Самое глубокое водолазное погружения жак ив кусто. На борту «ныряющего блюдца
Читайте также
Жак-Ив Кусто определенно был гением. Сначала он подарил миру акваланг, затем посвятил свою жизнь морю и вывел изучение Мирового океана на новый уровень. Но ему было мало просто плавать в морях и снимать на камеру морскую живность. Он хотел изменить весь мир и повлиять на историю человеческой цивилизации. В 1962 году Кусто запустил совершенно фантастический проект: его команда в общей сложности три месяца прожила в домах на дне океана. Это было сродни полету в космос - настолько удивительным и странным получилось все приключение.
Жак-Ив Кусто мечтает переселить человечество под воду
Жак-Ив Кусто - изобретатель, исследователь океана и автор множества прекрасных документальных фильмов. Во время Второй мировой Кусто участвовал во французском Сопротивлении, вел подрывную деятельность и получил за это высшую награду Франции, орден Почетного легиона.
Свое важнейшее изобретение, акваланг, он создал в 1943 году вместе с Эмилем Ганьяном именно для морских диверсий. Когда война окончилась, открытие принесло ему довольно много денег, так что он получил возможность вложить их в нечто совершенно сумасбродное.
Изначальный проект ConShelf.
В 1950 году Жак-Ив покупает списанное судно «Калипсо» и перестраивает его под морскую лабораторию. С этого момента и до самой смерти в 1997 году жизнь Кусто превращается в одно великое паломничество по водам океана. Его будут ждать слава, почет и три «Оскара» за великие (без всяких шуток) документальные фильмы. Но мы хотим рассказать не совсем об этом. В жизни Жака-Ива и его команды был эпизод, когда они были настолько амбициозны, что взялись за немыслимую и фантастическую по тем временам затею.
Проект ConShelf I - первый подводный дом в истории
Установка ConShelf I.
Первый раз обустроиться и выжить на дне моря удалось в 1962 году, то есть вскоре после полета Гагарина. Нетрудно догадаться, что на фоне полета в космос идея не получила и половины того внимания, которого заслуживала. И тем не менее это был неожиданный для всех успех.
Недалеко от французского Марселя в Средиземном море был размещен первый в истории настоящий «подводный дом». Его габариты были не так уж велики: фактически это была металлическая бочка длиной 5 метров и 2,5 метра в диаметре. Конструкция получила негласное прозвище «Диоген» и стала прибежищем для друзей Кусто - Альбера Фалько (запомните это имя!) и Клода Уэсли.
Внутри подводного дома.
Океанавты прожили неделю на глубине 10 метров. Если вы думаете, что первопроходцы страдали все это время в подводном аду, то чертовски ошибаетесь. У Клода и Альбера были радио, телевизор, удобные койки, регулярные завтрак, обед и ужин, своя библиотека и постоянный треп по рации с товарищами на «Калипсо». Кроме того, оба они по 5 часов в день плавали вблизи от нового дома, изучая морское дно и обитателей океана, после чего занимались исследовательской работой в «Диогене».
Недели на океанической базе стало достаточно, чтобы понять: жить под водой можно и это не настолько трудно, как казалось поначалу. Эксперимент требовал немедленного продолжения.
ConShelf II - первая подводная деревня
Уже в 1963 году был запущен новый проект, который на голову превосходил предыдущий. Если ConShelf I можно назвать первым подводным домом, то ConShelf II был уже настоящей подводной деревней. Здесь постоянно жили шесть человек и попугай и приплывало в гости еще множество членов экипажа «Калипсо». В общем, обстановка была как в нормальном веселом общежитии, только за окном проплывали барракуды, медузы и водолазы, а для прогулки «на свежем воздухе» приходилось надевать снаряжение аквалангиста.
Для проведения нового эксперимента был выбран шельф Красного моря, недалеко от побережья Судана. ConShelf II представлял собой не единое строение, а целый комплекс из четырех конструкций. Удивительно, но для того, чтобы собрать и установить все, понадобилось не так уж много сил и средств: всего два корабля, 20 моряков и пять ныряльщиков.
Изначально предполагалось, что это действительно будет полноценная океаническая деревня с невероятными (по тем временам) шлюзами, коридорами, подводными катерами и океаническими обсерваториями. В итоге пришлось сделать все намного скромнее, но даже в таком виде результаты просто поражают.
Главное здание было построено в виде морской звезды с четырьмя «лучами» и большой комнатой в центре. Его разместили на глубине 10 метров, где океанавты могли одновременно радоваться солнечному свету и спокойно плавать по несколько часов в день, не испытывая проблем с декомпрессией.
Одной из главных целей эксперимента было как раз выяснить, смогут ли аквалангисты без проблем опускаться на большие глубины и спокойно возвращаться в подводное жилище. Как и предполагалось, это было вполне реально. На поверхности глубоководников ждала бы смерть от резкого всплытия и кессонной болезни, но подводные дома решали эту проблему.
Ангар для подводной лодки и жесткий эксперимент
Кроме «Морской звезды» здесь же располагался воздушный ангар для «ныряющего блюдца» - подводной лодки, которой пользовалась команда Кусто. Проснувшись с утра на глубине 10 метров под уровнем моря, можно было выпить кофе, отправиться в путешествие на глубину 300 метров, открыть с десяток неизвестных видов животных, а уже к обеду вернуться, чтобы поесть бутерброды с тунцом и рассказать о своих приключениях товарищам. И все это не покидая океана! Для 60-х годов такие истории звучали как фантастика на грани безумия.
Кроме этого, было и еще одно важное строение. Несмотря на свою аскетичность, «Ракета» была в чем-то даже более интересна с точки зрения всего проекта. Эта башенка располагалась на глубине 30 метров и была сделана для того, чтобы выяснить, как именно аквалангисты перенесут крайне тяжелые условия подводной работы и жизни.
В отличие от «Морской звезды», здесь был скорее не дом, а карцер: крайне мало места, постоянная духота и высокое давление, экспериментальная смесь гелия, азота и кислорода вместо воздуха, тьма и акулы вокруг. В общем, все, чтобы проверить себя в настоящей стрессовой ситуации. Единственное, что радовало двух добровольцев, которые прожили здесь неделю, - гелий в смеси делал их голоса писклявыми и смешными, и члены команды часто звонили в «Ракету», просто чтобы поболтать и от души похохотать всем вместе.
Этот эксперимент тоже оказался удачным, и все в нем показали себя отлично: и «Ракета», и аквалангисты, и смесь для дыхания. Первое, что сделали оба подопытных, приплыв обратно после ужасающей недели и опасностей декомпрессии, - выкурили по полной трубке табака и наконец-то выспались.
Простая жизнь простых парней на дне океана
Жак-Ив Кусто курит на дне океана и размышляет о том, как переселить сюда побольше людей с суши.
