Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя
Читайте также
Елена Пасько
Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе
В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Поэтому проблема планирования является актуальной , но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями , работающими в режиме развития и открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования : группы кратковременного пребывания, консультативные пункты и центры, службу ранней помощи и т. д.
Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности.
План является основным документом , на основе которого организуется вся деятельность педагогов детского сада. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.
Совокупность различных видов планирования , применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении , называется формой планирования . Соответственно структурное подразделение специалистов (музыкальных работников, педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей, инструкторов по физкультуре) может так же иметь свою форму.
Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т. п. Для планирования , осуществляемого в определенных временных параметрах, применяется следующая терминология планов :
Перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц) ;
Календарный, составляется на короткий срок (неделю, день) ;
Циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца) .
Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения , то можно выделить следующие виды планов :
Годовой план деятельности МДОУ .
Перспективный план работы МДОУ и педагогов.
Индивидуальное планирование специалистов , которое включает :
Календарный план работы специалиста ;
- планы индивидуальной , групповой работы специалиста с детьми.
Специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, инструктор по физкультуре) составляют план в соответствии со штатным расписанием МДОУ.
Планирование образовательной деятельности с конкретной группой детей и родителей, которое составляет воспитатель.
Планирование воспитателей включает :
Календарный план работы воспитателя ;
- планы индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.
Основные принципы планирования педагогов
Как бы ни был оформлен план образовательной работы воспитателя с детьми, он должен отвечать определенным требованиям :
- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников;
Учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики , поэтому при планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Как мы понимаем «комплексно-тематическое планирование образовательного процесса»?
В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому).
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования нацеливают педагогов на мотивацию образовательной деятельности. Мотивационные основы совместной образовательной деятельности предполагают :
Умение педагога вызвать интерес к совместной деятельности;
Стремление к тому, чтобы дошкольники поняли и приняли детьми цели и задачи этой деятельности;
Опора воспитателя на познавательный интерес, эмоциональную сферу детей, личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, получению удовлетворения от деятельности).
При этом педагог использует не набор отдельных игровых приемов, а организует усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий . Обучение через систему различных педагогических мероприятий рассчитано на работу с детьми по «событийному» принципу .
Такими событиями в детском саду являются Российские праздники (Новый год, День семьи, День Матери, День Победы и др., международные праздники (День доброты, День Земли и др.) .
Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность является приоритетной при реализации комплексно-тематического планирования . Критерием того, что данный принцип работает в детском саду, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
При реализации комплексно-тематического планирования выбираемая тема рассчитывается воспитателем на 2-4 недели. Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему в течение этого времени.
Родители также активно включаются в образовательную деятельность группы. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях.
Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, презентация чего-либо, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), содержание организационной деятельности его руководства. Структура и методика разработки годового плана ДОУ. Анализ методов стимулирования и мотивации деятельности педагога.
контрольная работа , добавлен 16.12.2010
Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе. Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства. Логика построения управленческого цикла.
контрольная работа , добавлен 23.08.2013
Особенности управления автономным учреждением. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности. Анализ показателей МАДОУ "Детский сад № 37". Совершенствование управления муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.
дипломная работа , добавлен 06.03.2014
Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.
отчет по практике , добавлен 31.01.2011
История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.
курсовая работа , добавлен 12.06.2009
Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.
контрольная работа , добавлен 03.04.2012
Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.
отчет по практике , добавлен 24.06.2010
Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.
курсовая работа , добавлен 19.02.2011
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно-тематическом принципе.
Тематическое планирование – это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).
Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый – принцип тематического планирования – предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.).
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Согласно комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса решение образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.
Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ. В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения спроектирована модель образовательного процесса (циклограмма планирования образовательной деятельности) и представлено перспективно-тематическое планирование на учебный год для младшего и старшего дошкольного возраста. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Например «Осень в гости к нам пришла», «Моя семья», «Мой край», всего 32 темы на учебный год. Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется не менее одной недели.
Реализацию комплексно-тематической образовательной модели в дошкольном учреждении обеспечивает насыщенная предметно-развивающая среда. В каждой группе ДОУ должны быть оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности и соответствуют десяти образовательным областям, заявленным в ФГТ.
Содержание материала во всех центрах должна обновляться и пополняться в соответствии с темой, что даст возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда должна строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий. Все материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с введением ФГТ приобретает новое, более сильное значение. Поэтому необходимо изменение содержания взаимодействия с учетом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.
ПРИНЦИПЫ
ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
4. Учет местных и региональных особенностей климата.
5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
6. Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (НОД; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование НОД с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных НОД с высокой двигательной активностью).
9. Учет уровня развития детей (проведение НОД, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
10. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности).
11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
12. Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ
Сюжетно-ролевой игры «Больница» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:
1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;
2 день – учить детей заранее придумывать план игры;
3 день – способствовать объединению с игрой «Аптека», обратить внимание на культуру общения;
4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;
5 день — воспитывать доброжелательное отношение к детям.
13. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
14. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.
15. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
Мотив – это интерес, желание.
Мотивация практическая – научиться сделать.
Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)
Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут птицы в лесу?…).
16. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в мл. гр.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.
17. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.
УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ
УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.
Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
2. Определить тематику, содержание, количество времени для прохождения каждой темы.
Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.
3. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.
Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
3. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
4. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:
1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
2. Не желательно планировать на утро деятельность, предполагающую большую подготовку.
3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.
4. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
5. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии комплекс меняется через две недели.
