Обратный ввоз товаров. Таможенная процедура

Обратный ввоз товаров. Таможенная процедура
Обратный ввоз товаров. Таможенная процедура

У нас есть готовые решения по таможенному оформлению любых грузов. Это сэкономит Ваши деньги и время при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, во время декларирования. При необходимости, можем предложить выход из любой ситуации, в том числе изменить таможенную процедуру под которую помещен Ваш груз.

Переработка вне таможенной территории и реимпорт

Описание таможенных процедур переработки вне таможенной территории и реимпорта.

Переработка вне таможенной территории Экспорт 21

Статус товара - утрачивает статус товара ТС при фактическом пресечением границы и ввозится как иностранный товар.
Результат таможенной процедуры - товар не имеет ограничений в использовании на территории ТС.

Оформляется в отделе режимов минимум за 15 дней.

Товары Таможенного союза (ТС) вывозятся в целях совершения в их отношении операций по переработке за пределы ТС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозной таможенной пошлины и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки.

Условие помещения товаров под таможенную процедуру:
- наличие разрешения на переработку вне таможенной территории, выдается только декларанту товаров (фирма - участник ВЭД), который выступит в последствии контрактодержателем (разрешение выдается таможней в регионе деятельности которой у него КПП);
Для получения разрешения необходимо: заявление - товары ввозимые, товары получаемые с наименованием и количеством, а так же условной стоимости; описать производственный процесс; определиться с нормами выхода; определиться со способами идентификации; определиться со сроком переработки; указать переработчиков.
Срок рассмотрения заявления от 15 до 30 дней максимально. После рассмотрения таможенный орган либо выдает разрешение на бланке со всеми сведениями, либо выдает письменный отказ.
Оформленное таможней разрешение: выдается на бланке установленной формы декларанту, с указанием, что вывозится, как перерабатывается, нормы выхода, способы идентификации, у кого будет делаться, когда будет ввоз.
*упрощенный порядок: операция по переработке - ремонт, то декларант вправе вместо заявления на переработку использовать ДТ по процедуре Импорт 21 (с указанием всех сведений по переработке, как в заявлении, в ДТ).
Для данной процедуры есть упрощенный порядок - ремонт, декларант вправе использовать ДТ по процедуре Экспорт 21. Этим отчитаться ремонт от других режимов переработки!
- идентификация товаров ТС в продуктах переработки в соответствии со способами идентификации:
Классический метод идентификации: Физический контроль (описание, фото, штамп, маркировка, клеймение, чертежи, взятие проб и образцов, химический или спектральный анализ, независимая экспертиза и т.д.).
1 резервный метод идентификации (документальный способ - подробные сведения о технологическом процессе, сырье и материалах НА ОСНОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКИХ И СКЛАДСКИХ ДОКУМЕНТОВ по раздельному учету с предоставлением бухгалтерских документов по движению товара и денег в процессе переработки).
*исключения: идентификации не требуется, если таможенным органом разрешена замена, при этом иностранный товар, помещенный под данную процедуру должен быть эквивалентным товаром (это так - товар ТС который по своим описаниям, техническим характеристикам и качеству совпадает с иностранным, помещенным под процедуру, при этом такие товары взаимно меняют свой статус - иностранный товар приобретает статус ТС, а эквивалентный товар приобретает статус иностранного товара и ввозится в качестве продукта переработки, если замена разрешена, то ввоз продукта переработки может опережать вывоз иностранного товара на переработку).
*в случае гарантийного бесплатного ремонта, товар может быть заменен новым.
*сложность т.к. должны выдаваться документы иностранных государств (сертификаты происхождения и т.д.).
*исключения 2: таможенным органом разрешена замена продукта переработки иностранным товаром, который по описанию, техническим характеристикам и качеству совпадает с товаром ТС, только при ремонте (может быть опережающая поставка, если товары на переработку вывозятся трубопроводом);
- при опережающей поставке предусмотрено полное условное освобождение, следует обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин (прямого действия);
- комиссия ТС определяет товары, запрещенные под данную таможенную процедуру (более 30 наименований, в основном сырье - драг. металлы, драг. камни, кожевенное сырье, металлы);
- допускается помещение под процедуру иностранных товаров в двух случаях: товары, условно выпущенные по процедуре Импорт 40 с ограничением по пользованию - уставной капитал предприятий с иностранными инвестициями - ТОЛЬКО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕМОНТА; временный вывоз - РЕМОНТ только без изменений их ТС, с изменениями ТС нужно менять режим на режим переработки;
- срок переработки 2 года без продлений, с момента помещения под таможенную процедуру.

