Управленческие революции. Эволюция управления В чем суть тихой управленческой революции

Управленческие революции. Эволюция управления В чем суть тихой управленческой революции
Управленческие революции. Эволюция управления В чем суть тихой управленческой революции

История управленческой мысли связывается с существованием организаций, возникших несколько веков назад. До нас дошли глиняные таблички древней Шумерии датированные третьем тысячелетием до нашей эры, на которых записаны законы и сведения о сделках. Достижения крупных организаций в древности свидетельствуют о том, что в этих государствах были созданы довольно развитые системы управления. Примером может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет.

Формы проявления современного управления можно проследить в процветавших организациях древности. Примером организации, которые управлялись так же, как и организации в наше время является церковь. Простая структура, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время (католицизм - папа, кардинал, архиепископ, епископ, приходской священник). Современные военные организации тоже во многом похожи на организации древнего Рима.

Однако характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Было меньше руководителей среднего звена, зачастую руководство осуществлялось одним человеком. Это были в основном рекомендации по государственному управлению. Людей интересовало, как, используя организации, приобрести большую политическую власть, заработать больше денег, а не то, как управлять ими.

Поиски теоретических подходов начались в эпоху становления капитализма. Основной силой, обусловившей интерес к управлению, явилась промышленная революция, начавшаяся в Англии. Затем в Америке впервые зародилась идея того, что управление само может внести существенный вклад в успешное развитие организаций.

Основным вопросом было: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичане Томас Гоббс в 1651 г. и Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти.

Английский экономист Адам Смит в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.) сформулировал принцип “экономического человека”, главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Однако дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 % людей, тогда как к славе - почти 40 %.

Отправной точкой развития современного менеджмента следует считать 1886 год, когда бизнесмен Генри Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом “Инженер как экономист”. В этом докладе впервые ставилась проблема необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины.

Родиной менеджмента являются Соединенные Штаты Америки. Этому способствовали следующие предпосылки:


1. Отсутствие предрассудков происхождения и национальности.

2. Поощрение способности заработать.

3. “Утечка умов” из Европы.

4. Образование для всех.

5. Государство не вмешивалось в бизнес и предпринимательство.

6. Система налогообложения.

7. Америка на пороге ХХ века - самый крупный рынок (завершено строительство основных железнодорожных линий).

8. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.

Развитие научного управления не представляло собой серию последовательных шагов. Это было несколько подходов, которые часто совпадали. Можно выделить четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (рис. 3.1).


ТЕМА 1. Философия современного менеджмента

Содержание

    Сущность управленческой деятельности……………………………… 2
    Понятие категории менеджмент………………………………………. 3
    Смена парадигмы управления; менеджмент в условиях перехода к рыночной модели экономики…………………………………………… 5
    Сравнительная характеристика понятий: менеджер, предприниматель, бизнес……………………………………………………………… ……… 7
    Развитие теории и практики менеджмента. Методология изучения менеджмента, различные подходы: традиционный /выделение школ/, процессный, системный, ситуационный……………………………….. 9
    Менеджер в организации: роль, основные функции………………….. 17
    Характеристика конкретного предприятия, его положение на рынке. Миссия, основные цели Вашего предприятия. Менеджеры в Вашей организации: сферы, задачи их деятельности…………………………. 19
    Список литературы. ...…………………………………………………... 22

Сущность управленческой деятельности.
В качестве убедительного примера, подтверждающего, что увидеть общее в работе всех руководителей довольно трудно, можно указать на суть управленческого труда, того, в чем состоит работа по управлению в повседневной практике. Большинство людей и сами руководители - практики полагают, что рутинная работа начальника цеха не намного отличается от работы тех кем он руководит. Это кажется резонным, если принять во внимание, что они постоянно взаимодействуют и получают почти одинаковое вознаграждение за свою работу. Работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Минцберг, обобщивший более ранние исследования и проведший исследование по изучению труда 5 руководителей высшего звена, отмечает в своей книге «Природа управленческого труда»:
«Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления детали на станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты затрачивают месяцы на разработку моста или компьютерной программы. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Гест, согласно исследованиям которого, мастера выполняют в среднем 583 различных операции по управлению в день, замечает: «Интересно отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие, прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны работе многих механиков - повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера».