ПРОГУЛКА.
Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры, если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:
1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.
2. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,
соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.
3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .
4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.
5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.
6.Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо формировать потребность в труде.
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.
7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.
Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:
1. Все виды игр — настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.
2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу).
Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.
3.Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам. Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.
4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя увереннее.
5. Чтение художественной литературы.
6. Работа с родителями.
7. Работа по ЗКР.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.
Непосредственно образовательная деятельность.
Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:
Задачи (программное содержание).
Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
Оборудование.
Активизация словаря.
Методы и приемы.
Источник.
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).
Например, ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.
Виды и формы планирования в ДОУ
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование.
Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».
Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план .
Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.
календарной (разбитой по месяцам),
цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),
текстовой (иметь текстовое описание содержания),
табличной (иметь табличную форму написания),
блочно – схематичной ( разбитой на определенные блоки работы).
Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».
Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.
Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.
Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.
Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно).
Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.
Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Э то заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.
Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:
Непосредственно образовательная деятельность;
Нерегламентированные виды деятельности;
Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.
А теперь о технологии модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.
Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.
Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.
Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании, я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают, мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы Брайан Трейси, который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.
Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.
Когда мы тратим время на планирование,
его становится больше.
М. Рустам (индийский ученый)
Анализ педагогической литературы и существующей практики планирования в ДОУ показывает, что данная проблема по–прежнему является сложной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне.
Как правило, руководители ДОУ самостоятельно, путем проб и ошибок ищут пути оптимального планирования. На это часто уходят годы. Время и силы тратятся на изучение литературы, на ознакомление с чужим опытом, на собственные раздумья и непосредственно на составление неформального реального плана.
До сих пор не разработана четкая классификация планов ДОУ, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания из годового в месячный, из месячного в ежедневный, имеющиеся рекомендации чаще ориентируют на отдельные качественные характеристики, чем на целостный процесс и технологию планирования, а иногда еще больше запутывают и дезориентируют специалистов дошкольного образования.
Можно выделить следующие трудности в планировании: отсутствие четкой и одновременно простой концепции (модели) планирования, слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичности, последовательности и др.), отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра – труд – обучение), перегруженность (недогруженность) планов, несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями, неравномерное планирование сроков мероприятий.
Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования, и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Планирование – это изучение будущего и набросок плана действия, центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Для успешной деятельности ДОУ нуждается в плане, который обладает следующими характеристиками:
единством
(цели каждой подструктуры ДОУ прочно связаны)
непосредственностью
(опора как на краткосрочное, так и на долгосрочное предвидение)
гибкостью
(возможность адаптироваться в случае изменения условий) и
прогностичностью
(возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты).
Существуют разные виды планирования
в ДОУ, которые условно можно разделить на несколько групп:
1.Планирование работы всего детского сада
(годовое планирование) – осуществляет заведующий и старший воспитатель, его обсуждают и принимают в августе на педсовете.
2. Тематическое планирование
(по отдельным видам деятельности) – составляют авторы парциальных программ или старшие воспитатели ДОУ совместно с заведующим.
3. Индивидуальное планирование специалистами
(старшим воспитателем, музыкальным руководителем, логопедом и т.д.)
4. Планирование работы в конкретной возрастной группе
– составляют воспитатели группы под руководством старшего воспитателя.
Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.
Планы могут быть как перспективными (составляются на длительный период – год, квартал, месяц) так и календарными (на короткий срок – неделю, день). Соответственно порядок составления в этом случае от перспективного – к календарному.
Планирование любого вида осуществляется в несколько этапов:
1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (составления работы всего детского сада, уровня сформированности у детей знаний, умений, особенностей развития детей в группе и т.д.)
2. Формулирование целей и задач предполагаемой деятельности.
3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана у всех заинтересованных подструктур)
4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
5. Принятие, утверждение плана.
6. Реализация, контроль его выполнения.
Составление плана работы на год
– самая трудоемкая процедура.
Как правило, он состоит из нескольких разделов:
- Методическая работа:
- оснащение педагогического процесса
- формирование развивающей среды
- изучение и обобщение передового педагогического опыта
- работа по обеспечению преемственности со школой.
- тематические выставки.
- Работа с кадрами:
- заседания педсоветов
- семинары – практикумы, деловые игры и т.д.
- коллективные просмотры
- консультации
- повышение квалификации
- аттестация
- работа с молодыми специалистами
- Контроль
- Работа с родителями:
- родительские собрания
- консультации
- другие формы
- Административно-хозяйственная работа.
- Оздоровительная работа
План работы воспитателя
может быть перспективным
(на месяц, квартал), календарным
(на неделю, каждый день), перспективно-календарным.
Используются различные формы написания планов: текстовая, планшет (карманчиковая), текстовая с использованием картотеки, схематично-блочная, в виде циклограммы, план-схема и т.д.
Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Хотя возможно, что она будет различной, например, для малышей или старшей группы, молодых специалистов (подробный текстовый план) и для опытных педагогов (графическая форма) и т.д. Тем не менее целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.
По желанию педагога перспективный план
составляется на месяц либо на квартал. Как правило, на месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения, занятия и др.
В перспективном плане могут быть отражены:
1. Цели и задачи.
2. Список детей по подгруппам.
3. Циклограмма (структура режимных моментов)
4. Виды детской деятельности:
- общение (коммуникативные ситуации, рассказы, объяснения, пояснения, беседы, ситуации невербального общения и т.д.)
- физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спортивные упражнения, подвижные игры)
- игровая деятельность (пальчиковые, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, развивающие, на развитие памяти, внимания, воображения, мышления), строительные, народные, музыкально-дидактические, словесные, компьютерные, подвижные игры и т.д.)
- организованные занятия
- познавательная практическая деятельность (ознакомление с явлениями окружающей жизни, наблюдения за живой и неживой природой, элементарная опытническая и экспериментальная деятельность и т.д.)
- художественная деятельность (речевая и театрально-игровая, музыкальная, изобразительная)
- элементарная трудовая (поручения, самообслуживание, хозяйтвенно-бытовой и ручной труд, дежурство)
- индивидуальная работа с детьми
- работа с семьёй
- перспективы
Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.
Варианты календарного плана
Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае воспитателю приходится вести два плана.
Более современным является перспективно-календарное
планирование: часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд и др.), а конкретное содержание – на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы: утро – вечер)
Перспективно-календарное планирование предусматривает:
- Взаимосвязь основных видов деятельности детей: игра, труд, обучение и др.
- Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.
- Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.
- Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.
- Запись наблюдений в план накануне или в тот же день утром.
Такое планирование рационально осуществлять в несколько этапов.
- Вписать все мероприятия (на месяц, квартал) согласно плану работы детского сада.
- Определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий.
- Непосредственное планирование:
- занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, по изобразительной деятельности и конструированию, физкультурных, музыкальных, по развитию элементарных математических представлений и др.
- предварительной работы перед лепкой, рисованием, аппликацией и т.д.
- индивидуальной работы
- прогулок с указанием основных моментов наблюдений, труда, видов игр, индивидуальных поручений с учетом планируемых игр и занятий.
4. В соответствии с задачами (воспитательными и образовательными) указать виды и частоту повторений дидактических, сюжетно-ролевых, творческих, подвижных и других игр, а также цель и виды труда.
5. Проанализировать план, проследив взаимосвязь всех его разделов.
6. Спланировать работу с родителями.
7. В старших и подготовительных группах предусмотреть работу с учителем.
8. Предусмотреть, какое оборудование потребуется для педагогической работы в группе.
При любом виде планирования целесообразно использование картотеки:
- занятий (описание которых нет в литературе, но они предусмотрены программой)
- прогулок или наблюдений
- утренней гимнастики
- некоторых видов труда и т.д.
В целом перспективно-календарное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ
Теперь хотелось бы остановиться на новых подходах к планированию образовательной работы в ДОУ и рассказать об опыте ведения перспективных и календарных планов детских садов из других регионов нашей страны.
Так Багаутдинова С.Ф. (кандидат педагогических наук) и Корнилова К.В. (старший преподаватель кафедры управления образования Магнитогорского Государственного университета) отмечают, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Ими был проведен анализ качества планирования образовательного процесса в практике ДОУ. Анализ показал, что основными элементами планирования образовательного процесса ДОУ является образовательная программа и план педагогов.
Они отмечают, что для систематизации планирования необходимо определить, каким образом разрабатывать образовательную программу в ДОУ, далее определить подходы к разработке планов образовательной работы, чтобы в них реализовывалась образовательная программа как опорный документ педагогического планирования.
Механизм систематизации планирования образовательного процесса ДОУ может включать, по их мнению, следующие действия:
1. На начальном этапе следует принять решение о создании собственной образовательной программы.
2. Разработка образовательной программы по следующим действиям:
- определение генеральной и концептуальной идеи образовательной программы
- выделение этапов ее разработки
- создание творческой группы (педколлектив, старший воспитатель)
- определение хода разработки
- определение системы координации разработки образовательной программы.
3. Реализация образовательной программы ДОУ через планы педагогов.
Перспективный и календарный планы являются тактическими плановыми документами по реализации образовательной программы, поэтому они не должны ей противоречить.
Систематизация педагогических планов включает следующие действия:
1. Принимается решение о форме планирования образовательного процесса.
2. Если принимается единая форма планирования, то педагогическим коллективом ДОУ разрабатывается примерная структура перспективного и календарного плана согласно образовательной программе.
3. Если принимается дифференцированный подход к планированию в зависимости от профессиональной подготовки педагога (план-конспект, график, сетка), то старший воспитатель фиксирует форму планирования каждого педагога.
4. Определяется система общих требований, характерных для педагогических планов по реализации образовательной программы:
- задачи работы с детьми по разделам программы на определенный период
- содержание образовательного материала согласно образовательной программе
- набор методов и приемов работы с детьми
- в зависимости от формы плана разделы программы распределяются по месяцам, дням недели и режимным моментам, блокам взаимодействия взрослого с детьми.
5. Определяется взаимосвязь каждого компонента образовательной программы с педагогическими планами.
Как указывают Багаутдинова С.Ф. (кандидат педагогических наук) и Корнилова К.В. (старший преподаватель кафедры управления образования Магнитогорского Государственного университета) исполнение данного механизма в практике ДОУ поможет упорядочить планирование образовательного процесса, что повлияет на его эффективность, ход и результаты в целом.
Алямовская В.Г. (кандидат психологических наук Нижегородского педагогического университета) предлагает такую структуру тематического плана:
- Базовый блок.
- Развивающий бок.
- Блок «Творчество/Коррекция».
- Блок рейтинговых занятий.
Базовый блок
включает темы занятий, главная цель которых – дать детям необходимую базу знаний и сформировать определенные навыки учебной деятельности.
В развивающем блоке
указываются темы занятий, на которых детям придется «добывать» знания самостоятельно.