Статус товара (ограничения по пользованию или распоряжению товарами).

При фактическом пресечен границы утрачивается статус товара, как товара ТС и ввозится обратно как иностранный товар.

Возможные операции с товарами:
- обработка и переработка товаров;
- изготовление товаров;
- ремонт.

Завершение действия таможенной процедуры.

При завершении процедуры может быть получена только одна категория товаров - продукты переработки. Продукты переработки должны соответствовать продуктам, указанным в разрешении на переработку.

Ввоз продуктов переработки должен быть произведен до истечения срока указанного в разрешении на переработку и возможен по двум процедурам:
а) реимпорт - Импорт 60, без уплаты ввозных там пошл, налогов и без применения мер нетарифного регулирования - только по безвозмездному гарантийному ремонту (обязательная идентификация) или если операции не совершали и товар ввозится в неизменном состоянии;
б) выпуск для внутреннего потребления - Импорт 40, все иные операции по переработке, включая возмездный ремонт , с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, которые уплачиваются по ставкам применимым к продуктам переработки.
Основа для начисления таможенной пошлины и НДС - это стоимость операций по переработке. Если стоимость операций по переработки документально установить нельзя, то основа для начисления - это разница таможенной стоимости продукта переработки и таможенной стоимости вывезенных товаров (ввозная таможенная пошлина, налоги с добавленного).

АКЦИЗ уплачивается в полном объеме в установленном порядке, за исключением ремонта.

Если товар не ввозится в срок, необходимо изменить таможенную процедуру на процедуру экспорта, при этом подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, таможенная стоимость, ставки и курсы валют определяются на день регистрации по процедуре Экспорт 21 + банковский процент со дня помещения под процедуру Экспорт 21.
Результат - товар не имеет ограничений в использовании на территории ТС.

Таможенная процедура реимпорт - Импорт 60

Возможный срок: 3 года, со дня следующего за днем пересечения товаром границы РФ.

Категория товаров, которая может попасть под данную процедуру:
- при процедуре Экспорт 10 или при возврате остатков после процедуры переработки (здесь могут возникнуть сложности с налоговой службой, так как нет утвержденной формы документа, который необходимо предоставить в таможенные органы, если НДС не возвращался, а есть задача вернуть уплаченную экспортную пошлину);
- при смене таможенной процедуры до истечения срока временного ввоза;
- при смена таможенной процедуры до истечения срока переработки вне таможенной территории, с соблюдением условия по неизменному состоянию товара;
- при безвозмездном гарантийном ремонте.

Условие выпуска: к ДТ прилагаются документы вывоза, а подает ДТ тот же декларант.

Реимпорт – это процедура, при которой в страну ввозятся товары, которые до этого были экспортированы с ее терриории.

На зарубежной территории они не должны были быть подвергнуты ремонту или модернизации, а причиной возвращения могут быть выявленные дефекты или неликвидность товара.

Иными словами, это процесс, когда товар хотели продать за границу и даже вывезли с территории России, но по тем или иным причинам вернули его обратно. Налоги и сборы, которые полагается платить при перевозке груза через границу, в этом случае не платятся.

При применении данной процедуры отсутствует уплата таможенных платежей, а сами товары переходят в категорию товаров свободного обращения.

В соответствии с действующим законодательством, данная таможенная процедура относится к группе завершающих и несет в себе финальный этап процесса перемещения товаров, ранее вывезенных с территории России. На заключительном этапе груз возвращается обратно на таможенную территорию РФ.

Условия помещения товаров в процесс реимпорта

В соответствии с действующим таможенным законодательством, под процедуру может помещаться продукция, отвечающая следующим признакам:

  • Продукция предназначалась для экспорта, либо это продукции переработки, или реэкспортные товары при условии, что процесс реимпорта начат не позже, чем через три года после момента пересечения товаром границы. Продукция должна находиться в своем изначально состоянии, исключение составляет естественная убыль, предусмотренная при правильных условиях хранения и транспортировки. Разумеется, на таможню должны быть предоставлены все соответствующие, корректно составленные документы.
  • Продукция находится в процессе временного вывоза, при условии, что соблюдены сроки и состояние товара неизменно.
  • Груз, проходящий по процессу переработки за пределами таможенной территории. Главным условием здесь так же является первоначальное состояние товара, которое должно остаться неизменным, допускается только естественные потери, предусмотренные при соблюдении условий хранения и перевозки.
  • Продукция, которая получилась после переработки товара за пределами таможенной территории. Однако, лишь в том случае, если переработка была произведена в безвозмездных или гарантийных целях.

