Открытое акционерное общество казанское моторостроительное производственное объединение. Ао «кмпо
Читайте также
Год основания: 1931
Отрасль: промышленное производство
Выручка: 10 195 408 тыс. руб. (2015)*
Чистая прибыль: 900 411 тыс. руб. (2015)*
Генеральный директор: Каримуллин Дамир Заудатович
ПАО «Казанское моторостроительное производственное объединение »(КМПО) - одно из крупнейших машиностроительных предприятий России.
Основным направлением деятельности КМПО в настоящее время является серийное производство газотурбинных двигателей и оборудования на их основе для перекачки, распределения и переработки природного газа . Более 30% газотранспортных потоков в России функционируют на двигателях, изготовленных в КМПО. Это более 700 газоперекачивающих агрегатов по всей стране и ближнему зарубежью.
Также на предприятии изготавливается практически вся номенклатура деталей авиационных двигателей от мелкого крепежа и арматуры до крупногабаритных литых, сварных корпусов и длинномерных валов.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восстановление и ремонт двигателей серии НК-8-2У, НК-86 для самолетов Ту-154Б, Ил-86;
- производство и ремонт приводов к газоперекачивающим агрегатам магистральных газопроводов НК-16СТ, НК-16-18СТ, НК-38СТ;
- производство газоперекачивающих агрегатов для компрессорных станций;
- производство газораспределительных станций;
- производство автоматических гидромеханических коробок передач для городских автобусов.
СТРУКТУРА КОМПАНИИ
- Зеленодольский машиностроительный завод
- КМПО «Автохозяйство»
- Буинский машиностроительный завод
- ООО «Санаторий-профилакторий КМПО»
- База отдыха «Атлашкино»
ОСНОВНЫЕ АКЦИОНЕРЫ
49,2%
- АО «Связьинвестнефтехим»
23,7%
-ЗАО «Инвест-Групп» (г. Екатеринбург)
24,9%
-ЗАО «Региональная финансовая компания» (г. Екатеринбург)
РУКОВОДСТВО
Генеральный директор – председатель правления ПАО «КМПО» - Каримуллин Дамир Заудатович
Председатель совета директоров -
Казанское моторостроительное производственное объединение
Общие сведения
Логотип ОАО КМПО
Основанное в 1931 г. Казанское моторостроительное производственное объединение является крупнейшим в России промышленным предприятием, специализирующимся на выпуске продукции авиационного моторостроения и газоперекачивающих агрегатов. Большой научно-технический и технологический потенциал, накопленный предприятием за многие годы, способствует выпуску высококачественной и конкурентноспособной продукции.
Начав с выпуска моторов воздушного охлаждения М-11 для самолетов У-2 в 1934 году предприятие исторически подошло в 60-е годы к серийному производству турбореактивных двигателей РД3М-500 для первого реактивного пассажирского самолета Ту-104 . В настоящее время осуществляется восстановление и ремонт двигателей НК-8-2У, НК-86 для самолетов Ту-154Б, Ил-86 . Осваивается производство турбореактивного двухконтурного двигателя Аи-22 для административных самолетов Ту-324 и Як-48 , который в сентябре 2000 г. прошел первые испытания. Продолжается освоение двигателя с высокой степенью двухконтурности НК-93 для самолетов Ту-214 , Ту-330 , который по своим техническим и эксплуатационным характеристикам соответствует лучшим мировым аналогам. Продолжаются работы по освоению производства деталей и узлов авиационных двигателей разработки канадской фирмы Pratt&Whitney. Ведется подготовка по организации участка сборки и испытания двигателей PW207 для вертолетов российского производства. Разработан и осваивается производство поршневого двигателя П-1000 для малой авиации.
В 80-е годы КМПО освоило на базе авиадвигателей производство и начало поставки силовых приводов для газоперекачивающих агрегатов. Большая часть этих изделий сейчас эксплуатируется в РАО "Газпром". Объединение производит современные газоперекачивающие агрегаты и автоматические газораспределительные станции.
Важным направлением в развитии предприятия явилось освоение производства автоматической коробки передач для городских автобусов германской фирмы "VOITH". В настоящее время на дорогах России и стран СНГ эксплуатируются более 1000 автобусов с ГМП DIWA.
В последние годы на объединении проводятся крупномасштабные работы по техническому перевооружению производства. Проводимое техническое перевооружение производства позволяет объединению выпускать современные, конкурентноспособные газотурбинные двигатели для авиационной и газодобывающей отраслей промышленности.
Система качества ОАО КМПО при производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационных двигателей соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9002 и имеет соответствующие сертификаты.
Адрес предприятия: 420036, г. Казань ул. Дементьева 1, ОАО КМПО.
Генеральный директор Дамир Заудатович Каримуллин.
История
История объединения до 1941 года складывалась из самостоятельной жизни двух заводов: Воронежского завода №16 и Казанского моторного комбината №27 .
Объединение двух заводов
С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны Воронежский завод №16 был эвакуирован в Казань, на территорию завода №27 . Объединение позволило сконцентрировать в одном месте научно - конструкторскую мысль, материальные и трудовые ресурсы, позволило на новой технической основе решать сложнейшие производственные задачи, выдвинутые необходимостью военного времени.