Блок «Творчество/Коррекция»
включает цикл занятий,
создающих условия для применения полученного познавательного опыта в незнакомой ситуации, а также (если возможно) для трансформации знаний в другие области познавательной деятельности.
Блок рейтинговых
занятий отражает тематику контрольно-срезовых занятий (мы назвали их рейтинговыми), позволяющих своевременно фиксировать личностный опыт ребенка в каждом конкретном виде образовательной деятельности. Выделяется три вида рейтинга:
- Рейтинг усвоения учебного материала.
- Рейтинг личностного развития.
- Рейтинг творческого потенциала.
Традиционно тематический план оформляется в виде таблицы, хотя возможны и другие варианты:
Наименование блбока | Название темы, краткое содержание | Кол-во часов | Формы организации занятий |
|||||
Домашние животные | ||||||||
Дикие животные | ||||||||
Развивающий | Почему у человека нет хвоста | |||||||
Творчество/Коррекция | Костиница для зверей | |||||||
Итого по плану |
Условные обозначения:
…….. – и так далее.
Тр – традиционное обучающее занятие.
Иг – игровая форма
Тн – тренинговая форма
Эв – эвристическая беседа
Сп – самостоятельный поиск
Кмд – коллективная мыслительная деятельность
Дэ – детское экспериментирование.
ГОУ д/с N1755 г. Москвы работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» и в практической деятельности педагоги детского сада отдают предпочтение перспективному планированию. По их мнению, эта модель:
- Учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми;
- Обеспечивает систематичность и последовательность в работе;
- обеспечивает единство в работе воспитателей.
В детском саду N 1755 составляются таблицы-схемы формата А4, в которых отражаются:
- физкультурно-оздоровительная работа: листок здоровья, система закаливания с учетом времени года и возраста, система двигательной деятельности с учетом времени года, гимнастика;
- работа по ознакомлению с природой и явлениями окружающей жизни;
- работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения;
- работа, связанная с развитием игровой деятельности;
- взаимодействие с родителями.
Для примера предлагаются таблицы-схемы по планированию гимнастики на 3 месяца и планирование игровой деятельности на 1 квартал:
Планирование гимнастики на 1-й квартал.
Виды гимнастики | Название месяца (вписывается от руки) | Название месяца (вписывается от руки) | ||||
1-я половина месяца | 2-я половина месяца | 3-я половина месяца | 1-я половина месяца | 2-я половина месяца | 3-я половина месяца | |
Утренняя | Комплекс без предметов | (указать литературу, автора, станицу) | ||||
После сна | (указать литературу, автора, станицу) | |||||
Артикуляционная | Упражнение на дыхание «Насос» (указать литературу) |
Планирование игровой деятельности на 1-й квартал.
Название | Программные задачи | ||
Сюжетно-ролевая игра | «Больница» | Выделять действия детей – игровая роль через цепочку предметных специфических действий. | Доктор – больной. Доктор приглашает пациентов на прием, смотрит горло, делает лекарство. Айболит – больные звери (приемы руководства: рассматривание иллюстраций, совет) |
Подвижная игра | «Быстрее по местам» | Приучать детей к соблюдению элементарных правил | Воспитатель организует п/и со всей группой или подгруппой детей. |
Дидактическая игра | «Кто, что делает» | Закреплять знания детей о профессиях | Создание игровой обстановки, внесение д/и |
По желанию педагогов перспективный план составляется на месяц или квартал; внутри каждого временного периода определяются ближайшие задачи на месяц.
В перспективное планирование вносится так называемая сетка важных дел по каждой возрастной группе, куда вписывают все мероприятия (на месяц, квартал) согласно плану работы методического кабинета, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по планированию.
Сетка важных дел.
Месяц | Годовой план работы ДОУ | Музыкальный руководитель | Воспитатель по физкультуре | Инструктор по плаванию |
сентябрь | День рождения детского сада | Приглашение артистов из театра «Какаду» | Игры – эстафеты | Помогает в организации и проведении дня рождения |
Тематические занятия «Наш сад». | Праздник для детей первой младшей группы «Топ-топ» | Беседы, анкетирование родителей. | Консультации для родителей младшей группы |
|
Театрализованное представление «Осень» с участие бывших воспитанников. |
На основе перспективного планирования воспитатели составляют календарный план по такой форме:
Для первой младшей группы используется воспитателями такая схема таблица:
Дни недели | Лепка/аппликация | Рисование | Развитие речи | Конструирование | Физкультура | Сенсорика | Музыка | Прогулка | Дидактические игры | Сюжетно-ролевые игры | Досуг | Индивидуальная работа с детьми | Индивидуальная работа с родителями |
понедельник | |||||||||||||
вторник | |||||||||||||
среда | |||||||||||||
четверг | |||||||||||||
пятница |
Крюкова В.В., заместитель заведующего МДОУ д\с «Росинка», ст. Росинка, Ребринского р-на Алтайского края предлагает форму планирования, которую целесообразно использовать педагогам, ориентированным на высокий результат образовательной работы с детьми. Предлагаемая система планирования реализуется в детском саду уже 10 лет и доступна большинству педагогам, экономична по временным затратам.
Комплексно-тематическое планирование и использование определенной иерархической серии планов: тематические (на год), перспективные (на месяц), календарные (циклограммы деятельности) помогают воспитателям решить следующие задачи:
- планировать интегрированные циклы занятий, объединяющие различные направления работы с детьми (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изодеятельность)
- обучать дошкольников в соответствии с таким планом работы с большей эффективностью, поскольку комплексные знания способствуют формированию системного мышления
- использовать данный вид планирования с целью уменьшения учебной нагрузки на дошкольников (системность и интегрированный подход способствуют снижению количества занятий по теме)
Правила планирования.
