Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации Профстандарт руководитель образовательной организации
Читайте также
Скачать бесплатно в.pdf
Профстандарт педагога станет обязательным с 1 января 2017 года, но внедрение профессионального стандарта руководителя образовательной организации пока отложено.
Причина отсрочки состоит в том, что компетенции руководителей детских садов, школ, колледжей, вузов существенно различаются. Установить единые требования к руководителям столь разных образовательных организаций сложно. Тем не менее, разработка профстандарта руководителя образовательной организации продолжается.
В него будут включены общие сведения о должности и описание трудовых функций руководителя, а также требования к образованию и опыту, которыми должен обладать руководитель.
Из подборки материалов вы узнаете о требованиях, которым должен соответствовать директор школы, его обязанностях, функциях и особенностях работы.
Квалификационная характеристика руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
В статье изложены должностные обязанности руководителя образовательной организации и требования к его квалификации.
Руководитель образовательной организации: правовые нормы его работы
Кто может стать руководителем образовательной организации? Как это сделать? Как организовать работу руководителя и какие законы её регламентируют? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в материале.
Экзамен для директора
Заместитель начальника городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования города Москвы Дмитрий Игоревич Зернов отвечает на вопросы, связанные с оценкой работы руководителей образовательных организаций.
Трудно ли быть директором школы?
Директор школы отвечает за всё, начиная от подбора педагогов и заканчивая выбором блюд в школьной столовой. Руководители образовательных организаций рассказывают о трудностях, с которыми они ежедневно сталкиваются, и делятся опытом решения повседневных задач.
Распределение обязанностей между директором и заместителем руководителя школы
Помимо директора школы в администрацию образовательного учреждения входят его заместители. Изучите функции, которые возлагаются на этих сотрудников.
Управление рисками в деятельности школы
Функционирование школы связано с определёнными рисками. В статье подробно обсуждаются виды рисков и их влияние на деятельность образовательных учреждений.
Стандартизация образования
Стандартизация образования подразумевает внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и профстандартов руководителей образовательных организаций и педагогов. Читайте в статье об особенностях стандартизации образования.
Должностные обязанности заместителя директора по управлению системой качества образования
Заместитель директора по управлению системой качества образования входит в число руководителей. Материал рассказывает о компетенциях и должностных обязанностях заместителя директора по управлению системой качества образования.
Должностные обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в основной и старшей школе
Изучите в статье, что входит в обязанности заместителя директор по УВР и используйте предлагаемый шаблон для составления должностной инструкции.
Квалификационная характеристика социального педагога
Социальный педагог организует в образовательной организации профилактическую работу с детьми, взаимодействует с педагогами и родителями. В материале представлены должностные обязанности социального педагога и требования к его квалификации.
Профстандарты для педагогов 2017 года — новое явление в российском трудовом праве. Посмотрим же, что конкретно государство планирует внедрить в этой области и для каких педагогических профессий будут действовать профессиональные стандарты с начала 2017 года.
Цели введения Минтрудом профстандарта педагога
С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. По состоянию на май 2017 года утверждены стандарты для более чем 35 направлений деятельности — и на первом месте среди них стоит сфера образования.
Причиной для введения министерством профессиональных стандартов послужило неудовлетворительное положение, сложившееся при определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание. Действующие до принятия профстандартов нормы имеют лишь рекомендательный характер и не всегда применяются на практике. К тому же некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствуют современной ситуации.
Одним из способов исправления того положения, что сложилось сейчас, государство и лично президент видят как раз утверждение общеобязательных стандартов для тех, кто работает в педагогической области. Введение профстандартов для педработников позволит решить сразу несколько вопросов:
- Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
- Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
- Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
- Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.
Общая характеристика профессиональных стандартов для педагогов
В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:
Не знаете свои права?
- возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
- размер оплаты труда;
- порядок исчисления стажа;
- определение размера пенсии;
- планирование карьеры педагогического работника.
Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.
В целом профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.