В отличие от первых космонавтов, первые акванавты не испытывали особых трудностей в своей работе. То есть, само собой, прожить на дне океана месяц и по несколько часов в день работать в акваланге - не самая тривиальная задача. Но даже состав команды говорит о том, что справиться с этой миссией было проще, чем с обязанностями астронавта. Постоянными жителями подводных домов оказались: биолог, учитель, повар, спортивный тренер, таможенник и инженер.
Жак-Ив Кусто и его команда постарались создать первооткрывателям не просто сносные, но и весьма комфортные условия. Ежедневный рацион подводных поселенцев состоял из свежих морепродуктов и овощей, а также консервов и выпечки. И даже больше: они выбирали себе меню, позвонив повару по видеосвязи на «Калипсо»!
Вентиляция с помощью труб позволяла поддерживать настолько комфортный микроклимат, что жители «Морской звезды» только и делали, что покуривали трубки и сигареты, не забывая при этом еще иногда выпить вина. Океанавтов регулярно навещал парикмахер, они ежедневно пользовались искусственными солнечными ваннами, чтобы не потерять загар и не страдать от дефицита ультрафиолетового излучения.
Акванавт плавает вокруг подводного дома со скутером.
Развлекали себя акванавты беседами, чтением книг, шахматами и наблюдением за океаном. Для того чтобы предупреждать жителей о проблемах с дыхательной смесью, в «Морской звезде» поселили попугая, который тоже неплохо пережил приключение, хотя иногда сильно кашлял. Впрочем, не исключено, что это из-за табачного дыма. За месяц у жителей подводной деревни даже появились свои любимцы среди рыб. Так, например, они с радостью встречали и подкармливали привязчивую барракуду, которая постоянно ошивалась у дома. Рыбе дали прозвище Жюль и начали узнавать ее «в лицо».
Акванавты чистят свой дом от водорослей.
Делать это приходится ежедневно. Кроме того, благодаря жизни в таких условиях выяснились некоторые неожиданные детали. Оказалось, что из-за повышенного давления (и, возможно, искусственной дыхательной смеси) раны на теле зарастают буквально за ночь, а бороды и усы практически перестают расти. Кроме того, табак сгорал в разы быстрее, и потому курильщикам приходилось запрашивать гораздо больше сигарет, чем предполагалось.
«Мир без солнца» - триумф, который заслужил Жак-Ив Кусто
Проект ConShelf II подарил настоящий триумф Кусто и его команде. Они не только привлекли внимание всего мира к новой перспективе развития человечества, но и получили «Оскар» за лучший документальный фильм 1965 года. «Мир без солнца» - полуторачасовая картина, которую Кусто снимал по ходу эксперимента, и она произвела поразительный эффект.
Значительную часть информации о ConShelf II и жизни на дне Красного моря проще всего получить именно из этого фильма. Так что его стоит посмотреть даже тем, кто не любит документалки. Тем более что снят он просто потрясающе: атмосфера жизни под водой завораживает, каждый кадр - готовый скриншот для рабочего стола, а многие моменты хочется пересмотреть именно из-за того, насколько они эстетически притягательны.
Кульминационный момент фильма - путешествие Кусто и того самого Альбера Фалько на «Блюдце» - их маленькой НЛО-образной подводной лодке. Они спускаются на 300 метров в глубины Красного моря и, к удивлению зрителя, находят на дне моря пейзажи и формы жизни, которые выглядят инопланетными. Здесь акванавты сталкиваются с гигантской шестиметровой рыбой, со стаями рачков, бегающих, словно антилопы, и оргией крабов на несколько тысяч персон.
Всплытие Кусто и Фалько завершает весь фильм, и оно дает ошеломительный эффект: кажется, что это именно вы только что поднялись с морского дна после невероятного месяца жизни в подводном доме.
ConShelf III - крушение надежд
После успеха проекта ConShelf II Жак-Ив Кусто получил возможность продолжить разработки и эксперименты. В 1965 году был начат ConShelf III, третий и, к сожалению, последний крупный эксперимент команды в этой сфере. Он был еще более амбициозным, еще более совершенным, еще более захватывающим, но все же последним.
Большой купол был размещен на дне Средиземного моря между Ниццей и Монако на глубине 100 метров. Шестеро человек (среди них и сын Кусто, Филипп) на протяжении трех недель выживали в подводном доме, который был гораздо более автономным, чем предыдущие. Попутно океанавты третьего проекта занимались множеством экспериментов чисто практического свойства, которые должны были дать массу информации для нефтедобывающих компаний.
ConShelf III в разрезе.
Сам Жак-Ив Кусто и его команда окончательно ухудшили отношения со спонсорами из промышленности. Вместо того чтобы указать на то, как лучше всего добыть нефть из морских шельфов, исследователи начали привлекать внимание общественности к проблемам экологии и хрупкости баланса жизни в океане. Больше о грантах на развитие подводных поселений можно было и не мечтать.
Подводные дома после Кусто
Американский проект Tektite.
Разумеется, помимо команды Кусто, переселением человечества в океан занимались и другие исследователи. Всего в мире было запущено больше дюжины подобных проектов. Но всем им далеко не так повезло с мировой славой, хотя у многих не было проблем с финансированием.
«Ихтиандр-67».
К примеру, в СССР был запущен так называемый «Ихтиандр-66» - любительский проект, в ходе которого водолазам-энтузиастам удалось построить подводное жилье, ставшее их домом на трое суток. Последовавший за ним «Ихтиандр-67» был гораздо серьезнее - две недели проживания, конструкция, напоминавшая ConShelf II, и эксперименты с различными животными.
Другой известный пример - три эксперимента проекта SEALAB, который был запущен на Бермудских островах в 1964 году и возобновлялся в 1965-м и 1969-м. История базы SEALAB сама по себе достойна отдельной статьи. Интерес к подводным домам уже начал угасать, но авторы проекта смогли убедить правительство США в том, что он станет крайне полезен для космических исследований. К примеру, именно здесь тренировался будущий астронавт Скотт Карпентер, который испытывал на себе влияние изоляции и перепадов давления.
SEALAB III дал ученым массу материала для размышлений и огромный опыт для акванавтов. К сожалению, вышло это все не так, как хотелось бы организаторам. С самого начала проект преследовали проблемы, случались аварии, а фатальные неудачи шли одна за другой. Закончилось все это смертью одного из океанавтов, Берри Кэннона, который погиб во время экстренной починки подводной базы по до конца не выясненным причинам.
Кроме исследовательских проектов заселения морского дна существует еще как минимум один гедонистический. Jules Undersea Lodge, переделанный из старой подводной базы, - единственный функционирующий сейчас подводный отель. За 30 лет работы его успели посетить около 10 тысяч человек, многие из которых - молодожены, решившие разнообразить медовый месяц.