1. Тематический план на учебный год (указывается тема и период работы над ней) необходим при наличии базовых, вариативных и дополнительных программ, которые должны быть включены в единую систему образования дошкольников данного учреждения и группы.
Тематика занятий.
Годовой тематический план может быть более развернутым, ориентированным на уменьшение временных затрат воспитателя при написании ежемесячного перспективного плана.
Тематический план в старшей группе на______________уч. г. |
||||
N | Период | Темы познавательного
развития | Рекомендации | Продуктивная
деятельность |
п/п | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Рейтинговые занятия по базовым | Выделяются ключевые темы | Рейтинговые занятия по базовым те- | |
темам | и проводится диагностика | мам | ||
Осень в гости к нам пришла |
||||
2 | Сентябрь | 1. Сезонные изменения в природе | На занятия выносятся только | 1. Осенний ковер (узор в полосе, ритм, |
и жизни человека (неживая при- | сложные темы. Большую | примакивание). | ||
рода, растительный и животный | часть материала можно ис- | 2. Коврик «Рябинки» (узор в квадрате, | ||
мир). | пользовать в совместной | симметрия, пальчиковая живопись). | ||
2. Сад, огород (деревья и кустар- | деятельности с детьми, про- | 3. Портрет осени (декоративное рисо- | ||
ники, овощи, фрукты, работа лю- | ведении наблюдений, бесед, | вание по замыслу). | ||
дей по уборке урожая, профессии | рассматривании натуральных | 4. Помидор и огурец (рисование с на- | ||
в сельском хозяйстве). | объектов, сенсорном разви- | туры, прием «по дуге»). | ||
3. Секреты русской кухни (проект | тии (вкус, запах, тактильные | 5. Яблоко, виноград (по-мокрому, | ||
«Русская старина») | ощущения) | пальчиковая). 6. Натюрморт «Фрукты» (по замыслу, вариативные образцы). 7. Хохломская роспись (яблоки, разде- |
||
лочная доска). | ||||
8. Хохломская роспись (смородина, круг)______________________________ |
2. В ежемесячном перспективном плане одна тема объединяет все виды занятий по горизонтали.
Направление занятий.
3. Тема пронизывает план по вертикали, педагог распределяет, какие разделы вынести для обучения на занятиях (сложные подтемы, системообразующие направления, важные звенья логической тематической цепочки), некоторые темы целесообразно реализовывать в совместной деятельности педагога и детей, определенные задачи можно решить через соответствующую организацию самостоятельной деятельности детей.
Организация деятельности.
Формы | Ознакомление с окружающим | Рисование |
Лес и его обитатели. |
||
1. «Растения леса» 2. «Лесные этажи» 3. Как животные готовятся к зиме» | 1. «Ива» 2. «Деревья большие и маленькие» 3. «Кто живет в лесу дремучем» |
|
Совместная деятельность | 1. «Породы деревьев» 2. «Плоды и семена» 3. Чтение произведений о лесе. 4. Рассматривание иллюстраций, натуральных объектов. | Нетрадиционная техника в рисовании деревьев: Береза (свеча) Ель (по-мокрому) Осеннее дерево (монотипия) |
Самостоятельная деятельность | 1. Стена познавательного развития (разделы по теме) 2. Дидактические игры «Чей лист?», «Зверюшки на дорожках» | 1. Уголок творчества 2. Панно «Наш лес» 3. Дидактическая игра «Волшебные рисунки» |
4. Подробное перспективное ежемесячное планирование, с соблюдением вышеперечисленных правил, поможет свести к минимуму календарное планирование, а педагогам высокой квалификации работать только на основе перспективного планирования и циклограмм деятельности; содержание работы на день отражается карточками мини-методуголка, вложенными в перспективный план.
Мини-метод уголок.
1. Картотека утренней гимнастики.
2. Картотека гимнастики после сна.
3. Картотека корригирующей гимнастики.
4. Картотека дыхательной гимнастики.
5. Игровые массажи.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Артикуляционная гимнастика.
8. Подвижные игры для детей данного возраста.
9. Имитационные подвижные игры.
10. Русские народные игры.
11. Словесные подвижные игры.
12. Картотека физкультминуток.
13. Игры по социально-эмоциональному воспитанию.
14. Игры на развитие коммуникативных умений.
15. Психогимнастика. Игры.
16. Психогимнастика. Этюды.
17. Малые фольклорные жанры (потешки, небылицы, дразнилки).
18. Сундучок загадок (по темам).
19. Художественное слово.
20. Народные приметы.
21. Считалки.
22. Скороговорки.
23. Чистоговорки.
24. Картотека опытов, экспериментов.
25. Картотека наблюдений.
26. Прогулочные карты (по временам года), полный перечень задач для прогулки.
27. Картотека игр на развитие:
- памяти;
- мышления;
- воображения;
- внимания;
- восприятия.
28. Картотеки занятий (по всем направлениям).
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы ведется по циклограммам деятельности. Каждый день недели имеет определенную направленность, что позволяет уделять внимание приоритетному для данного дня направлению, реализуя его через различные виды деятельности.