Действующий Таможенный Кодекс достаточно четко обозначается, при каких условиях продукция может быть помещена под процесс реимпорта.

Необходимые документы

Какие же документы требуются при оформлении таможенной процедуры? В первую очередь владелец либо перевозчик груза должен предоставить на таможню информацию о том, как и при каких обстоятельствах товар пересек российскую границу. Обязательными являются и сведения о произведенном ремонте, если он был за пределами Российской Федерации.

В качестве подтверждающих документов подается декларация, которая составлялась на данный груз в момент выезда с российской территории, документы, в которых указан день пересечения государственной границы в момент выезда, а также иные бумаги, которые могут подтвердить достоверность заявленной информации.

Условия для возврата вывозных пошлин

  • Вернуть ранее заплаченную сумму таможенных сборов возможно лишь в том случае, если груз возвращается на территорию Российской Федерации не позже чем через полгода после пересечения границы в другом направлении.
  • Возврат происходит после подачи владельцем или перевозчиком корректно составленного заявления в адрес таможни, с приложением к нему документов, подтверждающих права на продукцию, а также факт пересечения границы. При наличии иных документов, подтверждающих достоверность любых, указанных в заявлении сведений, их также стоит приложить к заявлению.
  • В том случае, если таможня возвращает весь пакет документов без рассмотрения или решения, владелец груза вправе повторно направить заявление на возврат уплаченных пошлин.
  • Возврат денег осуществляется только в рублях и только безналичным путем.

Основания для отказа

Разумеется, Таможенным Кодексом предусмотрен и ряд случаев, когда таможенный орган вправе отказать лицу, подавшему прошение о возврате денег.

  1. Человек, подавший заявление, и тот, кто платил таможенные сборы – два разных физических лица, не являющихся правопреемниками друг друга.
  2. Нарушены сроки подачи заявления.
  3. Подпись на заявлении проставлена человеком, не имеющим соответствующих должностных полномочий.
  4. Указанные в заявлении сведения недостоверны, либо содержат недостаточно информации, подтверждающей факт вывоза груза за границу, либо каких-то иных существенных сведений.
  5. Уплаченные пошлины не поступили на счет Казначейства, либо не прошли через таможенную кассу.
  6. Наличие у человека, подавшего заявление, задолженности перед бюджетом по уплате иных таможенных платежей. В таком случае удерживается размер этого долга, а остальная сумма – возвращается.

Суть процесса реимпорта

Итак, реимпорт достаточно широко распространен в области внешней торговли, поскольку в реальности очень часто возникают ситуации, требующие возвращения груза обратно на территорию того государства, с которой его ранее экспортировали. В Российской Федерации правовая сторона вопроса отражена в Таможенном Кодексе, а также в Федеральном законе «о таможенном регулировании...»

Реимпорт может являться самостоятельным процессом, а может быль финальной частью других процедур, например временного вывоза. Здесь подразумевается, что продукция вывозилась с российской территории не определенный срок, а затем возвращается обратно.

В том случае, если товары предназначались на экспорт, благополучно покинули территорию России, а затем открылись некие обстоятельства, требующие их возвращения назад, то здесь реимпорт будет отдельной, не имеющей отношения к экспорту процедурой, поскольку процесс экспорта был завершен с моментом пересечения грузом российской границы.

В правовом аспекте продукция, находящаяся в процессе реимпорта, считаются товарами для свободного обращения, иными словами, на территории Российской Федерации эта продукция может находиться в обороте без каких-либо ограничений.

Ключевым моментом является отсутствие таможенных платежей, которые в иных случаях обязательны и составляют немалую долю в затратах перевозчика.

Существует ряд условий, обязательных для выполнения, в том случае, если товары помещаются под процедуру реимпорта. Они все перечислены в Таможенном Кодексе.

  1. Во-первых, перечислен ряд других процессов, после которых груз может быть заявлен как реимпортируемый.
  2. Другим условием является состояние продукции. Оно должно быть первоначальным и неизменным, за исключением допустимого естественного износа. Однако, условие неизменности не применяется к продуктам переработки товара, вывезенного в процессе переработки за пределами таможенной территории для целей бесплатного ремонта. Это связано с тем, что во время ремонта, разумеется, состояние товара меняется.
  3. Обязательным является предоставление на таможню документов, в которых содержится информация о факте выезда груза с территории государства. Как правило, это таможенная декларация, о также могут быть и другие документы, содержащие сведения о том, когда и как груз пересек границу.
  4. Внимания заслуживает тот факт, что перечень документов не слишком широк. Достаточно расплывчатая формулировка про «прочие документы» может повлечь за собой множество вопросов, подойдет ли сюда лицензия или контракт и тому подобные.