Так что можно с уверенностью сказать, что первым делом люди, едва оказавшись в подводном жилище, занялись сексом и вопросом размножения. Выглядит многообещающе: по крайней мере, проблем с заселением подводных городов будущего у человечества не возникнет.
Можно сказать, что строительство гидрополисов провалилось, так и не начавшись, Жак-Ив Кусто - всего лишь выживший из ума старик, а мечты о жизни на дне океана лучше оставить для фантастики и видеоигр. Но если посмотреть на все с точки зрения оптимиста, проекты вроде ConShelf и SEALAB - это первые, хоть и слишком аккуратные шаги. На ту же Луну нога человека не ступала с 1972 года, но мы все еще грезим космосом и убеждены, что через пару десятилетий колонизируем Марс. Отличие утопии Кусто только в том, что в нее мы верим меньше, хотя выглядит она, в общем-то, даже реалистичнее.
Ровно 105 лет назад, 11 июня 1910 года, родился знаменитый океанограф Жак-Ив Кусто, давший людям ключ в прекрасный "Мир безмолвия" – глубины морей и океанов, населенных удивительными обитателями. Экзотические виды рыб, невиданные растения, моллюски и морские звезды стали героями захватывающих фильмов Жака-Ива Кусто.
Свое первое устройство подачи воздуха Жак-Ив Кусто соорудил из мотоциклетной камеры и коробки от противогаза, которая была наполнена химическим поглотителем. Будущий океанограф едва не погиб при испытании своего изобретения.
Настоящий прорыв в этой области был совершен тогда, когда Кусто объединился с инженером Эмилем Ганьяном.
Первый набросок будущего изобретения был сделан прямо на салфетке. Затем Эмиль привез в Марсель первый образец автоматического подводного регулирующего клапана, который они прикрепили к старому изобретению океанографа – регенерирующему аппарату Кусто, дополненному баллоном со сжатым воздухом.
Последующие испытания оказались неудачными – ошибка конструкции заключалась в неудобном размещении выпускного клапана на мундштуке, в то время как сам редуктор крепился шестью дюймами ниже на спине Жака-Ива Кусто. В итоге, когда Кусто находился головой вверх, воздух поступал нормально, но стоило изменить свое положение на противоположное, как подача воздуха прекращалась.
Тогда Ганьян перенес выпускной клапан вплотную к редуктору, и первые же испытания, проведенные в баке с водой, показали работоспособность конструкции. В этот же день в далеком 1943 году Ганьян и Кусто оформили заявку на патент, назвав свое изобретение "акваланг".
Камера для подводной съемки
Чтобы снимать под водой, Жак-Ив Кусто изобрел все необходимое оборудование, включающее камеры для подводных съемок, подводные лампы, видеокамеры и прочее.Система подводного телевидения была довольно сложной: она состояла из подводной и надводной частей. Подводная часть включала в себя телевизионную передающую камеру, источник света, блок фотографирования и многожильный кабель. Надводная часть же состояла из видеоконтрольного устройства, источников электрического питания и пульта управления. В подводной камере использовались специальные телевизионные подводные трубки, способные работать в условиях низкой освещенности.
Одним из первых достижений команды Жак-Ива Кусто стало фотографирование морского дна на глубинах до 7250 м.
"Ныряющее блюдце"
SP-350 Denise, или "Ныряющее блюдце" – малый подводный аппарат, рассчитанный на двух человек, которые могли провести внутри около четырех часов. Предельная глубина погружения блюдца составляла 400 м, но глубже 300 м блюдце ни разу не опускалось из-за соображений безопасности. "Блюдце" имеет положительную плавучесть, а погружается при помощи балласта, который может быть оперативно сброшен в случае аварийной ситуации. Члены экипажа располагаются внутри блюдца лежа и наблюдают за морскими обитателями через иллюминаторы.
Жака-Ива Кусто можно считать пионером в организации подводных поселений. В сентябре 1962 года им был создан первый подводный дом в рамках проекта "Преконтинент-1", сооружение было установлено на глубине 10 м в гавани Марселя. Всего было проведено три одноименных проекта, и все они были успешными, но, к сожалению, в дальнейшем не нашли финансовой поддержки. Кстати, последнее поселение в рамках проекта "Преконтинент-3" находилось уже на 100-метровой глубине.
Очки для подводного плавания
Казалось бы, такая обыденная вещь, как очки для подводного плавания, тоже когда-то была ноу-хау, автором которого считается Жак-Ив Кусто. Произошло это совершенно случайно. Попав в автомобильную катастрофу, будущий легендарный океанограф получил тяжелые травмы. В качестве борьбы с последствиями аварии были выбраны плавание и глубоководные погружения. Проходя терапию, Кусто изобрел приспособление, которое делало плавание более занимательным и комфортным. А именно - очки для подводного плавания.
11 июня 1910 года во Франции родился знаменитый исследователь Мирового океана, автор множества фильмов о море – Жак-Ив Кусто.
Только невыполнимые миссии приносят успех.
— Жак-Ив Кусто
Если бы человек мог жить в воде, то освоение океана, освоение его глубин пошло бы гигантскими шагами.
— Александр Беляев, «Человек-амфибия»
Изобретатель, фотограф, режиссер
«Человек за бортом!» – такой крик может переполошить любого на судне. Он означает, что надо бросить свою работу и срочно спасать гибнущего товарища. Но в случае с Жаком-Ивом Кусто это правило не работало. Этот человек-легенда провёл «за бортом» большую часть своей жизни. Более того: последней командой Кусто, которую словно никто не расслышал, был призыв не просто погружаться в море, а жить в нем.
Молодой Жак-Ив начал нырять в глубокое синее море еще в двадцатые годы прошлого века. Быстро пристрастился к подводной охоте. А в 1943 году вдвоем с гениальным конструктором подводного оборудования Эмилем Ганьяном создал одноступенчатый регулятор подачи воздуха для системы жизнеобеспечения водолаза (по сути это был младший брат современного двухступенчатого). То есть Кусто фактически подарил нам акваланг, каким мы его знаем сейчас – безопасное средство для погружения на большую глубину. (Вариант акваланга, позволявший опускаться до 20 метров с риском для здоровья, был создан еще в конце девятнадцатого века.)
Кроме того, Жак Кусто, фотограф и режиссер, стоял у самых истоков подводных фото- и видеосъемок. Он сконструировал и опробовал на глубине двадцати метров первую 35-мм видеокамеру в водонепроницаемом корпусе для подводных киносъемок. Он разрабатывал специальное осветительное оборудование, позволявшее снимать на глубине (а в то время чувствительность фотопленки достигала лишь 10 единиц ISO), изобрел первую подводную телевизионную систему… И много что еще.