Циклограмма деятельности старших групп | |||||
Время суток | Понедельник (экология и речь) | Вторник (развитие) | Среда
(занятия по интересам) | Четверг (день общения) | Пятница (труд и физическое развитие) ______ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6__________ |
Утро | 1. Дежурства и наблюдения в уголке природы. 2. Рассматривание иллюстраций. | 1. Работа на стендах познавательного развития и в сенсорных уголках. 2. Загадки по темам | 1.
Работав спортивных уголках. 2. Режиссерские игры. 3. Сюжетно-ролевые игры. | 1. Коммуникативные игры. 2. Пальчиковая гимнастика. | 1. Организация поручений и дежурства. 2. Физкультминутки. |
1 3. Словесные под- вижные игры. 4. Знакомство с на- родными примета- ми. 5. Экологические дидактические игры | обучения. 3. Игры, упражне- ния с элементами психогимнастики. 4. Настольно-печат- ные развивающие игры. 5. Индивидуальные занятия в физкультурных уголках | 4. Работа в уголках творчества. 5. Работа в книжном уголке. 6. Самостотятельная деятельность детей | 3. Настольно- печатные групповые игры с правилами. 4. Занятие в теат- рапьном уголке | 3. Дорожка здоро- вья. 4. Занятия в спор- тивном уголке |
|
1 -я половина дня | Утренняя |
||||
1. Артикуляционная 2. Речевые игры и упражнения. 3. Пальчиковая гим- настика. 4. Наблюдения в природе | 1. Подвижные игры (психогимнастика). 2. Опыты и экспе- рименты во время прогулок. 3. Кинезиологическая гимнастика (межпо-лушарные связи) | 1. Имитационные подвижные игры. 2. «Шкатулки изо- бретателей» (бросо- вый материал). 3. Игры, психогим- настика | 1. ППС (проблем- ные педагогические ситуации). 2. Релаксационная гимнастика (между занятиями), «прави- ла дружной игры» | 1. Физкультминут- ки. 2. Подвижные игры и упражнения. 3. Элементы лого- ритмики |
|
2-я поло- вина дня | Гимнастика после сна, |
||||
1. Сюжетно-ролевая игра. 2. Чтение художест- венной литературы. 3. Рассматривание иллюстрации. | 1.Дидактические игры. 2. Развивающие и логические игры. 3. Игры и упражне- ния на развитие | 1. Занятия по инте- ресам. 2. Кружковая работа. 3. Психогимнастика, сказко-, игротера- пия. | 1. Развлечение. 2. Театрализован- ные игры, игры- драматизации. 3. Работа со ска- кой. | 1. Труд в группе, на участке, в природе. 2. Динамический час. 3. Ручной труд. 4. Разучивание |
|
4. Экскурсии и це- левые прогулки. 5. Изготовление атрибутов. 6. Индивидуальная работа по ЗКР. 7. Разучивание чис-тоговорок, скороговорок | познавательных психических процессов. 4. Опытно-экспериментальная деятельность в мини-лаборатории | 4. Ознакомление с произведениями искусства. 5. Самостоятельная деятельность детей. 6. Знакомство с разными видами творчества, нетрадиционными направле- ниями | 4. Викторины, кон- курсы. 5. Беседы по воспи- танию культуры поведения. 6. Чтение художественной литературы. 7. Правила безо- пасного поведения (дорожная, соци- альная, валеологи-ческая, противопожарная безопасность) | новых подвижных 5. Дидактические Игры И ЭТЮДЫ на |
|
Вечер | 1. Посадка семян или рассады. 2. Труд и наблюдения на мини-огородах. 3. Игры-занятия в книжных уголках | 1. Конструктивная деятельность. 2. Работа с копил- кой предметов-заместителей. 3. Игры на развитие геометрического мышления | 1. Самостоятельная деятельность детей в зоне творчества. 2. Игры с мозаикой. 3. Конструктивные игры. 4. Рассматривание иллюстраций | 1. Коллективные творческие дела. 2. Игры по социаль- но-эмоциональному воспитанию. 3. Игры, упражне- ния, ситуации на освоение правил поведения | 1. Дежурства в уголке природы. 2. Наблюдения за трудом взрослых. 3. Дидактические игры, рассматрива- ние иллюстраций о профессиях, спорте |
Циклограмма деятельности младших групп |
|||||
Время суток | Понедельник (развитие речи) | Вторник (физическое развитие) | Среда (сенсорика, мотрика) | Четверг (ознакомление с окружающим) | Пятница (общение) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Утро | 1. Индивидуальные беседы. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Рассматривание игрушек. 4. Слушание и повторение песенок и потешек | 1. Полоса физического развития. 2. Подвижные игры. 3. Дыхательная гимнастика. 4. Игровой массаж. 5. Пальчиковая гимнастика | 1.Дидактические игры. 2. Индивидуальные занятия в сенсорной зоне. 3. Игры для развития моторики. 4. Игры в Центре воды и песка | 1. Наблюдения за объектами природы. 2. Рассматривание иллюстраций (по изучаемым темам). 3. Экологические игры с игрушками и бросовым материалом | 1. Беседы. 2. Игровые воспитывающие ситуации. 3. Подвижные игры коммуникативного направления. 4. Совместные игры детей |
1-я половина дня | Утренняя гимнастика с элементами дыхательной, релаксационной, игрового массажа |
||||
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Словесные игры. 3. Малые фольклорные жанры. 4. Чтение художественной литературы | 1. Разучивание новых подвижных игр. 2. Адаптационная гимнастика. 3. Прогулка с высокой двигательной активностью | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Работа с Монтес-сори-материалами. 3. Игры-упражнения по самообслуживанию | 1. Материалы на стенде познавательного развития. 2. Рассматривание картин и натуральных объектов | 1. Игры-беседы на тему «Познай себя». 2. Игры, этюды (психогимнастика). 3. Совместные игры с предметами |
|
2-я половина дня | Гимнастика после сна, адаптационная, дыхательная, игровой массаж и другие оздоровительные мероприятия |
||||
1. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры. 2. Чтение художественной литературы | 1. Логоритмика. 2. Подвижные, имитационные игры. 3. Занятия на дорожке здоровья. 4. Артикуляционная гимнастика | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Конструктивные игры, продуктивная деятельность | 1. Игры в Центре воды и песка. 2. Дидактические игры, в том числе с природным материалом | 1. Развлечение. 2. Сюжетные игры с предметами-заместителями. 3. Подвижная деятельность |
|
Вечер | 1. Наблюдения в природе. 2. Настольные игры. 3. Разучивание чис-тоговорок | 1. Имитационные игры. 2. Народные игры | 1.Упражнения на развитие мелкой моторики. 2. Настольно-печатные игры (сенсорика) | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Словесные игры | Настольно-печатные игры (в подгруппах) |
В ГОУ д\с 2502 в г. Москва педагоги рассмотрев несколько вариантов планирования, создали свою систему. Для каждой возрастной группы была заведена отдельная тетрадь с ламинированной обложкой, представляющая собой сброшюрованные, отпечатанные на принтере листы формата А4. Планирование разработано для каждой возрастной группы отдельно, но они отличаются режимами и поставленными задачами.
