожидали, каков будет приговор. И вот ювелир заявил, что это чистейшее золото высочайшей пробы! Леопольд не скупился на похвалы. Охмелев от успеха, Зейлер объявил, что превратит в чистое золото обычное олово. Эта смелая попытка также удалась.

Из искусственного золота император повелел чеканить дукаты. Правда, критически настроенным придворным дукаты показались легковесными.

Возникает вопрос: «Как выполнил Зейлер свой алхимический фокус?»

Действительно, в ряде случаев от алхимика требовалась ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Некоторые «мастера золотой кухни» предпочитали пользоваться «для перемешивания» расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зерен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая ее часть полностью сгорала в расплаве. Вот так изящно и быстро уничтожалось вещественное доказательство.

«Золотых дел мастера» использовали тигли с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху содействовала золотая пыль, которую вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

При превращении ртути в золото, наиболее популярном в те времена, надо было выделить золото, «запрятанное» в ртути. В измельченном состоянии золото почти мгновенно растворяется в жидкой ртути, которая при этом не меняла своей характерной серебряной окраски. Такие амальгамы золота остаются жидкими вплоть до содержания его 10- 12 % и выглядят, как чистая ртуть. Отогнать жидкую ртуть для алхимика несложно. Поело испарения ртути в тигле остается чистое золото.

Сейчас в ювелирном промысле используют сплавы из других металлов, поразительно похожие на золото. Принц-металл - так именуют латунь золотой окраски. Мангеймским золотом называют сплав меди, цинка и олова. Мозаичное золото, полученное из меди и цинка, имеет оттенок самородного золота. Металл гамильтон применяют для «золочения» различных предметов. Наиболее известен тальми - также сплав меди с цинком, имеющий прекрасную золотую окраску и чрезвычайную стойкость к коррозии.

Существуют минералы и химические соединения, сходные с золотом. Например, слюда с желтовато-золотым блеском, называемая в народе кошачьим золотом, и пирит (железный колчедан), имеющий металлический латунный блеск. Легендарные золотые сокровища царя Креза, возможно, большей частью состояли из искрящегося пирита.

В 1974 году канадские химики получили из ртути кристаллы с золотым блеском. Речь идет об арсенофториде ртути - соединении необычайного состава и строения. Разве это не алхимия в ее лучшем, классическом смысле!

Деградация римского монетного производства совпала с политическим и экономическим кризисом Западной Римской империи в V в. н.э. После падения Рима денежное обращение окончательно пришло в упадок. Захватчики использовали награбленные римские монеты, пока их ресурс не был исчерпан, и многочисленные варварские королевства не столкнулись с нехваткой денежных средств.
Приступив к чеканке собственных денег, варварские государства пытались копировать образцы римских и византийских монет. Из-за отставания уровня технического и эстетического развития завоевателей, первые монеты вестготов, лангобардов, франков и англосаксов были до крайней степени условны, грубы, примитивны и небрежно оформлены. Изображались стилизованные головы и фигуры людей, животные, абстрактный или растительный узор. Легенды первых монет чаще всего имитировали надписи римских денариев и представляли собой бессвязный набор литерообразных знаков, монограмм и аббревиатур. В условиях натурального хозяйства и политической раздробленности денежное дело было децентрализовано. Монеты нерегулярно чеканили разрозненные мастерские, выполняя заказ из казенного, монастырского или частного серебра. Единого денежного стандарта не было даже в отдельных королевствах, и монеты разного внешнего вида и веса затрудняли и без того примитивную внешнюю и внутреннюю торговлю.

Денарии VI-VII веков

Основатель новой династии Каролингов Пипин I Короткий (751-768) выпустил в обращение монеты нового образца – “novus denarius”, или новый денарий. Именно при его правлении были предприняты первые попытки унификации выпускаемых монет. Монеты чеканились на тонком серебряном кружке весом около 1,5 грамм из высокопробного серебра. Эти монеты впоследствии послужили образцом для чеканки пфеннига в Германии, пенни – в Англии, денье – во Франции, а позднее и по всей Европе. При Каролингах новый денарий утверждается в качестве универсальной денежной единицы, которая отвечала потребностям слаборазвитой раннефеодальной торговли. Укрепление его престижа было связано с пробуждением хозяйственной жизни городов, ростом торговли. Но подъём торгово-денежного оборота и внешних экономических отношений требовал резко увеличить объём чеканки денег.