По-настоящему революционной была созданная под его руководством и напоминавшая летающую тарелку мини-субмарина «Ныряющее блюдце» (первая модель – 1957 г.); аппарат оказался самым удачным представителем своего класса. Кусто любил называть себя «океанографическим техником» – что, конечно, лишь отчасти отражает его дарование.
Ну и, конечно же, Жак-Ив создал за свою долгую плодотворную жизнь десятки потрясающих научно-популярных фильмов. Первый же рассчитанный на массового зрителя фильм этого непрофессионального режиссера и океанолога-выскочки (как его называли маститые ученые) – «Мир тишины» (1956) получил «Оскар» и «Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля (это был, кстати, первый научно-популярный фильм, получивший Пальмовую ветвь). Второй фильм («История красной рыбы», 1958) тоже получил «Оскара», доказав, что первый «Оскар» не был случайностью…
В нашей стране исследователь завоевал народную любовь благодаря телесериалу «Подводная одиссея Кусто».
Однако то, что в массовом сознании Кусто остался только как создатель серии популярных фильмов (да изобретатель современного акваланга) – неправильно.
Кем Жак-Ив был на самом деле – так это первопроходцем.
Капитан планеты
Товарищи недаром называли Кусто – за глаза – «актером» и «шоуменом». Он поразительно умел находить спонсоров и всегда получал то, что хотел. Например, свой корабль – Калипсо – он нашел задолго до приобретения, буквально следовал за ним (со своей семьей) несколько лет, куда бы тот ни поплыл… и, наконец, получил судно – практически в дар от ирландского миллионера Гиннесса. Пивной магнат, впечатленный деятельностью Кусто, в 1950 году внес большую часть суммы, необходимой для выкупа вожделенной Калипсо у британских ВМС (это бывший минный тральщик), и сдал Кусто в аренду на неограниченный срок за символический 1 франк в год…
Капитан – так его величают во Франции, а иногда называют – Капитан планеты. А товарищи звали его просто – «король». Он умел привлечь к себе людей, заразить своим интересом и любовью к морским глубинам, организовать и сплотить в команду, вдохновить на поиск, граничащий с подвигом. И потом привести эту команду к победе.
Кусто отнюдь не был героем-одиночкой, он охотно использовал таланты окружавших его людей: инженерный талант Э. Ганьяна и позднее А. Лабана, литературный дар соавтора его знаменитой книги «Мир тишины» Ф. Дюма, опыт профессора Эджертона – изобретателя электронной вспышки – и влияние тестя в компании Air Liquide, производившей подводное оборудование… Кусто говаривал: «За обедом всегда выбирайте лучшую устрицу. Таким образом, до самой последней, все устрицы будут самыми лучшими». В работе он всегда использовал только самое передовое оборудование, а чего не было – изобретал. Это был настоящий Победитель в американском смысле слова.
Его верный товарищ, которого Кусто взял матросом на испытательный срок одну неделю и который потом плавал с ним 20 лет до самого конца – Андре Лабан – сравнивал его с Наполеоном. Потому что команда Кусто любила своего Капитана так, как лишь наполеоновские солдаты могли любить своего кумира. Правда Кусто воевал не за мировое господство – за спонсорскую помощь программам подводных исследований воевал он, за изучение Мирового океана, за расширение границ не только родной Франции, но – всей ойкумены, обитаемой человеком Вселенной.
Работники, матросы Кусто понимали, что они были больше, чем наемными служащими: они были его боевыми товарищами, соратниками. Они были готовы пойти за ним в огонь – и, разумеется под воду, где работали, бывало, не покладая рук сутки напролет, часто за символическую плату. Вся команда Калипсо – любимого и единственного корабля Кусто – понимала, что они – Аргонавты двадцатого века, что они участвуют в историческом и в своем роде даже мифическом плавании, в открытии столетия, в крестовом походе человечества в глубины океана, в победном наступлении в глубины непознанного…
Пророк морских глубин
В молодости Кусто испытал потрясение, которое изменило его жизнь. В 1936 году он служил в морской авиации, увлекался автомобилями и большими скоростями. Последствия этого увлечения были для молодого человека самыми печальными: он попал в серьезную автомобильную аварию на спортивной машине отца, получил смещение позвонков, множество сломанных ребер, пробитое легкое. Руки его были какое-то время парализованы…
Именно там, в больнице, в тяжелейшем состоянии, молодой Кусто испытал своего рода просветление. Как в свое время недопустимость применения «исключительной силы», так и Кусто после неудачного опыта «гонок» — решил притормозить, сбавить обороты и оглядеться по сторонам, взглянуть на очевидные вещи под новым углом. Подняться над суетой и посмотреть на море – впервые! – не в связи со своей военной карьерой, не в рамках одной жизни, а в контексте и масштабе развития всего человечества… Авария поставила большой жирный крест на карьере военного летчика, зато в конечном итоге подарила миру вдохновенного исследователя, даже больше – своеобразного пророка моря.
Исключительная сила воли и жажда жизни позволили Кусто оправиться от тяжелейшей травмы и уже менее чем через год встать на ноги. И с этого момента жизнь Кусто была связана, по большому счету, только с одним – с морем. А в 1938 году он знакомится с Филиппом Тайе, который станет его крестным отцом в свободном погружении (без акваланга). Кусто потом вспоминал, что вся его жизнь перевернулась в тот момент, и он решил всецело посвятить себя подводному миру.
Кусто любил повторять своим друзьям: если хочешь чего-то добиться в жизни, не стоит разбрасываться, двигайся в одном направлении. Не стоит стараться чересчур, лучше прикладывать постоянное, неослабевающее усилие, повторял он снова и снова. И в этом было, пожалуй, кредо его жизни. Он посвятил исследованию глубин моря и мечте о подводном мире все свое время и силы – до грана, до капли, как в знаменитом стихотворении Р. Киплинга «If», поставил все на одну карту – и его усилия стали действительно священными в глазах сторонников.
По свидетельствам современников, он обладал волей пророка и харизмой революционера. Он сиял и слепил своим величием, как знаменитый французский «король-солнце» Людовик XV. Соратники считали своего Капитана не просто человеком – но создателем настоящей «религии дайвинга», мессией подводных исследований, иисусом глубин. Этот мессия, человек не от мира сего, человек за бортом, за гранью , очень редко оглядывался в сторону суши – только когда не хватало средств на очередной проект, и только до тех пор, пока эти средства не появлялись. Ему как будто не хватало места на земле. Капитан планеты вел свой народ – дайверов – в глубины океана.
И хотя Кусто не был ни профессиональным водолазом, ни ученым океанографом, ни дипломированным режиссером, он совершал рекордные, невероятные погружения и открыл новую страницу в исследовании Мирового океана. Потому что, по сути, он был просто – Капитаном с большой буквы, рулевым Перемен, способным отправить человечество в большое плавание.