Рассматривая условия применения к грузу реимпортной процедуры, стоит обратить внимание на требование о состоянии продукции. В Кодексе указано, что допускается лишь естественная убыль, происходящая в процессе соблюдения условий транспортировки и хранения.

Однако, состояние груза может поменяться вследствие, к примеру, неправильных действий при погрузке. Это может случиться до момента передачи товара заказчику, иными словами, перед владельцем встает необходимость ремонта, либо оперативной поставки нового товара.

Бывают ситуации, когда товар с повреждениями должен быть возвращен поставщику, поскольку полученные повреждения могут быть устранены только на заводе-изготовителе. И при применении к такому грузу процедуры реимпорта, у таможни могут возникнуть вопросы, связанные с требованием о неизменном состоянии. Как правило, органы настаивают на применении к такой продукции процедуры выпуска для внутреннего использования, которая несет в себе необходимость уплаты таможенных пошлин.

Таможенный Кодекс вводит ограничение на перечень таможенных органов, где можно задекларировать груз как подлежащий реимпорту, это возможно только в той стране Таможенного союза, где был начат предыдущий таможенный процесс.

Как было сказано выше, при реимпорте отсутствует оплата ввозных пошлин, но одновременно с этим в данном процессе происходит возмещение налогов, когда такая сумма не уплачивалась, либо была возвращена, либо была субсидирована.

К примеру, в процессе экспортирования товара осуществляется освобождение от выплаты суммы НДС, получена субсидия в рамках поддержки экспортера и возмещается оплата процентов по кредиту. Таким образом, в процессе осуществления реимпорта товара, владелец товара возвращается в исходную точку.

Таможенным кодексом предусмотрены два алгоритма возмещения пошлин и иных платежей. Однако, несмотря на то, что процедура достаточно подробно регламентирована законодательными документами, при осуществлении торговой деятельности неизбежно возникают вопросы.

Можно ли задекларировать как реимпортный товар часть груза, ранее покинувшего территорию России? Или возможно ли применить данную процедуру к товарам, находящихся в режиме таможенного склада, после их возвращения на территорию России из-за рубежа?