При правлении Карла Великого был выпущен более полновесный денарий весом примерно 2 грамма серебра, отчеканенный на основе более тяжелого «каролингского» фунта. Было решено выбивать 240 денариев из либры серебра. В те же годы монеты вернули себе политическую роль пропаганды королевской власти. Тогда же на монетах, помимо королевской монограммы, слова REX и христианских символов, размещались топонимы, аббревиатуры монетных дворов и имена лиц, отвечавших за чеканку монет. Легенды располагались по кругу, крестообразно, в одну или несколько строк. Из изображений наиболее характерны голова короля, крест, христограмма, стилизованный храм, портал, городские ворота, благословляющая рука, пастырский посох, орел, корабль и многое другое.


Денарии IX-XI веков

Наибольшее распространение средневекового денария начинается в XI веке. Эту монету начинают массово выпускать, прежде всего, в Германии и Англии. Первые денарии чеканились из полноценного серебра, тем самым они быстро завоевали доверие населения, и стали активно участвовать в торговых операциях на территории всей средневековой Европы. Но постепенно доля благородного металла в монете снижалась, пока в некоторых странах уже к XII веку денарий (денье) не стал биллонным. Порче подвергались как коронные, так и феодальные монеты. Поэтому курсовая стоимость монеты была везде разная и устанавливалась стихийно по договорному принципу на рынках и ярмарках. Полноценные денарии оседали у населения, а в обращении оставались монеты заниженного веса и пробы. Порчей монет занимались короли, светские и духовные феодалы, города, арендаторы монетных дворов, фальшивомонетчики.

Порчей монеты с целью дополнительной выгоды занимались и денежные дворы. Самым простым способом было ухудшение монетной стопы. Это когда вес монеты оставался неизменным, но за счёт увеличения в сплаве монеты лигатуры проба серебра понижалась. И из определенного количества серебра выбивалось большее количество монет, чем это полагалось по монетному уставу. Другой способ предполагал понижение веса самой монеты. Чтобы скрыть это, монетные мастера сохраняли привычный диаметр монетного кружка, а уменьшали только толщину монеты. Иногда даже, наоборот, для введения в заблуждение населения при уменьшении веса денария монету чеканили с ещё большим диаметром. Эта постоянная тенденция занижения веса и увеличения диаметра монеты привела в конце XII века к появлению таких монет, как широкие немецкие брактеаты.
В соответствии с требованиями рынка объём монетного производства в XII в. увеличился в несколько раз. Открывались новые монетные дворы, росло мастерство работников денежных цехов, совершенствовалось оборудование для чеканки денег. К тому же, увеличение количества монетных мастерских и интенсивность их работы поддерживалась за счёт популярной в те годы практики перечеканивать монету раз в несколько лет в связи с её быстрым износом. Часто массовую перечеканку старой монеты денежные дворы производили перед открытием больших торговых ярмарок. Для более дешёвой перечеканки в смысле денежных и временных затрат подходили брактеаты. Недолговечность этих монет компенсировалась простотой и высокой скоростью их чеканки. Т.е. эти монеты изначально выпускались на короткий срок обращения, в основном для удовлетворения нужд местного рынка. Как правило, для покрытия расходов на перечеканку, каждая переделка монеты сопровождалась небольшим понижением веса и пробы. Наибольшее распространение брактеаты получили в Германии, эти монеты ходили там наряду с традиционными денариями и оболами.



Средневековые брактеаты

Брактеат представляет собой тончайшую серебряную пластинку с односторонним чеканным изображением. На реверсе они имеют вдавленный негативный рисунок лицевой стороны. Вес такой монеты колеблется от 1 до 0,11 г. Максимальный ее диаметр достигает 45-51 мм, минимальный- 12 мм.

Технология изготовления брактеатов постепенно упрощалась. Промежуточным типом монеты между двусторонним денарием и брактеатом является так называемый тонкий пфенниг, или полубрактеат. Этот тип монеты получился сам по себе. Вес в денарии постоянно уменьшался, а диаметр монеты оставался неизменным. Из-за этого кружок монеты стал настолько тонким, что изображения на аверсе и реверсе стали проступать на противоположных сторонах, тем самым искажая друг друга.