Понятие категории менеджмент
Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации.
Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.
Английское слово "менеджмент" происходит от корня латинского слова "манус" - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенес в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Понятие "менеджмент" имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:

    Способ, манера общения с людьми.
    Власть и искусство управления.
    Особого рода умелость и административные навыки.
    Орган управления, административная единица.
В Словаре иностранных слов "менеджмент" переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях.
Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.
Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении.
В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Менеджмент должен задавать направление движения фирме, которой он управляет. Он должен продумать миссию фирмы, установить её цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна дать обществу.
Как видим, понятия "менеджмент" и "управление" можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления. Кратко рассмотрим содержание подходов, представленных на рис. 1.1.

Рис. 1. 1. Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
Смена парадигмы управления; менеджмент в условиях перехода к рыночной модели экономики
В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Иначе говоря, менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
. ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
. постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
. хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
. постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
. конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
. необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.
Качество и эффективность управления определяются уровнем знаний в данной области, возможностью и способностью применить эти знания на практике. В условиях радикальной экономической реформы, все более отчетливо вырисовывается необходимость изучать все то положительное, что накоплено мировым опытом управления. Сегодня становятся привычными такие понятия, как менеджмент, менеджер, маркетинг. Но дело не в названиях. Речь идет о новой для нас философии и политике управления. Здесь иные системы ценностей и приоритетов, пропорции и направления экономического развития, иной инструментарий управления.
Арсенал современного менеджмента довольно широк. Развитие теории управления, экономико-математических методов позволило многие качественные решения задач дополнить или заменить на точные количественные оценки или решения. А развитие средств вычислительной техники и коммуникации произвели настоящую революцию в повышении эффективности управления. Одной из самых главных забот менеджмента стали задачи управления нововведениями как в продуктивной и технологических сферах, так и в области организационных структур управления, технологии принятия решений и др. Методы управления различными нововведениями развивались как в нашей стране, так и за рубежом.
Рассматривая элементы современного менеджмента, можно довольно отчетливо выделить его инструментарий. К нему относятся конкретные методы решения задач управления, моделирование процессов управления, включая социальную сферу, информационное и техническое обеспечение принятия решений и др.
В переходный период в связи с изменением политики капиталовложений в нашей стране ухудшается положение крупных предприятий и объединений тяжелой промышленности. Уменьшение капиталовложений в тяжелую промышленность с учетом межрегиональных связей может привести к резкому сокращению заказов, а в условиях хозрасчета - к тяжелому финансовому положению некоторых крупных предприятий и объединений. Поэтому опыт зарубежных фирм в области диверсификации, разукрупнения предприятий с предоставлением большей самостоятельности отделениям и филиалам требует тщательного изучения. Ориентация руководителей высшего звена на стратегическое планирование, на изучение опыта работы концернов и консорциумов может поставить перед управленцами новые задачи, выявить потребность в новом инструментарии управления.

Сравнительная характеристика понятий менеджер, предприниматель, бизнес.
Термин предприниматель (был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном)-человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Основы американской индустрии были заложены горсткой смелых предпринимателей в конце XIX начале XX веков. Их имена: Джон Рокфеллер (нефть), Морган (сталь и банковское дело), Эндрю Меллон (аллюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Форд (автомобили). Имена выдающихся предпринимателей последних десятилетий: Дж.Пол Гетти (нефть),Хант (пищевая промышл.), Эдвин X.Ленд (корпорация «Полароид»), Джон Д. МакАртур (страхование). Тысячи людей, которые каждый год начинают новый бизнес играют ключевую роль в экономике. Малый бизнес предпринимательского характера играет важнейшую роль в экономике США. По данным Несбитта, 10,8 млн. предприятий из 11 млн. их общего числа в Америке-это малый бизнес в нем занято 60% всей рабочей силы. Более того, за период 1972-1979 гг. на 25% возросло количество супер-малых предприятий индивидуально-трудовой деятельности. Предпринимательство, с точки зрения концепции, не ограничивается бизнесом. Инновационные формы управления, введенные генералом У о Гричем в группе тактических войск американских ВВС, превратили ее из малоэффективной, страдающей серьезными недостатками и ошибками службы, в модель, демонстрирующую военное совершенство, и всего за шесть с половиной лет.
Все предприниматели активно участвуют в формировании целей организации и управляют ею в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами. Некоторые оказываются успешными в своей управленческой деятельности не только в начале развития предприятия, но и в течение долгого периода работы предприятия. Хотя Рей Крок купил имя «МакДоналдса», а не основал свою новую компанию, его предпринимательская акция по переводу на индустриальную основу приготовление гамбургеров произвела революцию в бизнесе быстрого обслуживания в сфере общепита. Этот и многие другие инновационные приемы в управлении, внедренные тогда, когда Крок стоял во главе компании «МакДоналдс» привели ее к успеху. Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, не обязательно свидетельствуют о возможности эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут не иметь способности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Автор исследования, в котором сравниваются характеристики успешного предпринимателя и успешного менеджера, приходит к выводу: «Успешные руководители в бизнесе были способны внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации. Такие руководители способны принимать решения. У предпринимателей это не прослеживалось» Успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к власти, а предприниматель, не желает признавать, подчиняться власти, проявляет неспособность работать под руководством и, как следствие, стремится избежать такой ситуации. Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не эффективным менеджером. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. Исследования показывают, что на практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной причиной является плохое руководство. Если организации повезет, то у руля встанет хороший руководитель, прежде чем она распадется. «Сирс», например, не становился гигантской фирмой розничной торговли пока им руководили его основатели, которые дали ему название. Розенвальд, купивший «Сирс» на грани краха, превратил его в лидера своей отрасли благодаря новаторской политике управления и маркетинга.