Реимпорт товаров является одной из (ст. 202), и определяет для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории союза.
Реимпорт достаточно широко используется при осуществлении внешнеторговых операций, поскольку в целом ряде случаев возникает необходимость обратного ввоза ранее вывезенных с таможенной территории Таможенного союза товаров.
Следует иметь в виду, что действующая правовая база, регулирующая таможенные правоотношения в реимпорте, содержится в документах Таможенного союза и национальном законодательстве.
Нормы, регулирующие реимпорт, включены в главу 39 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК союза) и главу 36 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Реимпорт на практике используется как процедура, имеющая самостоятельное значение, и как процедура, которая завершает действие некоторых других процедур .
Так, таможенная процедура экспорта предполагает вывоз товаров за пределы таможенной территории союза с целью их постоянного нахождения вне союза. В то же время могут возникнуть обстоятельства, требующие возврата ранее вывезенных товаров, например несоблюдение условий контракта. В этом случае реимпорт можно рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку процедура экспорта завершается вывозом товаров.
Таможенная процедура переработки вне таможенной территории союза предусматривает вывоз товаров с целью их переработки в установленные сроки с последующим обратным ввозом продуктов переработки. Таким образом, обратный ввоз товаров завершает процедуру переработки вне таможенной территории союза и с точки зрения таможенного регулирования рассматривается как процедура реимпорта.
Содержанием таможенной процедуры временного вывоза является вывоз товаров Таможенного союза с использованием их в течение определенного времени вне таможенной территории союза. Обратный ввоз таких товаров на территорию союза будет сопровождаться процедурой реимпорта, который завершает временный вывоз товаров.
Ввоз ранее вывезенных товаров возможен с использованием таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, но в таком случае подлежали бы уплате ввозные таможенные пошлины, налоги с необходимостью соблюдения мер нетарифного регулирования, что не отвечало бы прежде всего экономическим интересам участников внешнеторговой деятельности, осуществляющим экспорт товаров. Таможенная процедура реимпорта упрощает условия обратного ввоза товаров, освобождая декларанта от уплаты указанных платежей и соблюдения мер нетарифного регулирования.
В соответствии со статьей 292 ТК союза содержанием данной процедуры является обратный ввоз товаров, ранее вывезенных с таможенной территории союза, на указанную территорию с соблюдением сроков , установленных статьей 293 ТК союза, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под рассматриваемую процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза, исключение составляют товары, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 293 ТК союза, которые являются продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 ТК союза. Данное исключение вызвано тем, что статья 253 ТК союза предусматривает возможность вывоза в процедуре переработки товаров вне таможенной территории союза товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот , налогов, что сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами. Необходимо добавить, что данные товары имеют статус иностранных товаров, остающихся под таможенным контролем после их выпуска для внутреннего потребления. Однако это не является препятствием для вывоза их с целью переработки вне таможенной территории союза, как это предусматривает статья 253 ТК союза.
Возврат таких товаров в виде продуктов переработки с использованием процедуры реимпорта не меняет их статуса, т.е. они остаются иностранными товарами, в противном случае изменение статуса вступало бы в противоречие с условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 210 ТК союза).
Правовое положение товаров, помещенных под процедуру реимпорта, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного обращения , т.е. товары находятся в обороте на таможенной территории союза без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.
Важным признаком содержания данной процедуры является, как уже указывалось, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
Помещение обратно ввозимых товаров в реимпорт сопровождается рядом условий, которые содержатся в статье 293 ТК союза.
Прежде всего указанная статья перечисляет таможенные процедуры, сопровождавшие вывоз товаров с таможенной территории союза, которые допускают впоследствии воспользоваться реимпортом. Такими процедурами выступают экспорт; переработка на таможенной территории, если вывозились продукты переработки; временный вывоз; переработка вне таможенной территории, если ввозятся товары, не подвергавшиеся операциям по переработке, либо продукты переработки товаров, которые вывозились с целью переработки для безвозмездного (гарантийного) ремонта.
Помещение товаров под реимпорт обусловливается соблюдением сроков возврата товаров на таможенную территорию союза.
Товары, вывезенные в процедуре экспорта или являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории и затем вывезенные в процедуре реэкспорта, могут быть помещены под реимпорт, если указанные товары помещаются под данную процедуру в течение трех лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при их вывозе с таможенной территории союза, или в иной срок, установленный пунктом 2 статьи 293 ТК союза.
Пункт 2 статьи 293 ТК союза предусматривает возможность установления решением Комиссии Таможенного союза срока, превышающего три года. В целях реализации данного положения решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" определены категории товаров, для которых срок помещения под процедуру реимпорта может превышать срок, установленный ТК союза, куда входят товары, использующиеся для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей, а также товары, вывезенные в процедуре экспорта, для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории союза, в отношении которых в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза принято решение о продлении срока помещения этих товаров под процедуру реимпорта. Таким образом, в решении Комиссии определена цель вывоза товаров.
Порядок продления срока реимпорта товаров в рассматриваемом случае установлен ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 286).
Для продления срока декларант не позднее 30 дней до дня декларирования товаров направляет мотивированный запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, т.е. в Федеральную таможенную службу. В запросе должны быть изложены обстоятельства вывоза товаров с приложением таможенной декларации , сопровождавшей вывоз товаров, а также документы :