Выход был найден в односторонней чеканке. Из тонкого листа расплющенного металла вырезались круглые заготовки, необходимого веса. Чтобы монета, изготовленная из серебряной фольги, приобрела жесткость, способную держать форму, изображение на ней должно было иметь достаточно высокий рельеф. Прежде всего, для этого требовался штемпель, с глубоким рельефом изображения. Чтобы он не порвал заготовку во время чеканки, под кружок металла подкладывалась какая-нибудь податливая основа: свинец, олово, войлок или кожа. В результате получалась монета с очень объемным изображением, рисунок линий которого служил ребром жесткости, по возможности продлевая недолгий век брактеата.


Штемпель для чеканки брактеатов

Многие образцы этих самобытных монет стали превосходными шедеврами мелкой пластики романского стиля. Однако, со временем на смену изысканным композициям пришли незамысловатые и грубые изображения. Крайней степени деградация брактеатов достигла, когда для ускорения процесса их начали чеканить «пачками», т. е. когда под штемпель стали подкладывать сразу несколько заготовок.

Брактеаты изначально были тупиковой ветвью развития денег и с экономической, и технологической точки зрения. К середине 15 века они окончательно были вытеснены из обращения полновесными двусторонними монетами.


Средневековые миниатюры, изображающие мастеров за изготовлением заготовок и чеканкой монет

В XIII веке монеты по-прежнему чеканились вручную железными или стальными штемпелями. Для изготовления рисунка штемпеля широко применялись заранее изготовленные пуансоны.

Благодаря росту мастерства художников и граверов, которые в большинстве своем были профессиональными ювелирами, заметно выросло качество оформления монет. Легенды приобрели опрятность, буквы утратили прежнюю угловатость и постепенно начали приобретать рисунок рукописных литер.

Сама же технология производства монет состояла из нескольких основных этапов:
1. Вначале необходимо было изготовить цаны. Для этого приготовлялся сплав серебра необходимой пробы и веса, который затем заливался в форму. Прямоугольный слиток серебра, для лучшей ковкости, отжигался в печи и поступал для изготовления пластин…
2. Слиток многократно отковывали и отжигали, пока он не приобретал нужную толщину. Затем пластину шлифовали и отбеливали.
3. Из листа серебра вырезались квадратные пластинки, которые затем обрезались по форме монеты, дополнительно юстировались, взвешивались и еще раз отжигались.
4. Пройдя все предыдущие этапы, готовые заготовки поступали на чеканку. Низкий рельеф рисунка и легенды не требовали разогревания монетной заготовки перед чеканкой, поэтому главным технологическим отличием средневекового производства монет от древнеримского можно считать холодную чеканку.

Железные штемпели монет Эдуарда I (1272-1307) и его серебряный пенни, отчеканенный в Лондоне

Нижний штемпель имел острый шип, с помощью которого он надежно закреплялся в массивной деревянной колоде. На торец нижнего штемпеля накладывалась монетная заготовка, а сверху приставлялся верхний штемпель, который мастер держал в руке. Такой тип чеканки в немецкой литературе получил образное название «чеканка кулаком» (Pragen mit der Faust). Для производства даже небольшой монеты приходилось прикладывать значительные физические усилия. Из-за массовых тиражей и ручного туда был очень высок уровень мелкого брака. По причине усталости или невнимательности мастера, заготовка не всегда ложилась ровно на нижний штемпель, или заготовка соскальзывала при ударе, что было причиной смещенного изображения и нецентрованности огромного количества монет. Силы удара молотка иногда не хватало для прочеканки всех деталей монеты, по этой причине производилась повторная чеканка, при которой контуры рисунка и буквы обычно смещались по отношению к первому изображению.

Развитие внешней торговли всё больше увеличивало объёмы торгово-денежного оборота. При этом постоянное падение веса и пробы денария в XII веке привело к тому, что он превратился в мелкую разменную монету для обслуживания мелкотоварного оборота местного рынка. Постепенно роль международных денег стали играть серебряные слитки, различной пробы и веса, а так же золотые монеты, которые продолжали чеканить отдельные страны: византийские солиды (безанты), арабские динары, сицилийские августалы, испанские мараведи.