Проект профессионального стандарта педагога 2013 года, профстандарты педагогических работников 2014, 2015, 2016 и 2017 годов
Разработка профстандартов для педагогов началась задолго до даты их планируемого внедрения. Первым из утвержденных проектов в этой области стал общий профстандарт, определяющий профессию, — «Педагог». Он был принят в декабре 2013 года.
Этим документом установлен перечень трудовых функций для учителей, воспитателей и преподавателей с разбиением на несколько категорий:
- дошкольное образование (для детей младше 7 лет);
- начальное образование (1-4 классы);
- основное образование (5-9 классы);
- среднее (до 11 класса).
В данном случае речь идет о преподавателях, работающих в сфере общего образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.
В 2014 году никаких профстандартов для педагогических работников не принималось, в 2015 же Минтруд утвердил сразу 3 профессиональных стандарта:
- для педагога-психолога;
- педагога, работающего в области дополнительного образования (как детей, так и взрослых);
- педагога, занимающегося профессиональным обучением.
С июля 2016 года профстандарты стали обязательными, однако для педагогов было сделано исключение — для представителей этой профессии обязательность применения профстандартов датирована 01.01.2017.
Содержание и структура заполненного профессионального стандарта педагога
Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:
- Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
- Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
- Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
- Сведения об организациях-разработчиках.
Конкретное же наполнение для каждого из профстандартов зависит от того, для какой конкретно педагогической профессии он составлен.
Уже с 1 января 2017 года в законную силу вступит постановление о внедрении профессиональных стандартов, применяемых ко всем работникам, выполняющим свои непосредственные обязанности в учебных заведениях России.
Вполне естественно, что к руководителям образовательных учреждений также будут предъявлены определенные требования, однако они до сих пор пока не утверждены, и существуют в черновом варианте. А это автоматически означает, что они могут измениться. Как утверждают аналитики, основная сложность при составлении профессионального стандарта руководителя образовательной организации заключается в том, в различных учреждениях (школы, детские сады, колледжи и т.д.) присутствуют самые разнообразные компетенции, которые также должны быть учтены при составлении официального документа.
Зачем нужен профессиональный стандарт руководителя образовательной организации
Как утверждают эксперты, данный документ можно отнести к наиболее спорным в современной российской истории. Дело в том, что он начал разрабатываться еще в 2013 году, но в силу тех или иных обстоятельных причин его принятие и утверждение постоянно откладывалось.
На данный момент пока нет окончательных данных относительно того, когда документ официально вступит в силу. Тем не менее, учитывая тот факт, что профстандарт педагога начнет официально использоваться в нормативной документации с 1 января 2017 года, многие аналитики ожидают, что и требования касательно руководящего состава образовательных учреждений будут окончательно сформированы к данному сроку.
Изначально требования к руководящим чинам образовательных заведений были обычными рекомендациями, на которые можно было не обращать внимания. Но, начиная с июля 2016 года, данная документация постепенно будет внедряться в отечественную систему образования, и в ближайшем времени он станет обязательным не только для учреждений, подчиняющихся государственным органам, а и для структур, находящихся под управлением частных лиц.
Смотрите также:
Само появление данной документации не вызывает удивления. Дело в том, что многие нормы ЕТКС, ЕКС и т.д., которые действовали ранее, уже несопоставимы с современными реалиями и устарели. Это привело к тому, что они попросту не отражают текущую ситуацию в сфере образования. Нередко можно столкнуться с проблемой, когда возникают конфликты относительно людей, которых ставят во главу образовательной организации, но компетентность которых в данных вопросах вызывает огромные сомнения.
По утверждению многих отечественных политических деятелей, образования является то сферой, где государственный контроль должен присутствовать на всех стадиях получения образования. И важным элементом этого контроля является определение требований, которые выдвигаются в адрес тех людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности в данной области.
Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере образования, и был разработан проект профессионального стандарта . Руководитель образовательной организации должен соответствовать всем требованиям, указанным в документе, чтобы иметь возможность исполнять свои обязанности в качестве руководящего лица. Кроме того, на официальном уровне данный стандарт закрепит конкретные трудовые обязанности и управленческие навыки, которыми должен владеть любой начальник организации в сфере образования.