Расширить человеческое сознание, и, в конечном счете, завоевать для людей новые пространства для обитания. Подводные пространства. Такова была главная его цель (к которой Кусто шел всю жизнь). «Вода занимает семьдесят процентов поверхности нашей планеты, — говорил апостол Андре Лабан, – и там достаточно места для всех людей». На суше же «слишком много законов и правил, свобода растворяется». Понятно, что Лабан, произнося эти слова, озвучивал не просто личную заморочку, а идею всей команды, идею, двигавшую вперед всю команду Кусто.
Именно в таком смысле понимал Кусто перспективы освоения Мирового океана: расширить границы человеческого обитания, построить города под водой. Научная фантастика? Беляев? Профессор Челленджер? Возможно. А может быть, миссия, за которую взялся Кусто, была не такой уж и фантастичной. Ведь его амбициозные проекты по изучению возможности долговременного пребывания под водой (а в конечном итоге полноценной жизни там) увенчались определенным успехом. «Подводные дома», «Преконтинент-1», «Преконтинент-2», «Преконтинент-3», «Гомо акватикус». Опыты проводились на глубинах до 110 метров. Были освоены гелиево-кислородные смеси, отработаны основные принципы жизнеобеспечения и расчета режимов декомпрессии… В общем, создан прецедент.
Стоит отметить, что опыты Кусто не были какой-то сумасшедшей, никому не нужной идеей. Подобные эксперименты проводились и в других странах мира: и в США, и на Кубе, и в Чехословакии, в Болгарии, в Польше, и во многих странах Европы.
Человек-амфибия
Кусто никогда не думал о глубинах меньше 100 метров, его просто не привлекали несравненно легче реализуемые проекты на малых и средних глубинах 10-40 метров, где можно использовать сжатый воздух или азотно-кислородные смеси и на которых как раз выполняется подавляющая часть подводных работ в обычное время. Как будто, пережив Вторую мировую, он ждал мощного глобального катаклизма, готовился к тому, что придется надолго уходить на глубину… Но это только догадки. В то время власти отказались от продолжения исследований, отметив их чрезвычайную дороговизну.
Возможно, их отпугнули некоторые совсем уж «забортовые», «челленджерские» идеи Кусто. Так, он мечтал об изобретении специальных легочно-сердечных автоматов, которые вводили бы человеку кислород прямо в кровь. Вполне современная идея. Вообще, Кусто стоял на стороне оперативного вмешательства в организм человека, с тем, чтобы приспособить его для жизни под водой – то есть хотел в конечном счете создать «сверхчеловека-амфибию» и поселить его в «водный мир»…
Кусто всегда привлекала глубина – не как естествоиспытателя и не как спортсмена, а как пионера новых жизненных горизонтов. В 1960-м он участвовал в подготовке исторического (единственного совершенного людьми!) погружения швейцарского океанолога профессора Жака Пикара и лейтенанта ВМС США Дональда Уолша на батискафе «Триест» в самую глубокую из известных областей океана – «пучину Челленджера» – Марианскую впадину (ее глубина составляет 10.920 метров). Профессор погрузился на рекордную глубину 3200 (sic!) метров – отчасти повторив в реальной жизни приключение самого героя научно-популярной эпопеи Конан Дойля, полусумасшедшего профессора Челленджера из романа «Маракотова бездна» (1929). Кусто в этой экспедиции обеспечивал подводные съемки.
Но следует понимать, что как Пикар и Уолш погружались не ради славы, так и доблестные «аргонавты» Кусто работали не на рекорд, в отличие от некоторых, скажем так, профессионалов. Лабан, например, без обиняков называл таких спортсменов «сумасшедшими». К слову сказать, Лабан, неплохой художник, в конце жизни начал писать свои морские картины… под водой. Не исключено, что «челленджерская» мечта Кусто не дает ему покоя и сегодня.
Экология Кусто
Как известно, «барон славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет». Кусто нырял не чтобы поразвлечься и посмотреть, как рыбки плавают между кораллов, и даже не для того, чтобы снять об этом захватывающее кино. Сам того не ведая, он приохотил массового зрителя (который, понятно, весьма далек от преодоления рубежей изведанного) к тому медийному продукту, который сейчас продается под брендами «National Geographic» и «BBC». Кусто был чужд идеи создания всего лишь красивой двигающейся картинки. Вопреки сформировавшемуся впоследствии мифу (во многом появился он благодаря небесполезной деятельности благотворительных фондов Кусто), аргонавты Кусто вовсе не ставили своей основной целью защиту окружающей среды!
Как признавался Лабан, прежде чем стать большими-большими друзьями подводного мира, живыми идолами природоохранного движения, аргонавты Кусто поначалу сгубили много обитателей глубин. И вообще времена были не те. Снимая кино, команда укокошила немало кашалотов и акул, не говоря уже о «мелкой рыбе», и вообще, никто из команды не был вегетарианцем; в пятидесятые годы просто не было таких идей.. Однажды в ходе съемок акул приманивали «на живца» кашалотом… В наши дни «Гринпис», наверное, оперативно потопил бы судно такого находчивого натуралиста… Но ведь то были бородатые пятидесятые и шестидесятые, когда и существование человеческого вида, благодаря холодной войне, было под большим вопросом. Идея защиты окружающей среды появилась у Кусто сравнительно поздно, была привнесена его другом (доктором Бомаром) и затем уже поднята им на флаг, в семидесятые годы. Только впоследствии она стала ключевой в восприятии Команды.
Как бы в направлении этой легенды работает и современное сообщество памяти Кусто. Нынешнее поколение «аргонавтов» Кусто – люди, словно «утомленные морем». «Общество Кусто» и «Команда Кусто» занимаются, как кажется, в основном сбором членских взносов со своих более чем пятидесяти тысяч членов и изданием журналов Calipso Log («Журнал Калипсо») и Cousteau Kids (для детей). Формально эти благотворительные организации, которыми владеет молодая вторая жена Кусто, Франсин Триплет, занимаются «исследованием экосистем по всему миру» и «повышением качества жизни настоящего и грядущих поколений». Но очевидно, что и тем, и другим сам Жак Кусто занимался гораздо эффективнее.