Развитие внутренней и внешней торговли совсем не устраивало наличие в денежном обращении по сути единственной низкопробной и с очень низкой покупательской способностью монеты – денария. Увеличение объёма торговли вело к увеличению денежной массы, и обесцененный денарий приводил к громоздким суммам платежей и сильно мешал быстроте расчётов при торговых сделках. Наличие в денежном обращении нечастых золотых монет, наоборот, с очень высокой покупательской способностью, не решало проблем денежного рынка, остро нуждавшегося в ходячей монете, которая по покупательской способности была бы выше денария, но меньше стоимости золотых монет. В денежном обращении Европы сложилась ситуация, когда стало необходимо начать чеканку новых монет более крупных номиналов и стоимости, которые бы больше удовлетворяли потребности быстро развивающихся торгово-денежных отношений.

В условиях обесценивания денария, тормозящих внутреннюю и внешнюю торговлю, государства неоднократно предпринимали попытки вернуть доверие монете и повысить ее покупательную способность. Впервые серьезные шаги в этом направлении предпринял император Фридрих Барбаросса, определивший четкий вес и пробу миланского денария. Монета 660 пробы и весом около 0,8 грамма получила название «империал», по монограмме из букв «IPTR», обозначавшей титул Фридриха. Серебро в этих монетах было почти в 3 раза чище, чем в их венецианских или веронских собратьях, прозванных «пикколи» за свой маленький размер и низкую пробу. Завоевав временное доверие, новые монеты стали надежным региональным платежным средством.

Вдохновленные опытом Милана, многие итальянские города попытались создать у себя более надежную монету, чем испорченный неумелой денежной политикой денарий. В результате этих действий в 1172 году в Генуе появилась монета повышенной стоимости, – «denarius grossus» или сокращено – «grosso». Генуэзский «гроссо» равнялся четырем денариям и весил около полутора грамм. Этому типу монет предстояло заменить окончательно дискредитировавший себя в международной торговле денарий и на века стать основной денежной единицей Европе, наравне с золотым флорином.

Главной задачей новой эмиссии было повышение покупательной способности новой серебряной монеты, путем повышения содержания в монете чистого серебра. Поэтому первые гроссо весили почти так же, как и тонкий денарий. Но, вслед за Генуей, монеты не только высокой пробы, но и увеличенного веса начали чеканить во Флоренции, Сиене, Пизе и других итальянских городах.

Но первым полноценным грошем можно считать лишь монету, отчеканенную предположительно в 1202 году в Венеции. Новая монета из чистого серебра весила 2,2 грамма и равнялась двенадцати старым денариям. Именно венецианский метапан стал первой денежной единицей, использовавшейся в международной торговле после пятисотлетнего безраздельного господства денария.



Генуэзский и венецианский (матапан) гроссо

Начало широкому распространению новой крупной монеты по Европейскому континенту положила денежная реформа короля Франции Людовика IX, проведенная им 1266 году. По итальянскому образцу в городе Туре была выпущена монета 958 пробы, состоящая из двенадцати денариев (денье) весом 4,22 грамма. Новый номинал получил название по месту чеканки – «gros tournois» или турноз. Очень быстро эта монета завоевала признание во Франции и за ее пределами, став не только образцом для прямого копирования и подражаний в чеканке монет других государств, но и непосредственно участвовала в международной торговле в качестве общепринятого платежного средства.

Расширение рынков и обесценивание денария явилось не единственной причиной появления крупного номинала в XIII веке. Вторым немаловажным фактором стало совершенствование горнорудного дела и появление новых рудников. Так, открытие в Богемии богатых серебром копий в Кутна Гора послужило толчком и сырьевой базой для чеканки одной из самых популярных монет позднего Средневековья – пражского гроша. В 1300 г. чешский король Вацлав II запретил оборот серебра в слитках, денариях и брактеатах, ограничив его использованием новой монеты 938 пробы и весом 3,7 грамма. Хотя новая монета и чеканилась в «промышленной столице» Богемии – Кутна Гора, название она унаследовала от пражской гривны. Успехом своей реформы Вацлав был обязан не только богатейшими запасами серебра, но и приглашенным итальянским банкирам, которые умело руководили эмиссией и обеспечили контроль государства над денежным рынком. Но даже без принудительных, и запретительных мер, новый номинал почти на 250 лет стал признанной волютой для многих стран Центральной и Восточной Европы.