Отдельное внимание уделяется функциям, который должны четко исполняться в соответствии с требованиями действующей законодательной базы. Кстати, по мнению многих экспертов, именно данный вопрос вызывает наибольшее количество споров, поскольку компетенция руководителей образовательных заведений разного типа по своей сути имеют массу различий, что в обязательном порядке должно быть отображено и зафиксировано.
Тем не менее, уже сейчас имеется предварительный вариант профстандарта руководителя организации в сфере образования, который уже в скором времени имеет все шансы стать официальным документом, обязательным для всех. Впрочем, об окончательной дате принятия стандарта пока официальных сведений нет, и потому можно ожидать, что документ будет доработан.
Эксперты утверждают, что принятие данного документа позволит решить массу проблем в отечественной образовательной среде. Которые в последние годы стали проявляться наиболее активно. Ожидается, что утвержденный стандарт поможет достичь следующих ключевых задач:
- Квалификационные навыки руководителей будут повышены, что непременно скажется на качестве управления образовательным заведением в положительном русле.
- Все образовательные организации будут находится под неусыпным контролем государства, что поможет оперативно решать проблемы, возникающие в данной отрасли, и препятствовать возникновению критических ситуаций.
- Российское образование будет стремительно развиваться по всем направлениям.
- Квалифицированный руководитель сможет существенно увеличить качественный показатель образования, добившись максимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Что содержит профессиональный стандарт
Поскольку профессиональный стандарт руководителя пока что не утвержден, на данный момент он существует в шаблонной форме, утвержденную в соответствии с приказом Минтруда РФ №147н. от 12.04.2013 года. После его принятия проект не был отредактирован, и в настоящее время имеет тот же вид и структуру.
В соответствии с приказом Минтруда, стандарт должен содержать в себе несколько ключевых частей:
- Общие данные. Здесь указывается классификация профессии по кодам ОКЗ и ОКВЭД, а также определяется конкретный вид профессиональной деятельности;
- Основной функционал. В данной части указываются конкретные функции, которые должны выполняться руководителями, однако данный перечень имеет обобщенный вид;
- Характеристика функций руководителя. Данный раздел является своеобразным продолжением вышеупомянутого пункта, однако тут в более расширенной и уточненной версии указываются конкретные требования к ключевым функциям должностного лица;
- Сведения относительно тех организаций, институтов и структур, которые занимались непосредственной разработкой документа, до того момента, как на него обратили внимание на высшем законодательном уровне и утвердили в качестве проектного документа по приказу Минтруда № 147н. от 12.04.2013 года.
В соответствии с закрепленными стандартами, первый раздел документа включает в себя официальное наименование должности (руководитель образовательного учреждения) и перечень целей, которые должностное лицо должно достигнуть. Стоит отметить, что данный раздел для руководящих чинов заведений разного типа практически одинаковый, и отличается только по кодировке ОКВЭД, в соответствии с которой деятельность управляющих можно разделить на несколько групп:
- Код 85.11, соответствующий начальнику учреждения дошкольного образования;
- Код 85.12-85.14, который используется для заведений общего образования (начальное, среднее и основное);
- Код 85.21, относящийся к среднему профессиональному образованию (колледжи, училища и т.д.);
- Код 85.22.1-85.22.3, представленный для заведений, предоставляющих высшее образование;
- Код 85.23 – регулирующий подготовку специалистов более высоких квалификационных умений;
- Код 85.30, рассматривающий профессиональное обучение;
- Код 85.41, соответствующий для дополнительного образования;
- Код 85.42, согласно которому определяются условия для получения вспомогательного образования, помогающего при выполнении основных профессиональных обязанностей.
Второй и третий раздел профессионального стандарта заместителя руководителя образовательной организации (как и для непосредственного руководителя) по сути являются взаимодополняющими. Здесь особое внимание уделяется конкретным функциям, которые будут возложены на должностное лицо, занимающееся управлением организации.
Обобщенные функции представлены в следующем виде:
- Непосредственные задачи, которые должны выполняться при руководстве организации.
- Мероприятия и действия, касающиеся профессионального развития учреждения с целью предоставления более высококачественных образовательных услуг.