Развитие теории и практики менеджмента. Методология изучения менеджмента, различные подходы: традиционный /выделение школ/, процессный, системный, ситуационный.
История развития менеджмента выделяет следующие основные этапы развития:
Первая управленческая революция произошла 3 000 лет до н.э., когда Шумерские жрицы регулирующие обмен различными товарами научились записывать результат успешных сделок, т.е. появляются торговцы и первые бизнесмены, которые управляли своими делали для достижения личного блага.
Вторая управленческая революция , отразила необходимость установления общих правил уже для всего общества, которые были изданы Вавилонским царем Хамурапии 1750г до н.э., как свод законов управления государством, защищающих его граждан и ограничивающих произвол владельцев и чиновников.
Третья управленческая революция произошла через 1 200 лет, приведшая к соединению государственных методов управления с контролем за деятельностью в строительстве и производстве, тем самым впервые выделилось и стало специальным отраслевое управление.
Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса в европейской цивилизации потребовало смены правил и методов управления во всех сферах общественной жизни при этом произошла четвертая управленческая революция , как отделение управления организациями от владельцев собственностью, которые стали нанимать управляющих своими заводами, фабриками, банками. Так из общей управленческой деятельности выделился менеджмент, как самостоятельный вид профессиональной деятельности наемных управляющих.
В конце XIX начале XXв. Возникли очень крупные и громоздкие организации (тресты, синдикаты), неэффективные в управлении что нередко приводило к кризисным ситуациям в экономике целых стран. Произошла пятая управленческая революция , получившая название бюрократической. Именно в это время сформировались новые правила и методы бюрократического управления основанные на разделении труда, между разными уровнями и направлениями управления, описание должностных обязанностей, введение норм и стандартов, а так же персональной ответственности каждого за результат своего труда. Однако постепенно жесткое бюрократическое управление потеряло свою успешность, предельный рационализм классических школ сковывал творческие силы трудовых коллективов.
Возникли новые школы системного и ситуационного подходов, которые привели к шестой – «тихой» управленческой революции во второй половине XX века.
Современный менеджмент использует предвиденье изменений в системе ценностей и условий внешней среды и на этой основе применяет гибкие экстренные не стандартные решения. С этой целью организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления.
Основные школы менеджмента.
Развитие практики управления остро поставило вопрос о необходимости обоснования вопросов теоретического обоснования вопросов связанных с практикой управления.
Впервые обобщил мировой многовековой опыт управления и создал научный менеджмент американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1917), автор работы «Основы научного менеджмента» (1911)
и т.д.................

1. Предприятие – это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.

2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей.

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации, при которых рационализация производства становится второстепенной.

4. Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала.

5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства.

Можно выделить четыре основных подхода:

1. Функциональный – управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных функций. Они являются основой для разделения управленческого труда, организации принципов управления, формирования организационных структур и создание фундаментальных видов менеджмента.

2. Системный – исходящий из наличия так называемого «системного эффекта» (целое всегда отлично от простой суммы составляющих его частей).

Впервые организация была представлена как открытая система.