Запрос рассматривается в срок не более 30 дней, при определенных условиях и более, например когда представлены не все необходимые документы. В таком случае запрос рассматривается в течение 15 дней со дня их представления.
Обращает на себя внимание положение статьи 286 Закона, в соответствии с которым решение о продлении срока реимпорта товаров принимает начальник структурного подразделения Федеральной таможенной службы, в компетенцию которого входят вопросы применения таможенных процедур, либо лицо, его замещающее.
Решение о продлении срока должно быть доведено до сведения декларанта и таможенного органа, в регионе деятельности которого будет производиться декларирование товаров в реимпорте. В связи с этим возникает вопрос: какой таможенный орган будет извещаться о принятом решении (РТУ, таможня, таможенный пост)?
Кроме процедур экспорта и переработки на таможенной территории, товары могут быть вывезены в процедуре временного вывоза, в этом случае они должны быть ввезены обратно в течение срока временного вывоза.
Товары, помещенные под процедуру переработки вне таможенной территории, должны быть ввезены обратно в течение срока переработки.
Еще одним условием для реимпорта является то, что обратно ввозимые товары должны находиться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования.
Свои особенности данное условие (неизменность состояния) имеет в отношении товаров, вывезенных в процедуре временного вывоза, которая допускает иные изменения при использовании товаров при временном вывозе.
Неизменность состояния не касается продуктов переработки товаров, вывезенных в процедуре переработки вне таможенной территории союза с целью безвозмездного (гарантийного) ремонта, поскольку при ремонте качество товара меняется, например неисправное изделие доводится до работоспособного состояния.
Требованием для реимпорта является необходимость представления таможенному органу документов, содержащих сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории союза . Такими документами являются таможенная декларация, принятая при вывозе товаров, а также документы:
1) подтверждающие обстоятельства вывоза товаров;
2) свидетельствующие о дате пересечения товарами таможенной границы союза;
3) содержащие сведения об операциях по ремонту товаров за пределами таможенной территории союза, если они производились.
Следует обратить внимание на то, что перечень документов ограничен. Представляется, что формулировка "документы, подтверждающие обстоятельства вывоза товаров" потребует дополнительных разъяснений, так как возникают вопросы, что следует понимать под такими документами: внешнеторговый контракт, лицензии, разрешения и т.д.?
Анализ условий помещения товаров под процедуру реимпорта делает необходимым более внимательно рассмотреть требование о неизменности состояния ввозимых товаров.
ТК союза принимает во внимание только изменения, вызванные естественным износом или убылью, произошедшими при нормальных условиях использования (эксплуатации) или транспортировки, хранения.
Следует отметить, что состояние товаров может измениться и при других обстоятельствах, например, при погрузке, выгрузке в результате неправильных действий товар был поврежден, в том числе до степени невозможности эксплуатации. Такие обстоятельства могут возникнуть до сдачи товара иностранному заказчику, т.е. перед поставщиком возникает обязанность поставить новый товар либо провести ремонтные операции по восстановлению поврежденного товара. Поврежденный товар нередко подлежит возвращению поставщику, так как в зависимости от характера повреждений выполнение восстановительных работ в ряде случаев возможно только на предприятии - изготовителе продукции.
При помещении такого товара под режим реимпорта необходимо соблюдение неизменности, в связи с чем возникнут соответствующие вопросы со стороны таможенных органов. Такие вопросы возникали при применении статьи 235 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая также содержала требование о неизменности в той же редакции.
Возврат поврежденного товара можно осуществить в режиме выпуска для внутреннего потребления, на чем, как правило, настаивали таможенные органы, но тогда необходимы уплата таможенных пошлин, налогов, что приведет к дополнительным расходам, и соблюдение мер нетарифного регулирования.
Следует отметить, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Конвенция) учитывает рассматриваемое обстоятельство. Стандартное правило 4 главы 2 специального приложения B Конвенции устанавливает, что в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары были использованы или повреждены либо пришли в негодность во время нахождения за рубежом, что отвечает интересам предприятий-изготовителей.
Особенностью рассматриваемой процедуры является то, что ее декларантом может быть лицо, выступавшее декларантом одной из процедур, сопровождавших вывоз товаров с таможенной территории союза. В то же время пункт 4 статьи 293 ТК союза устанавливает, что таможенным законодательством Таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом процедуры реимпорта может выступать иное лицо. Остается только предполагать, почему такие случаи не перечислены, но поскольку такая формула в ТК союза имеется, то можно прийти к выводу, что они имеют место, тем более что Конвенция предусматривает возможность реимпорта, даже если товары реимпортируются иным лицом, нежели то, которое их экспортировало (специальное приложение B, глава 2, стандарт 3).
ТК союза ограничивает круг таможенных органов, в которые возможно подать декларацию о реимпорте, такая операция допускается в государстве - члене Таможенного союза, в котором они были помещены под одну из процедур, указанных выше.
Как уже указывалось, реимпорт осуществляется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, но в то же время реимпорт предполагает возмещение налогов и процентов с них, когда суммы таких налогов в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров.
Например, при экспорте товаров происходит освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, возможны какие-либо субсидии для поддержки экспорта, выплачиваемые экспортеру, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях. Таким образом, при реимпорте участник внешнеторговой деятельности возвращается в первоначальное положение.
ТК союза предусматривает два порядка возмещения таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины возмещаются, например, когда обратно в реимпорте ввозятся продукты переработки товаров, помещенных ранее под процедуру переработки на таможенной территории и вывезенные в процедуре реэкспорта. Ввоз товаров на переработку на таможенной территории союза происходит без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки, поэтому обратный ввоз продуктов переработки влечет возмещение ввозных таможенных пошлин, налогов.
Возмещение налогов, субсидий и иных сумм производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статья 288 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает, что при реимпорте подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, на счет, определенный этим международным договором, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных сумм, о которых уже указывалось.
Ответственность за уплату указанных платежей возлагается на декларанта, причем рассматриваемые платежи должны быть уплачены до выпуска товаров в процедуре реимпорта.
Некоторые товары могут вывозиться в процедуре экспорта с уплатой вывозных таможенных пошлин. Обратный ввоз таких товаров предполагает возврат уплаченных сумм вывозных пошлин, который возможен, если товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 293 ТК союза, т.е. товары, помещенные под процедуру экспорта, и продукты переработки товаров, помещавшихся под переработку на таможенной территории союза, вывезенные в процедуре реэкспорта, помещены под реимпорт не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под процедуру экспорта. Обращает на себя внимание, что исчисление срока начинается не со дня пересечения товарами таможенной границы, а со дня их выпуска в экспорте.
Содержание положений, регулирующих процедуру реимпорта, вызывают вопросы: возможно ли помещение под данную процедуру части ранее вывезенного товара, допускается ли реимпорт в отношении товаров, уже помещенных под какую-либо таможенную процедуру после обратного ввоза на территорию союза и не перечисленных в пункте 1 статьи 293 ТК союза, например помещенных под процедуру таможенного склада или магазина беспошлинной торговли?