- Грамотное управление всеми ресурсами (как материальными, так и нематериальными), которые находятся на балансе организации.
- Выполнение задач, благодаря которым будет повышаться качество и значение исследовательской, научной, учебной и производственной деятельности в рамках конкретного учреждения.
- Активное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, иностранными образовательными учреждениями и прочими контрагентами, которые сталкиваются с деятельностью учебного заведения.
Что касается отдельных трудовых функций, то учитывая разницу в компетенции руководящего состава в том или ином учреждении, они рассматриваются отдельно. Тем не менее, и тут имеются совестные характеристики, которым должен соответствовать педагог, чтобы занять руководящую должность. Речь идет о:
- Обязательном наличии диплома о законченном высшем образовании по профилю;
- О прохождении профессиональной подготовки;
- Участии в работе специальных программ, направленных на повышение квалификационных навыков и умения (не реже чем один раз в три года);
- Наличии ученых степеней, опубликованных научных и исследовательских работ (для руководящего состава ВУЗов).
Кроме того, данные разделы также предусматривают официальные наименования руководящих должностей. На данный момент их закреплено 4 - заведующий, директор, начальник и ректор. Однако по данному вопросу зачастую возникают спорные моменты, поэтому аналитики не исключают, что в будущем данный перечень может быть дополнен, прежде чем профессиональный стандарт руководителя будет окончательно утвержден на всероссийском уровне.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение профстандарта поможет модернизировать и улучшить российскую образовательную систему, что положительно скажется не только на квалификационных навыках педагогического персонала и руководящих лиц, а и существенно повысит качественный уровень системы в целом.
Таким образом, профессиональный стандарт положительно скажется на развитии российского образования, и даст возможность государству контролировать деятельность тех лиц, которые занимают руководящие должности.
Страница добавлена в Избранное
Страница удалена из Избранного
Профстандарт руководителя образовательной организации принимает предложения
- 3402
- 17.02.2017
На сайте ФИРО представлена актуальная версия профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации", доработанная по результатам замечаний, полученных от экспертного сообщества и федеральных органов исполнительной власти. Замечания и предложения принимаются.
Необходимость разработки профессионального стандарта деятельности по управлению образовательной организацией (дошкольной образовательной организацией, общеобразовательной организацией, профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования, организацией дополнительного образования, организацией дополнительного профессионального образования) вызвана многими факторами. В частности, широким распространением в последние десятилетия в управлении образовательными органихациями методологии управления проектами. Тем не менее, работа многих руководителей и сегодня строится на интуитивном уровне в рамках так называемого "ручного управления", говорится в поясниетльной записке к документу.
Необходимость разработки профессионального стандарта руководителя образовательной организации связана с требованиями статьи 51 Федерального закона № 273-ФЗ, которая определяет, что кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
В настоящее время требования к квалификации руководителей образовательных организаций описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), при этом описание должностей имеет экземпляристский характер, что затрудняет его использование, как в сфере трудовых отношений, так и в сфере образования.
В отличие от квалификационных характеристи, представленных в ЕКС, профстандарты описывают деятельность, а не должности и, соответственно, устанавливают требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения обобщенных трудовых функций (ОТФ) и трудовых функций (ТФ) в них входящих, а не для занятия той или иной должности.
Проблема профессиональных стандартов не нова для международной практики, отмечается в документе. Анализ российских и международдных профессиональных стандартов схожей профессиональной деятельности показал, что в США и большинстве европейских стран под профессиональным стандартом понимается подробная характеристика измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженной в терминах компетенций. Нпример, в США существует три вида профессиональных стандартов: кодекс профессиональной этики, содержащий указания этического характера, кодекс квалификационных стандартов, содержащий указания относительно опыта и уровня образования, необходимых для работы и кодекс стандартов профессиональной деятельности, содержащий конкретные инструкции по выполнению той или иной работы. Ярким примером профессиональных стандартов, регулирующих уровень достижения, являются Национальные квалификации профессионального образования и обучения в Великобритании (НКПОО), представляющие собой рамочные квалификации для всех специальностей и отраслей.