3 . Ситуационный – центральным моментом этого подхода является ситуация (конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию), т.е. хотя общий процесс одинаков, специальные приёмы значительно варьируется руководителем для эффективного достижения целей организации.

4 . Процессный - рассмотрение организации, как объекта управления в виде процесса в зависимости от конкретной проблемы, которая в текущий момент решается (или принимаются решения).

Управленческий процесс начинается с момента контактов с поставщиками ресурсов и заканчивается моментом передачи результатов своей деятельности потребителю.

В первой половине ХХ века возник ряд четко различимых школ управленческой мысли .

Школы связаны с соответствующими именами деятелей научно-практической мысли.

Каждая их внесла свой вклад в развитие науки управления.

Сегодня даже самые прогрессивные организации используют определенные концепции и приемы возникающие в рамках этих школ.

Хронологически их можно перечислить

в следующем порядке:

1. Школа научного менеджмента.

2. Административная школа управления (классическая школа управления).

3.Школа человеческих отношений (школа социальных проблем).

4.Школа науки управления или «новая школа»

Можно выделить следующие положения концепции научного направления:

создание научного фундамента, который заменил бы старый;

отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировке обучения и справедливое стимулирование труда;

сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы труда;

равномерные распределения труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, которые, если им следовать, приведут организацию к успеху .

Главный вклад А. Файоля в теорию управления – это то, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций (предвидение, планирование, организация, координация, контроль).

Л. Урвик развил и углубил главные положения Файоля.

М. Вебер соединил в своей концепции «организации идеального типа» такие факторы, как разделение труда и специализация управленческих работников, разделение власти, основанное на статусе (иерархии).

Представители этой школы попытались разработать принципы, рекомендации и правила создания строго определённой производительной системы работ и исключить влияние отдельных работников введением соответствующих жестких мер нормирования.

Эта школа впервые рассмотрела организацию как социальную систему, в которой наряду с формальной структурой рассматривается неформальная структура. Человек рассматривается не только как функционер, выполняя определёнными социальными интересами.

Эмпирическая школа управления (30– 50гг.- наше время)

Питер Друкер, Д. Миллер и др.

Впервые представители этой школы указывают, что современный управляющий не должен быть узким специалистом технического или гуманитарного профиля. Он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и принципами управления.

Новая школа характеризуется стремлением использовать в науке управления методы и аппарат точных наук. (Математика, статистика, инженерные науки, кибернетика и др.)

Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

ЛЕКЦИЯ 5

Эволюция стратегического менеджмента

ЛЕКЦИЯ 4

В своем развитии СМ прошел следующие основ­ные этапы:

> первый этап. 1950-1960-е гг. Стратегическое планирование представляло собой долгосрочное планирование производства продукции и освое­ния рынков. Примерно в это время долгосрочные планы стали центром внимания при выработке стратегического поведения организации. Появ­ляются новые подходы в достижении целей в конкурентной борьбе;

> второй этап. 70-е гг. Существенно изменился смысл стратегического выбора, который не был уже фиксацией планов производства на долго­срочную перспективу, а представлял собой ответ на вопрос: «Что делать с тем бизнесом, который был успешным до сих пор, но может потерять привлекательность вследствие изменения потре­бительских приоритетов?»;

> третий этап. 1980-1990-е гг. Динамизм внеш­ней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к изменениям, которые проис­ходят во всех сферах общественной жизни, что способность организации должным образом отве­чать на подобный вызов окружения стала сутью ее" стратегического поведения. В основе стратеги­ческих решений теперь оказывался выбор такого поведения в текущий момент, который обеспечи­вал бы процветание организации в будущем;

> четвертый этап. Первое десятилетие XXI в. - резкое возрастание фактора внешней среды. Осознание необходимости разработки стратегии, ориентированной на изменения во внешней среде, элементами которой являются диверсифика­ция, интеграция, освоение новых рынков.

Д. Кэмпбелл и Д. Стонхаус склоняются к мнению, что следующим этапом развития управленческой науки будет «менеджмент знаний». Основные задачи данного направления менеджмента:

> создание новых знаний, имеющих в первую оче­редь коммерческую ценность;

> обучение знаниям;

> внедрение знаний в производственные и управ­ленческие процессы;

> хранение и защита знаний.