Россия находится в частичной зависимости от других стран. Службы таможни являются хорошим инструментом для воздействия на торговый оборот государства, на изъятие соответствующих пошлин и пополнения бюджета.

Через таможенников государство, с одной стороны, обеспечивает доступ товаров на российские рынки, а с другой, значительно пополняет государственный бюджет, защищает интересы отечественных производителей, обеспечивает защиту окружающей среды, запрещая ввоз в страну опасных товаров.

Работа любого государственного органа отличается определенными тонкостями, для которых прописаны законы. Термин «таможенная процедура — временный ввоз» является важным инструментом в работе служб таможни разных государств.

Допуск, называемый временным, — это такая процедура, при которой товары, ввозимые в страну, используются на таможенной территории согласно установленному сроку. В течение этого срока товары освобождаются от уплаты (полной или частичной) таможенной пошлины и других соответствующих налогов и сборов.

При этом товары помещаются в определенное помещение, если есть возможность их в последующем идентифицировать и вывезти обратно.

Есть товары, которые не допускаются к временному ввозу. К ним относятся следующие грузы:

  • Продукты питания, напитка, табак и изделия из него.
  • Выставочные единичные экспонаты или промышленные образцы.
  • Различные отходы: как пищевые, так и промышленные.
  • Груз, которые запрещен к ввозу на территорию ТС.

Все остальное подлежит временному ввозу (допуску) на территорию. Все товары, подлежащие этой процедуре, должны оставаться в нетронутом (неизменном) состоянии до окончания процедуры. Какие условия прописаны членами союза для временного ввоза в страну товаров?

Условия помещения товаров при временном ввозе

Для того чтобы воспользоваться временным ввозом, нужно, чтобы товары в дальнейшем были идентифицированы. Обязательно сдается декларация, в которой указаны товары для совершения таможенной процедуры и её завершения.

Опознание товаров не потребуется в том случае, когда заключен международный договор и разрешена замена этих товаров. Помещаются под временный ввоз указанные выше товары иностранного происхождения, которые отвечают требованиям процедуры.

Чтобы воспользоваться данным порядком, нужно предоставить гарантию об обратном вывозе товаров, обеспечение (документальное) всех таможенных сборов и пошлин. Если сумма после вывоза товара составляет меньше 20 тыс. рублей, то обязательство гарантии не требуется.

Порядок оплаты

Существует определенный порядок, который допускает товары под процедуру таможенного ввоза (допуска), при наличии всех условий товары освобождаются от уплаты таможенного сбора, пошлин (полностью или частично). В ст.282 ТК указан перечень товаров, которые допускаются к процедуре ввоза.

На основании ТК предусматривается освобождение от пошлин и налогов товаров, которые не могут нанести экономический вред государству. Это следующие товары:

  • Контейнеры, поддоны.
  • Товары для развития науки, культуры, кинематографии.

Для этих товаров предоставляется полное освобождение от уплаты пошлины. Можно использовать вместо декларации письмо–заявление. В нем подтверждаются обязательства обратного вывоза.

Прочие товары, которые остаются на таможенной территории, не подлежат оплате, только при оформлении декларации нужно заплатить за неё. По окончании срока временного ввоза данная сумма не будет больше уплачиваться.

Конечные сроки уплаты пошлин и сборов могут быть добровольными (досрочными) или по окончании договора. Оплачивать все таможенные сборы обязан тот человек, который ввозит товары. Для разрешения ввоза товара устанавливаются определенные сроки.

Сроки ввозимых товаров

Все сроки прописаны в Таможенном Кодексе (ст. 280) и составляют два года. Для определенных видов товаров Правительство страны может установить свои сроки временного нахождения.

Если товары ввозились временно уже не один раз, даже если декларантами являются разные лица, общий срок нахождения не может быть более двух лет.