Одиссея Кусто сегодня
Легендарное судно Жака-Ива, служившее ему верой и правдой, в 1996 году затонуло в гавани Сингапура, случайно столкнувшись с баржей. В этом году в честь столетия со дня рождения Кусто симпатичная Франсин решила сделать своему покойному мужу запоздалый подарок. Она заявила, что в течение года корабль будет восстановлен во всем своем великолепии. В настоящее время судно получает второе рождение, его восстанавливают в доках Консарно (Бретань), причем используя исключительно экологичные материалы (например, корпус будет проконопачен конопляной паклей) – судно, по модному тренду, станет «зеленым»…
Казалось бы, повод порадоваться и пожелать «шесть футов под килем»? Однако эта новость оставляет двоякое чувство: на сайте «Команды Кусто» говорится, что судно будет снова бороздить голубые просторы в качестве посла доброй воли и надзирать за экологическим порядком в семи морях. Но ходят слухи, что на самом деле после восстановления корабля Франсин собирается устроить из Калипсо спонсируемый американцами музей на Карибах. Именно против такого исхода выступал в 1980-м сам Кусто, обозначив свою позицию как всегда четко: «Я бы предпочел затопить его вместо того, чтобы превращать в музей. Я не хочу, чтобы этим легендарным кораблем торговали, чтобы на него приходили люди и устраивали пикники на палубах». Ну что ж, в пикнике участвовать не будем. Достаточно того, что мы помним мечту Кусто, сразу вызывающую волну беспокойства: человек за бортом.
Надежда, как всегда, на новое поколение: а точнее, на сына Жака-Ива, который с детства был везде с отцом, разделял его любовь к морю и подводным приключениям, плавал под водой во всех морях от Аляски до мыса Горн, а когда открыл в себе талант архитектора, стал серьезно подумывать о домах и даже целых городах… под водой! Он даже предпринял ряд шагов в этом направлении. Правда, пока что Жан-Мишель, в бороде которого уже появилась седина – хотя голубые глаза еще горят глубоким, как море, огнем – разочаровался в своем проекте «новой Атлантиды». «Зачем лишать себя добровольно дневного света и усложнять общение людей между собой?» – резюмировал он свою неудавшуюся пока попытку переселить людей под воду.
Сейчас Жан-Мишель, по-своему взявшийся за дело отца, активно занимается экологическими проектами, пытаясь сохранить морские глубины и их обитателей от гибели. А работы ему – невпроворот. В этом году не только исполняется 100 лет со дня рождения Ж.-И. Кусто. Организация объединенных наций объявила 2010 год Международным годом биоразнообразия: по ее данным, на грани исчезновения на планете находятся от 12 до 52% известных науке видов…
Пять самых важных изобретений Жака-Ива Кусто: от фотоаппарата до подводных домов.
Говорят, что 60 лет жизни из своих 87 Кусто провел в море — это была его стихия. Он ее обживал, в ней работал и, естественно, стремился, чтобы жизнь была максимально свободна и комфортна, а работа — плодотворна. И для этого он постоянно что-то изобретал и совершенствовал.
Жак-Ив Кусто
Акваланг
Тот акваланг («водяное легкое»), который известен сейчас каждому дайверу, изобрели капитан Жак-Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян. Хотя они не были первооткрывателями. Попытки сделать возможным дыхание, когда дышать нечем, совершались и ранее. Первый такой прибор был запатентован в 1866 году и поначалу предназначался для шахт, но позже был адаптирован для подачи воздуха под водой. Именно его описал в романе «Двадцать тысяч лье под водой» Жюль Верн.
Чертеж акваланга
В 1878 году Генри Флюссом был изобретен акваланг с замкнутой системой дыхания, в котором использовался чистый кислород (он становился токсичным на глубине более 20 м). Разработки продолжались, но в целом вплоть до Второй мировой войны погружения под воду ассоциировались с громоздкими скафандрами, ботинками со свинцом, тросами, привязывавшими подводника к месту, и весьма ограниченным лимитом времени нахождения под водой. И конечно, «великолепных моментов свободного пребывания в море», о которых мечтал Кусто, они не давали.
«Погружение на 25 футов... было самым безмятежным ощущением из всех, которые я испытал в воде», — вспоминал Кусто позже. Но мгновения счастья закончились судорогами и потерей сознания. Кусто успел сбросить пояс с грузом и всплыл на поверхность
К цели Кусто шел путем экспериментов. Иногда — опасных для жизни. Так, по заказу Жака «оружейный мастер превратил противогазную коробку с натриевой известью, небольшой кислородный баллон и кусок камеры мотоцикла в дыхательный аппарат, который повторно очищал выдыхаемый воздух... Он был автономным, с ним мог плавать любой, и он был бесшумным. Погружение на 25 футов... было самым безмятежным ощущением из всех, которые я испытал в воде», — вспоминал Кусто позже. Но мгновения счастья закончились судорогами и потерей сознания. Кусто успел сбросить пояс с грузом и всплыл на поверхность. Позже он предполагал, что причиной случившегося стали примеси в натриевой соли, но на самом деле это было кислородное опьянение — эффект до тех пор неизвестный.
Жак-Ив Кусто демонстрирует свои изобретения
Во время Второй мировой войны капитан Кусто работал на французскую военно-морскую разведку, где по возможности поддерживали его водолазные эксперименты. Опытным путем Жак пришел к выводу, что требуется регулятор потока воздуха, который будет обеспечивать дыхание по потребности. Идеей он поделился с инженером фирмы Air Liquide Эмилем Ганьяном, и тот изготовил автоматический подводный регулирующий клапан. Аппарат с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе отличался от предыдущих разработок тем, что воздух автоматически подавался уже с давлением окружающей среды. Таким образом, ныряльщики обретали полную автономность и возможность длительного пребывания под водой. Первое испытание в море было проведено Кусто в июле 1943 года недалеко от Марселя. После войны с помощью нового оборудования проводили удаление мин и даже снимали торпеды с затонувшей подводной лодки. А Жак-Ив вплотную смог заняться океанографическими исследованиями.
Фотокамера для подводных съемок
Так выглядела подводная фотокамера в 1938 году
Первый аппарат для подводной фотографии появился еще в 1892 году. Он был создан конструктором Луи Бутаном на основе обычного «сухопутного» фотоаппарата «Детектив», который помещали в огромный (весом в 180 кг) герметичный медный футляр.
Разумеется, новые поколения подводников стремились сделать снаряжение более компактным, при этом не теряя качества съемки. Толчком для создания такой камеры послужило знакомство в 1949 году бельгийского археолога, энтузиаста подводного плавания Жана де Воутерса и Жака-Ива Кусто, которое в силу общности интересов быстро переросло в сотрудничество. В этом содружестве и родился в 1956 году уникальный подводный стереофотоаппарат. «Камера превзошла самые смелые ожидания. Подводный мир передается стереофотографией просто невероятно, эффект от передачи объема намного сильнее, чем от фотографий на суше», — делился впечатлениями де Воутерс.
Первая серийная камера Calypso Phot. 1961 год
Аппарат, существовавший в единственном экземпляре, вместе с командой Кусто путешествовал на исследовательском судне Calypso, за что позже и получил название Calypso Phot. Его адаптированный к массовому производству вариант начали выпускать в 1961 году, и он стал родоначальником целого семейства малоформатных подводных фотокамер Nikonos. Конструкция имела высокую степень защиты: от холода, жары, воды — что впоследствии дало толчок для создания «всепогодных камер».