Военные годы
В военные годы работа объединения разделялась на четыре этапа. Первый связан с техническим восстановлением объединённых заводов, второй - с организацией и развертыванием производства, третий - с подъёмом его до уровня правительственного задания, четвертый - с внедрением в жизнь комплекса организационно - технических мероприятий по снижению себестоимости продукции.
В период с 1941 по 1945 года на заводе работало поточное производство моторов ВК-105 , а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В.Я.Климова - М105ПФ, мощностью 1200 лошадиных сил.
В 1943 году в опытно - конструкторском бюро , возглавляемым В.П.Глушко был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1 . Он предназначался в качестве вспомогательного двигателя - ускорителя для улучшения взлётных, скоростных и высотных характеристик самолётов. Опытно-конструкторское бюро было укомплектовано высококвалифицированными учёными, конструкторами, экспериментаторами, технологами, металлургами, химиками. С 1942 по 1946 год заместителем Главного конструктора двигателей по лётным испытаниям здесь работал С.П.Королев.
Труд Казанских моторостроителей в годы Отечественной войны был высоко оценён правительством СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награждён орденом Ленина. 19 раз за время войны коллектив завода завоёвывал переходящее Красное Знамя Комитета Обороны. Решением ВЦСПС и Министерства от 16 апреля 1946 года Красное Знамя Комитета Обороны оставлено заводу на вечное хранение.
Послевоенные годы
Первый послевоенный год особенно характерен интенсивной помощью заводчан сельским труженикам (в 1946 году директор завода М.М.Лукин издал приказ о производстве товаров народного потребления, а также узлов и деталей для производства сельхозмашин), а также выпуском товаров народного потребления.
В послевоенные годы бурное развитие получили реактивные двигатели. Опытный образец такого двигателя, испытанного на наземном стенде, был создан ещё во время войны конструктором А.М.Люлькой. В марте 1946 года правительство поручает заводу ответственное задание: освоить выпуск турбореактивного двигателя РД-20 . С этой целью на заводе создаётся опытно-конструкторское бюро. Коллектив КМПО успешно справился с этой задачей - уже на первомайском параде 1947 года в небе Москвы появились самолёты с двигателями завода.
В сентябре 1948 коллектив моторостроителей получает новое задание - приступить к организации производства нового двигателя РД-500 , конструктора В.М.Яковлева (.
С 1969 года в объединении организовали серийный выпуск двигателя НК-8-2У для самолётов Ту-154 .
Начиная с 1975 года завод освоил выпуск двигателей НК-86 конструкции Н.Д.Кузнецова, устанавливающиеся на самолёт Ил-86 . На заводе понимали, что увеличение номенклатуры производства ведёт за собой неизбежные трудности выход из которых - в ускорении темпов автоматизации и механизации, технического перевооружения производства. С этой целью создавались новые службы: ОМАТПП, ОАСУП, были закуплены и установлены десятки отечественных и зарубежных станков с числовым программным управлением . В производство внедрялись ЭВМ и компьютeрная техника.
Кроме основной продукции заводу постановлением Совета Министров запланировался выпуск большого количества товаров народного потребления. С этой целью на основании приказа Министра авиационной промышленности началось строительство филиала завода в городе Буинске. На базе двух заводов - головного и филиала, который получил наименование - Буинский машиностроительный завод, приказом МАП №215 от 1976 года было образовано Казанское моторостроительное производственное объединение.
В начале 80-х годов в стране остро встал вопрос по обеспечению строящегося магистрального газопровода Уренгой - Помары - Ужгород газогазоперекачивающими агрегатами с приводом авиационного типа. Приказом МАП №293 от 9 июля 1979 года на шему объединению было поpучено производство этих силовых приводов к газотурбинному двигателю НК-16СТ.
Серийное производство двигателя началось в 1982 году. Учитывая возросшую потребность газовой и химической промышленности в таких агрегатах с использованием авиационных двигателей в 1980-1985 годы в г. Зеленодольске был построен второй филиал КМПО с производвенной площадью 100 тысяч квадратных метров , которому приказом МАП №390 от 4 августа 1983 года было присвоено название Зеленодольский машиностроительный завод.
В советский период Министерство гражданской авиации ежегодно перевозило 48% пассажиров на самолётах с двигателями производства КМПО.
В 1983 году указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники КМПО награждается Орденом Октябрьской Революции.
С переходом на рыночные отношения в 1994 году КМПО путём акционирования преобразуется в акционерное общество ОАО Казанское моторостроительное производственное объединение. В этом же году подписывается контракт с фирмой "VOITH" на изготовление автоматических коробок передач для городских автобусов. Завод шагнул на качественно высшую ступень производства (для производства нового изделия закупалось новейшее технологическое и измерительное оборудование.
1995 год - организуется производство двигателя НК-16-18 СТ для газоперекачивающих агрегатов.