Лист 1. Начинается тетрадь с данных о воспитателях и списка детей. Сюда же мы включили данные “Листка здоровья”. Эти сведения (вес, рост, физическое развитие, группа здоровья, диагноз, физкультурная группа, соответствующая группа мебели) для воспитателя необходимы, а единые требования к их оформлению и хранению отсутствуют. Как правило, “Листок здоровья” представляет собой действительно отдельный листочек, который хранится среди другой педагогической документации. В нашем варианте - он всегда под рукой.
Разворот 1.
Левая сторона первого разворота представляет собой лист “Особые отметки”. Необходимость введения такого листа обусловлена тем, что в настоящее время много детей с проявлениями аллергии, различными физическими и психическими особенностями. Благодаря этим сведениям воспитатель знает, что нельзя есть конкретному ребенку, его особенности (вплоть до того, как называть - у нас был случай, когда ребенка нужно было называть только полным именем - Федор, на имя Федя он не откликался). Подобные данные необходимы, когда постоянного воспитателя в группе заменяет другой педагог.
На правой стороне разворота расписан режим дня, поэтому нет необходимости писать его собственноручно. В каждой возрастной группе режим отличается временем, отведенным на занятия, сон, прием пищи.
Особые отметки | Режим дня подготовительной группы N_____ |
||||
Режимные моменты | Время | ||||
Прием детей, осмотр, игры, дежурство, индивидуальная работа | 7.00-8.00 | ||||
Утренняя гимнастика | В.00-8.12 | ||||
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.12-8.45 | ||||
Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к занятиям | 8.45-9.00 | ||||
Занятия | 9.00-10.50 | ||||
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.50-12.30 | ||||
Подготовка к обеду, обед | 12.30-12.55 | ||||
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.55-14.50 | ||||
Постепенный подъем, воздушные процедуры | 14.50-15.00 | ||||
Подготовка к полднику, полдник | 15.00-15.25 | ||||
Игры, занятия, досуги | 15.25-17.00 | ||||
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки (игры в помещении - при неблагоприятных условиях погоды) | 17.00-19.00 | ||||
Уход домой | До 19.00 |
Разворот 2. На левой стороне напечатан двигательный режим детей, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться. Справа - расписание занятий (пустографка).
Двигательный режим
подготовительной группы N___ | Расписание занятий |
||||
День недели | Название занятия | Время проведения |
|||
Вид занятий | Продолжительность | ||||
Понедельник | |||||
Утренняя гимнастика | Ежедневно в группе или зале 12 мин | ||||
Двигательные разминки | Ежедневно во время 10-минутных перерывов между занятиями | ||||
Физкультминутки | Ежедневно на каждом статическом занятии, по мере необходимости 3-5 мин | ||||
Подвижные игры и физические упражнения / на прогулке | Ежедневно 25-30 мин | ||||
Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно на прогулке 12-15 мин | ||||
Гимнастика после дневного сна | |||||
Расписание занятий с__________ |
|||||
Учебные занятия по физической культуре Занятия в бассейне | 2 раза в неделю 30 мин 1 раз в неделю на утренней прогулке 30 мин | ||||
День недели | Название занятия | Время проведения | | |||
Понедельник | |||||
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на открытом воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей | ||||
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц 40 мин | ||||
Перемещение детей по зданию | Примерно 20 мин в день | ||||
Всего за неделю
(организованная двигательная активность) | Минимум 8 ч 40 мин | ||||
Разворот 3.
На левой стороне распечатана незаполненная таблица “Распределение детей по подгруппам для разнообразной деятельности”. В ясельном варианте на три подгруппы, в других - на две, для занятий в бассейне и на физкультуре.
Правая сторона занята уже напечатанными “Задачами воспитания и обучения в _ группе”.