Термин «стратегическое управление» введен в обращение на стыке 60-70-х г.г. XX в. для обозначе­ния разницы между управлением производственно-хозяйственной системы на уровне производства («те­кущим») и управлением ею, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса, важностью переноса центра внимания в том или ином бизнесе на ситуацию в окружающей его среде, чтобы своевременно и соответствующим обра­зом реагировать на происходящие в ней изменения. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах Франкенхофса, Грентджера, Апсоффа, Шенбеда и Хаттеи, Ирвина и др.

Идеи СМ являются ярким проявлением «тихой управленческой революции», которая началась в аме­риканской экономике в 1970-1980 гг. Обнаружив не­способность своих менеджеров справиться с нарастаю­щими трудностями во внешней среде в самый затяж­ной за весь послевоенный период экономический кри­зис (1973-1981), американские корпорации столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из него осуществлялись не только на путях повышения квалификации управлен­ческих кадров, но и за счет перехода к новой «управ­ленческой парадигме», суть которой - в определенном отходе от управленческого рационализма, от началь­ного убеждения, что успех фирмы определяется ра­циональной организацией производства, снижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов.



Новая парадигма основана:

> на системном и ситуационном подходах к управлению: корпорация рассматривается как открытая система; главные предпосылки успешной дея­тельности фирмы отыскиваются не только внутри, но и вне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению - научно-техническому, экономическому, социальному, политическому и т.п.;

> на концепции фирмы как социальной системы. Не только характер стратегий, тип организаци­онных структур, процедур планирования и кон­троля, но и стиль руководства, квалификация людей, их поведение, реакция на новшества и изменения должны постоянно анализироваться и совершенствоваться при построении организаци­онных систем управления.

В рамках «новой парадигмы» особенно важное значение придается факторам организационной культуры - установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам пове­дения, установкам, типам взаимодействий и т.д.

Четвертая управленческая революция (XVII - XVIII вв. н. э.) связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Для этого периода характерным является отделение управления от физического труда и признание его в качестве самостоятельной профессиональной деятельности. Значительный вклад в развитие менеджмента принадлежит классику политэкономии и специалисту в области управления Адаму Смиту (1723 - 1790 гг.). В своих трудах он провел глубокий анализ различных форм разделения труда, определил нормы выработки и увязал их с системой вознаграждения, разработал концепцию контроля.

Существенный вклад в развитие системы разделения труда и координации коллективной работы персонала сделал англичанин Р. Аркрайт (1732 - 1792 гг.). Введя иерархичность в организацию, используя основы планирования и обеспечение дисциплины, он добился непрерывности осуществления технологических процессов, экономии издержек и преимуществ в конкуренции.

Автором реформаторских идей в менеджменте был англичанин Роберт Оуэн (1771 - 1858 гг.). Разрабатывая идею достижения целей организации при помощи труда других людей, он доказал необходимость применения в управлении методов мотивации работников для повышения производительности труда. Его новаторские идеи представляют собой новое понимание сути и человеческого восприятия роли руководства.

Четвертая управленческая революция заложила основу для формирования менеджмента как науки, получившей свое развитие в так называемых школах менеджмента. Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX в.) получила название бюрократической. Теоретической базой ее была концепция бюрократизации управления. В рамках теоретических исследований сформировались иерархические структуры менеджмента, получила развитие система разделения труда, обоснование применения норм и стандартов, должностных инструкций и закрепление ответственности менеджмента.

В ее рамках оформилась научная школа менеджмента.

Шестая управленческая революция (с середины XX в. - до нашего времени) получила название "тихой управленческой революции", или новой управленческой парадигмы, которая будет рассмотрена более подробно.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований в сфере управления, развитие менеджмента - это в основном эволюционный процесс. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами.

Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно.

Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но вовсе не то, как управлять ими.

Даже прагматическое проявление преимуществ, проистекающих из эффективного управления организацией, едва ли вызвало истинный интерес к способам и средствам управления.

Примером тому служит не поддержанный никем подход к мотивации коллективного труда, использованный в начале XVII века Робертом Оуэном.

Менеджмент - наука XX века. Впервые систематизированный интерес к управлению был отмечен в 1911 году, как ответная реакция на проблемы американской действительности, связанные со взрывом индустриализации. Именно тогда Фредерик У Тейлор опубликовал свою книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Однако этот процесс протекал сложно и неоднозначно. Концепция системного управления развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х годов XX века.

менеджмент управление лидерство руководство