Товары же, которые относятся к фондам производства, если они не являются собственником гражданина России, можно располагать не более тридцати четырех месяцев.

Завершение процедуры ввоза

Когда кончается срок временного нахождения товаров на границе, товары обязательно должны быть вывезены с уплатой всех пошлин. На складе временного хранения по декларации сверяют количество (или вес) заявленных товаров и передают владельцу.

Ответственные лица за данный груз уплачивают необходимые взносы, и в день оплаты товары выпускают с границы. Определяется сумма пошлин следующим образом – суммы, которые были частично уплачены за груз, вычитаются из остаточной пошлины (ст. 212 ТК) и выплачиваются проценты с таможенных налогов.

Есть случаи, когда вывоз груза запрещен:

  • Если на данный груз был наложен арест.
  • При помещении груза на склад таможни.
  • Если товары попали под таможенный режим, запрещающий вывоз груза.

Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Условием помещения товаров под таможенный режим временного вывоза является возможность идентификации временно вывозимых товаров таможенным органом при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно вывезенных товаров товарами того же типа.

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов.

При временном вывозе предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин.

При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся (пункт 2 статьи 252 ТК РФ). Исходя из данного положения при обратном ввозе (реимпорте) временно вывезенных товаров в целях подтверждения таможенным органам сведений о том, что в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ возмещение внутренних налогов не производилось, достаточно представить таможенную декларацию, свидетельствующую о помещении товаров под таможенный режим временного вывоза.

При невозвращении временно вывезенных товаров уплачиваются суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из таможенной стоимости товаров и (или) их количества при их вывозе, а также ставок таможенных пошлин, действующих на день заявления товаров к таможенному режиму временного вывоза. С указанных сумм уплачиваются проценты по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенный режим временного вывоза. Ответственность за уплату таможенных пошлин несет лицо, поместившее товары под таможенный режим временного вывоза.

При заявлении таможенного режима экспорта в отношении природного газа, временно вывезенного трубопроводным транспортом в целях его помещения в подземные хранилища газа, расположенные за пределами таможенной территории Российской Федерации, проценты с сумм вывозных таможенных пошлин не взимаются.

Порядок совершения таможенных операций при применении таможенного режима временного вывоза установлен приказом ГТК РФ от 04.12.2003 № 1389 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного вывоза" (зарегистрирован Минюстом РФ 15.01.2004, регистрационный № 5409).

Разрешение таможенного органа на помещение товаров под таможенный режим временного вывоза выдается путем проставления штампа "Выпуск разрешен" и иных необходимых отметок в таможенной декларации.

Таможенная декларация должна быть заполнена в порядке, установленном правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории РФ. Одновременно с ГТД в таможенный орган должно быть представлено заявление о сроках временного вывоза, утвержденное вышеуказанным приказом. Обязательство об обратном ввозе временно вывезенных товаров ТК РФ не предусмотрено.

Срок временного вывоза товаров является исходя из целей и обстоятельств такого вывоза. Для отдельных видов товаров, обратный ввоз которых при временном вывозе является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать предельные сроки временного вывоза. Такой возврат также является обязательным, например, для товаров, относящихся к категории культурных ценностей, за невозвращение которых установлена уголовная ответственность.

По мотивированному запросу указанного лица заявленный срок временного вывоза продлевается с учетом установленных предельных сроков временного вывоза в отношении отдельных категорий товаров.

Завершение действия таможенного режима временного вывоза.

Временно вывезенные товары подлежат обратному ввозу на таможенную территорию Российской Федерации не позднее дня истечения установленного срока временного вывоза либо должны быть заявлены к иному таможенному режиму.

По запросу лица, поместившего товары под таможенный режим временного вывоза, таможенный орган разрешает изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта при соблюдении условий и требований, предусмотренных ТК РФ, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации, временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Российской Федерации. Изменение таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта является обязанностью декларанта в случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары.

Изменение таможенного режима временного вывоза на другой таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, допускается без фактического предъявления товаров таможенному органу.

Дополнительно также следует учитывать, что обратный ввоз временно вывезенных товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта, предполагающим полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров, возможен только в течение трех лет с момента пересечения товарами таможенной границы при их вывозе. Продлить срок, в течение которого допускается помещение товаров под таможенный режим реимпорта, свыше трех лет можно только в отношении оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей.

В случае невозможности помещения временно вывезенных товаров под таможенный режим реимпорта такие товары при их обратном ввозе могут быть помещены под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, что влечет за собой уплату таможенных пошлин и налогов в полном объеме.