Самоанализ организации и проведения занятий с позиций здоровьесбережения |
|
1. Обстановка и гигиенические условия в группе | Проверяется температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие монотонных звуковых раздражителей |
2. Число видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования | Однообразность утомляет детей, а частые смены требуют дополнительных адаптационных усилий |
3. Используемые методы преподавания | Проверяется наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативности и творческого самовыражения |
4. Позы воспитанников, чередование поз | Анализируется, чередуют ли воспитанники позы в соответствии с видом работы, наблюдает ли воспитатель за посадкой дошкольников |
5. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии | Выявляется их место, содержание и продолжительность |
6. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни | Выясняется, формируют ли занятия потребности в здоровом образе жизни, отношения к человеку и его здоровью как к ценности |
7. Наличие у воспитанников мотивации деятельности | Интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету и явлению; используемые методы повышения мотивации |
8. Психологический климат. Наличие на занятии эмоциональных разрядок | Атмосфера на занятии, шутки, улыбка, музыкальные минутки и т. д. |
9. Плотность занятия (%) - количество времени, затраченного на учебную работу к общему времени занятия | Норма - не менее 60% и не более 75-80% |
10. Момент наступления утомления воспитанников и снижения активности | Норма - к концу занятия (определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений) |
Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательной работы вне занятий с детьми старшего дошкольного возраста |
||||
Утро | Прогулка | Вечер | Прогулка | |
понедельник | Подвижная игра. Индивиду- альная работа по РЭМП | Подвижная игра. Дидак- тическая игра приро- доведческо- го содержа- ния. Обуче- ние спортив- ным играм | Чтение художе- ственной литерату- ры или показ диа- фильма познава- тельного содержа- ния. Индивидуа- льная раработа – рисование краска- ми. Дидактическая игра – музыкаль- | Индивидуаль- ная работа - развитие основ- ных движений. Дидактическая игра – обуче- ние рассказыва- нию |
вторник | Индивидуальная работа - разви- тие основных движений. Ди- дактическая игра - ознаком- ление с социаль- ной действи- | Целевая прогулка. Подвижная игра | Обучение играм со строительным мате- риалом. Игры - драматизации. Индивидуальная работа - ознаком- ление с искусством | Подвижная игра. Дидакти- ческая игра – формирование грамматически правильной речи |
среда | Подвижная игра. Индивидуальная работа - фор- мирование звуковой куль- туры речи | Подвижная игра | Индивидуальная работа - рисова- ние. Индивидуаль- ная работа – музы- кальное воспита- ние | Индивидуальная работа - разви- тие движений. Дидактическая игра природо- ведческого содержания |
четверг | Подвижная игра. Индивидуальная работа – обуче- ние рассказыва- нию | Подвижная игра | Чтение художе- ственной литерату- ры. Дидактическая игра - изобрази- тельная деятель- ность. Дидактиче- ская игра этического содержания | Спортивные развлечения. Повторение стихотворений | |
пятница | Хороводная игра. Дидакти- ческая игра – закрепление словаря | Целевая прогулка. Подвижная игра. Дидак- тическая игра по РЭМП | Развлечение. По- вторение стихотво- рений. Индивиду- альная работа – лепка, аппликации, конструирование | Обучение спор- 1 тивным упраж- нениям. Под- вижная игра. Дидактическая игра природо- содержания |
Разворот 20. Левую сторону занимает заполняемая воспитателями таблица “Перспективный план работы с родителями на квартал”. Справа – перспективный план работы на месяц.
Перспективный план работы с родителями воспитанников на I квартал | ||||||
Форма | Дата проведения | |||||
Перспективный план работы на____________
|
||||||
Исходное положение | Дозировка | |||||
Развороты 21-26. Здесь приведен план ежедневной работы, включающий в себя следующие моменты: индивидуальная работа (на день), утро, занятия (воспитателю остается только указать название и номер - ведь задачи уже указаны в плане работы на год), прогулка, вечер (указываются игры, беседы, наблюдения, разнообразные виды организованной и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с программными задачами). Это традиционный и наиболее удобный во всех отношениях вариант.
Дата | Индивидуальная работа | Утро | Занятия | Прогулка | Вечер | Прогулка |
На последней странице
дана таблица “Методическое обеспечение”, где воспитатели указывают используемую литературу. На эту же страницу они ссылаются при планировании.
Методическое обеспечение.
Использованная литература:
- Андрианова И.Л. Система методической поддержки в планировании работы с детьми. – //Справочник старшего воспитателя, N9, сентябрь 2009г., С. 20- 29.
- Крюкова В.В. Комплексно-тематическое планирование в ДОУ. – //Управление ДОУ, N8, 2008г. – С. 8- 23.
- Журавская Т.В. Планов громадье. – //Управление ДОУ, N3, 2002г. – С. 4-8.
- Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ) – //Управление ДОУ, N3, 2002г. – С. 21 – 27.
- Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. – //Управление ДОУ, N3, 2002г. – С. 28-33.
- Баева Л.В. Планирование учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях современной Англии. – //Управление ДОУ, N1, 2007г., С 110-116.
- Алямовская В.Г. Разработка вариативных календарных планов. – //Управление ДОУ, N, 6, 2002г., С 25-35.
- Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. – //Управление ДОУ, N4, 2002г. – С. 29-32.
- Багаутдинова С.Ф., Корнилова К.В. Подходы в планировании образовательного процесса В ДОУ. – //Управление ДОУ, N7, 2007г. – С 56-59.
- Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы/сост. Вершина Н.Б., Суханова Т.И. – Волгоград: Учитель, 2010. – 111 с.