«Ныряющее блюдце»: батискаф
Батискаф «Ныряющее блюдце» в разрезе. Чертеж
В один из не самых удачных дней Кусто заявил: «Когда в море имеешь дело с тросом, можно быть уверенным в двух вещах: он или запутается, или порвется». Но трудности, которые других могли бы отвратить, его только подстегивали: «Я поклялся, что вырвусь из этой паутины тросов и распрощаюсь со свирепой злобой моря. Я все более убеждался в том, что для исследования океанских глубин необходимы обитаемые подводные аппараты, сконструированные специально для подводных работ».
Первые испытания батискафа состоялись в 1957 году. Все шло хорошо, пока не начался подъем — порвался трос. Проплывая над этим местом, команда Кусто с грустью наблюдала лежащее на дне «блюдце». Радовало одно: корпус и вправду оказался прочным
Создание SP-350 Denise (SP — soucoupe plongeante, «ныряющее блюдце», фр.) началось в 1955 году во французском Центре подводных исследований. Разработкой под руководством Кусто занялись Жан Моллар и Андре Лабан. Denise должна была принимать на борт двух исследователей, достигать значительных глубин, иметь хороший обзор, давать возможность фотографировать и обладать маневренностью аквалангиста. Задача была не из легких. Для корпуса была выбрана эллипсоидная форма. В нем имелись два иллюминатора, три небольшие оптические линзы с широким обзором, иллюминатор для кинокамеры и прочие отверстия для гидравлических труб и электрокабелей. Первые испытания батискафа состоялись в 1957 году. Все шло хорошо, пока не начался подъем — порвался трос. Проплывая над этим местом, команда Кусто с грустью наблюдала лежащее на дне «блюдце». Радовало одно: корпус и вправду оказался прочным.
Прошло почти два года, прежде чем на свет появилась Denise номер два, позволившая исследователям погружаться на глубину до 400 м, производить ночную съемку. При надобности из корпуса выдвигалась рука-манипулятор, с помощью которой можно было поднять объект со дна, поднести к иллюминатору и рассмотреть.
Турбопарус
Корабль под турбопарусами
Турбопарус представляет собой полый цилиндр, снабженный специальным насосом. Насос создает разряжение с одной стороны турбопаруса, закачивая воздух внутрь паруса. Наружный воздух течет вокруг турбопаруса с разной скоростью, и корабль начинает двигаться в
Первые роторные турбопаруса, разработанные немецким инженером Антоном Флеттнером, были испытаны еще в 1924 году, но широкого распространения изобретение не получило. В 1980-х годах идея использовать силу ветра для создания судового движителя была реанимирована и воплощена в жизнь французскими инженерами под руководством Кусто — поди плохо иметь чистый, бесплатный, неиссякаемый источник энергии. В основу лег тот самый, уже испытанный ротор Флеттнера.
Подвижная заслонка и система нагнетания воздуха, в основу которой легли вентиляторы, позволили повысить эффективность новой модели. Но главной особенностью конструкции было то, что судно, оборудованное турбопарусом, могло двигаться против ветра, используя при этом его энергию. Такой эффект получался благодаря разнице давлений, создаваемой завихрениями воздуха — внутри паруса и снаружи.
Корабль «Алсион». Фонд Кусто. 1985 год
Новинка была использована Кусто при постройке флагманского корабля «Алсион», который стал основной плавучей базой исследователей. На нем было установлено два турбопаруса. Их работу координировали компьютеры. Они запускали дизели, когда ветер полностью стихал, а когда снова начинал дуть — останавливали. «Алсион» обошел вокруг света, попутно собирая информацию о поведении турбопарусов в разных погодных условиях. По мнению команды Кусто, изобретение способно сэкономить до 35% горючего.
Подводные дома
В идее подводных поселений Кусто также не был первопроходцем: тут его опередил физиолог Джордж Бонд. Но пока американцы проводили многочисленные исследования и создавали имитацию подводной жизни в барокамерах, первый подводный дом, созданный Жаком-Ивом и специалистами Центра подводных исследований, уже стоял на 10-метровой глубине в гавани Марселя. Сделанный из обычной металлической цистерны, он напоминал бочку и оттого был прозван «Диогеном». Внутри же все было достаточно обыденно: книжные полки с детективными романами, электроплитка, телевизор, транзисторный приемник, бачок с питьевой водой. В общем, по словам одного из гостей, «дом очень напоминает дачу среднего комфорта».
Альберт Фалько (в центре). 2010 год
Двое акванавтов, Альберт Фалько и Клод Весли, в 1962 году прожили в нем неделю. Над ним на якорях стояли суда «Калипсо» и «Эспадона», с которых по кабелям и шлангам подавалась электроэнергия и пресная вода. Там же хранились запасы пищи и заряженные сжатым воздухом кассеты баллонов для аквалангов. И если поначалу Фалько писал в дневнике: «По ночам снятся кошмары. Угнетенное состояние, удушье, страх...», то к концу срока настроение переменилось: «Мы совсем на «ты» с водой. Впервые за 20 лет у меня есть время по-настоящему смотреть».
В «деревне» имелся пятикомнатный дом «Морская звезда», гараж для «Ныряющего блюдца», позволявшего акванавтам производить глубинную киносъемку, склад для самого необходимого и домик поменьше, «Ракета», обитатели которого дышали не воздухом, а гелиево-воздушной смесью
Это была первая часть проекта «Преконтинент», за которой в 1963 и 1965 годах последовали вторая и третья. Для следующего этапа — размещения целой подводной деревни — было выбрано место у рифа Шаб-Руми в Красном море. Оно приглянулось Кусто тем, что здесь сконцентрировались все трудности: жарко, влажно и далеко от берега. Он считал, что, если эксперимент удастся, подобные поселения можно будет устанавливать везде. В «деревне» имелся пятикомнатный дом «Морская звезда», гараж для «Ныряющего блюдца», позволявшего акванавтам производить глубинную киносъемку, склад для самого необходимого и домик поменьше, «Ракета», обитатели которого дышали не воздухом, а гелиево-воздушной смесью. Вся территория была оцеплена сваренными из стальных прутьев «акульими клетками», напоминавшими телефонные будки. Они действительно имели связь с центральным постом, и в случае опасности отсюда можно было вызвать помощь. На этот раз восемь акванавтов провели под водой месяц и доказали не только способность человека приспособиться к водной среде, но и возможность при этом плодотворно работать.