Гро турнуа (1266-1270) короля Людовика IX и Пражский грош (1300-1305) короля Вацлава II

Новая чешская монета заметно отличалась от раннесредневековых денариев и даже грошей других стран своим изящным дизайном и мастерством изготовления штемпеля. Над внешним обликом монеты работали итальянские минцмейстеры, которые руководили ещё и непосредственно чеканкой. Но не смотря на то, что размер монеты заметно увеличился, чеканка грошей по-прежнему производилось ручным способом методом молоточного чекана.

Не претерпела заметного изменения и техника изготовления штемпеля, хотя мастера достигли в художественном отношении значительного прогресса. Виртуозное изготовление и использование пуансонов придавало рисунку острый, экспрессивный и законченный характер. Именно использование заранее заготовленных инструментов обеспечивало единообразие выпускаемой монетным двором продукции, следование единому рисунку и стилю. К тому же, этот инструмент значительно ускорял и удешевлял процесс изготовление монетных штемпелей в условиях трудоемкого ручного производства и массовой чеканки.


Деталь гроша с изображением герба Богемии

При помощи простых инструментов мастера граверы изготавливали маленькие стальные пуансоны-литеры для большинства букв латинского алфавита, не уступающие по красоте лучшим каллиграфическим образцам того времени, но размером всего 2-3 миллиметра.


Две буквы «S», отчеканенные одним пуансоном, с характерным дефектом

Используя сходство начертания некоторых букв, чеканщик штемпеля при помощи пуансона-основы изготавливал сразу несколько литер, тем самым экономя время и силы, не в ущерб общему стилю легенды.


Буквы «N», «M», «I», отчеканенные с использованием одного пуансона

Используя заготовленные пуансоны букв, мастера по предварительной разметке набивали на поверхности штемпеля зеркально отраженный текст легенды. Следы разметки по технологии убирались после финальной полировки торца штемпеля. Но когда эту процедуру пропускали, или линия разметки была слишком глубокой, на поверхности монеты оставались неубранные «строительные леса», которые портили внешний вид монеты.


Деталь легенды турноза со следами не удаленной разметки

Процесс создания монетного штемпеля был самым сложным этапом производства монет. К его изготовлению допускались лишь опытные мастера, члены гильдии граверов. Отслуживший свой срок инструмент, во избежание несанкционированного использования, всегда уничтожался. А выходили штемпели из строя очень быстро. Несмотря на использование закалки рабочей поверхности штемпеля, она быстро изнашивалась: от неточной постановки инструмента ее края скалывались или скруглялись, сминая рисунок, изображения быстро забивались и теряли остроту. Штемпели изнашиваются не одновременно. Верхний штемпель всегда выходил из строя быстрее, – на него приходились удары молотка, в результате чего металл менял свои свойства, а инструмент деформировался: стержень штемпеля постепенно раздувался и искривлялся, наверху стекающий от ударов металл заворачивался, образуя широкую шляпку, мешающую мастеру видеть заготовку и нижний штемпель. Сохранились точные технические данные о работе венецианского монетного двора. По этим документам, верхний штемпель, использующийся для изготовления гроша, до полного износа выдерживал примерно 17000 ударов, а нижний штемпель – 36000 ударов. Учитывая, что венецианский монетный двор изготавливал в среднем по 20000 монет в день, можно представить себе, как часто при таких больших тиражах изнашивались и менялись штемпели.

Устройство французского монетного двора, гравюра XV века

Первые гроши, отличаясь высокой пробой, заслужили репутацию надежного платежного средства, и под разными названиями появились во всех странах Европы. Но по закону Коперника-Грешема «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Эта судьба постигла и грош, которому суждено было превратиться из самого крупного номинала в эквивалент самой мелкой монеты. Прогрессирующая порча гроша, которой не брезговали ни короли, ни мелкие чиновники, привела к тому, что уже в конце XV века назрела необходимость появления номинала, отвечавшего экономическим потребностям Нового времени.

Владимир Хомутов