Схема постановки подводного дома «Преконтинент III»
Третий этап эксперимента должен был решать новые задачи. Дом находился на глубине уже 100 м и был максимально автономен, а значит, до предела насыщен умной техникой: криогенной установкой, удалявшей из атмосферы вредные примеси, системо контроля атмосферы, телекамерами, постоянно транслирующими жизнь внутри и снаружи дома... Жизнь экипажа из шести человек, среди которых был и сын Кусто Филипп, осложнялась тем, что, в отличие от меньших глубин, здесь царила кромешная тьма и никакие подводные красоты их жизнь не скрашивали. Впрочем, на настроении подводников это не сказывалось. Когда из-за непогоды срывались сроки и Кусто поинтересовался, смогут ли они задержаться, то получил ответ: «Благодарим за заботу о нас, бедных маленьких акванавтах, заброшенных в глубины необъятного моря. Вытащите нас отсюда наверх... чем позже, тем лучше!»
Несмотря на то что эксперименты Кусто были признаны удачными, человечество под воду не переселилось, но в качестве экзотики по следам акванавтов «Преконтинентов» пройтись можно: подводные отели существуют во Флориде и в Дубае.
Этот аппарат - далеко не блюдце; гораздо больше он напоминает панцирь гигантской черепахи.
Аппарат построен во Франции в 1959 г. по замыслу капитана Жака-Ива Кусто - директора знаменитого Океанографического музея в Монако, создателя акваланга, одного из известнейших подводников.
Аппарат оригинален. Для возможности транспортировки на сравнительно небольшом научно-исследовательском судне этот двухместный аппарат сделали очень компактным: его диаметр всего 2,85 м. Диаметр прочного корпуса - 2 м (толщина обшивки - 19 мм), а высота корпуса - 1,4 м. Поэтому наблюдателям приходится лежать перед иллюминаторами. Кроме обычной аппаратуры для освещения, съемок, измерения глубин и т. п., имеются гирокомпас, манипулятор, магнитофон, радиоустановка и спасательные средства, включая надувную лодку. Вес исследовательской аппаратуры равен 80 кг. Дальность плавания составляет 3 мили.
Самое интересное в этом аппарате - водометные движители, представляющие две насадки, из которых бьют струи воды, подаваемой под большим напором электроприводным насосом. Насадки поворачиваются при помощи гидравлических механизмов - сервомоторов, управляемых из прочного корпуса. Стоит направить насадки вверх - и аппарат начнет погружаться; при повороте насадок вниз аппарат всплывает. Промежуточное положение насадок обеспечивает движение вдоль дна со скоростью 1,5 уз. При поворотах работает только одна насадка. Питание электродвигателя насоса мощностью 2 л. с. осуществляется от аккумуляторных батарей, размещенных в легком корпусе.
"Ныряющее блюдце" готовят к спуску на воду
Аппарат снабжен твердым балластом, при сбрасывании которого он всплывает; для погружения в легком корпусе из стеклопластика предусмотрены водяные балластные цистерны. Выравнивание аппарата производится перекачкой по специальным трубам ртути.
Для спуска на воду и подъема аппарата на судно на корме Калипсо установлена специальная кранбалка. После постановки на воду "ныряющее блюдце" освобождают от троса, и оно самостоятельно погружается, принимая водяной балласт в цистерны. Наибольшая глубина погружения этого маленького аппарата - 300 м (расчетная - 900 м); полный вес - 4,5 т.
Интересно происходило первое погружение. Кусто с аквалангом плыл рядом и писал команды на белой тонкой пластинке черным карандашом. Вот он написал: "Поворачивай направо!" Чудовище немедленно развернулось вправо и снова остановилось, ожидая дальнейших инструкций. Его "глаза" из плексигласа и стали, за которыми лежали на животах два испытателя, в упор смотрят на капитана Кусто. Сердце старого аквалангиста бьется радостно. Он первым видит в глубинах этот самый совершенный из существующих до сих пор автономных аппаратов, погружающийся гораздо глубже и находящийся под водой гораздо дольше, чем аквалангист. Его появление открывает новые возможности для геологических и биологических исследований.
Идея "подводного блюдца" возникла у капитана Кусто еще в 1951 г., во время первой экспедиции Калипсо в Красное море. При плавании вдоль рифов на глубине 210 футов участники погружения обнаружили слой воды, населенный очень интересными животными, которые, однако, находясь на несколько большей глубине (около 300 футов), были уже недосягаемы. Аквалангист на такой глубине мог пробыть не более одной минуты.
Необходимо было погрузиться глубже, но для этого требовалось иметь либо современную подводную лодку, либо батискаф. Оба названных средства были слишком дорогими и громоздкими. Поэтому и решили спроектировать новый подводный аппарат: маленький и маневренный.
В конце июля 1959 г. подводный аппарат был впервые спущен под воду в Марселе. При "крещении" его назвали Дениза - по имени жены инженера Моллара. Уже несколькими днями позже аппарат был погружен в трюм Калипсо, чтобы отправиться в район Пуэрто-Рико для подводных исследований.
По прибытии к месту погружения аппарат был тщательно взвешен. Не менее тщательно взвесили и его "пассажиров": пилота Фалько и инженера Моллара. Это было необходимо для точного подсчета веса твердого балласта, подвешенного к аппарату. Затем измерили глубину и проверили работу водометных насадок аппарата. Только после этого Фалько и Моллар заняли свои места. Когда программа испытаний на глубине была исчерпана, Фалько сбросил 25-килограммовую металлическую пластину и "блюдце" всплыло. После этого Фалько устроил интересное зрелище. Он развернул обе насадки вверх и включил водяной насос; два гейзера высотой по 8 м выросли над водой. В этот момент Дениза была похожа на кита.
Погружение на глубину 300 м производилось в Средиземном море. В этом рекордном для "блюдца" погружении, длившемся 4 ч> принимали участие Кусто и Фалько.
Капитан Кусто возлагает на свой аппарат большие надежды; он считает, что в недалеком будущем десятки подобных аппаратов будут бороздить прибрежные воды морей.
Говоря о "ныряющем блюдце", нельзя не упомянуть о надувном судне Амфитрита, построенном капитаном Кусто специально для перевозки и безопасной эксплуатации аппарата Дениза. Всегда имеется опасность удара всплывающего аппарата о днище судна-базы; поэтому и родилась идея сделать "мягким" надувное судно-базу, представляющее гигантский амортизатор. Это дает возможность производить подъем аппарата у самого борта. Размеры Амфитриты весьма внушительны. Это, наверное, самое большое в мире надувное судно. Его длина 18 м, а ширина 8 м, зато осадка всего 0,4 м. Амфитрита может развивать скорость до 35 уз, причем в качестве двигателей на нем установлены подвесные моторы. Грузоподъемность Амфитриты 20 т.
Судно отличается исключительной остойчивостью и маневренностью и, по мнению Кусто, может легко пересекать Атлантический океан. Управление судном осуществляют три человека, однако на нем достаточно места для восьми человек.