1997 год - на объединении организуется производство двигателя НК-93 конструкции Н.К. Кузнецова для самолётов ИЛ-96, ТУ-204, АН-70. Объединение приступило к выпуску ГПА-16 "Волга", началось производство двигателя НК-38СT для магистральных газопроводов. Налажено изготовление автоматической газораспределительной станции АГРС "Исток".
1998 год - организуется производство двигателя АИ-22 конструкции Ф.М.Муравченко, двигатель должен устанавливаться на самолёты Ту-324 , Як-48 .
В феврале 2000 года система качества ОАО КМПО была сертифицирована органами по сертификации систем качества «Центросерт» и «Союзсерт» и выданы сертификаты соответствия № 6301.310073.RU и № 6300.310094/RU в том, что система качества ОАО КМПО при производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационных двигателей соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9002.
В 2001 году объединение отметило свой 70-летний юбилей.
Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» (ОАО "КМПО") основано в 1931 году и является одним из крупнейших машиностроительных предприятий России.
Миссия предприятия:
"Через постоянное совершенствование бизнес-процессов, повышение эффективности труда каждого работника предприятия, создавать продукцию, полностью удовлетворяющую запросы потребителей, с минимальными сроками поставки и с лучшей ценой на рынке."
Основное направление деятельности КМПО - серийное производство газотурбинных двигателей и оборудования на их основе для транспортировки и распределения природного газа.
В газотранспортной системе России и Ближнего Зарубежья используется более 1500 двигателей производства КМПО.
Газотурбинные двигатели КМПО нового поколения удовлетворяют современным требованиям экологии, топливной эффективности и эксплуатационной надежности.
КМПО так же является серийным производителем полнокомплектных газоперекачивающих агрегатов ГПА-16 «Волга». Это высокоэффективный и надежный агрегат нового поколения на базе модельного ряда двигателей КМПО. Агрегат сертифицирован и прошел все межведомственные испытания.
Объединение предлагает комплексные технические решения и в области энергетики: энергетические установки (ГТЭУ – 18) для переработки природного газа в электроэнергию и тепло.
Современный научно-технический потенциал КМПО базируется на высоких технологиях изготовления авиационных двигателей. КМПО обладает потенциалом для производства авиационных двигателей и готово к сотрудничеству с российскими и международными партнерами в этой области.
История КМПО до 1941 года складывалась из самостоятельной жизни двух заводов: Воронежского завода № 16 и Казанского моторного комбината № 27.
Воронежский завод № 16
В 1931 году на базе завода «Взрыватель» для ремонта самолетов и моторов создается Воронежский завод № 16. На 1932 год завод имел объемную программу по ремонту моторов и самолетов. Однако в октябре 1931 года разрабатывается проект реконструкции завода - теперь уже для выпуска самолетов. В начале 1932 года реконструкция в основном была завершена, значительная часть инженерно-технических работников прошла переподготовку на родственных предприятиях Москвы.
В 1932 году завод собрал пять самолетов, еще пять находилось в производстве, но летные испытания выявили ряд конструктивных и технологических недоработок, поэтому Всесоюзное авиационное объединение сочло нужным ликвидировать самолетостроительный профиль завода и переориентировать его на серийное производство самолетного оборудования.
За короткое время завод трижды поменял основной профиль и производственные программы.
Знаменитый М11
В феврале 1934 года по приказу Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапром» разрабатывается еще один проект реконструкции - на производство моторов воздушного охлаждения М-11 конструкции А. Д. Швецова.
Мотор М-11 имел форму пятиконечной звезды - это пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 110 л/с, ресурс - 400 часов, вес - 160 кг, расход топлива - 250 л/час. М11 был одним из самых популярных авиамоторов на протяжении многих десятков лет. Потребность в них была велика - они устанавливались на знаменитые самолеты ПО-2 (У-2) конструкции Н. Н. Поликарпова, используемые для массовой подготовки пилотов, в сельском хозяйстве, для почтовой связи, в медицине, для пассажирских перевозок.
Разработка проекта реконструкции, сама реконструкция, подготовка кадров и производства, освоение изделий - все это было осуществлено за шесть месяцев: с февраля по август. В августе 1934 года началось серийное производство. В 1934-1935 годах завод стал единственным предприятием, выпускающим подобные моторы.
Конвейер
В 1939 году завод получил задание - освоить производство двигателя нового поколения - первоклассного мотора ВК-105 конструкции В. Я. Климова.
ВК-105 мощностью 1100 л/с и ресурсом в 100 часов был рассчитан на полетную скорость 480 км/час и устанавливался на знаменитые пикирующие бомбардировщики «Пе-2» и «СБ».
Казанский моторный комбинат № 27
В 1932 году решением Совета Народных Комиссаров СССР на северной окраине Казани были заложены первые камни будущих авиастроительных заводов. Тогда началось строительство «Казмаша».
В апреле 1935 года приказом Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапрому» было дано новое задание - спроектировать самолётное и авиамоторное производство на площадях завода имени Серго Орджоникидзе (завод № 124) и присвоить ему название Самолетно-моторный комбинат № 1214-27. Но уже в следующем году встал вопрос о нецелесообразности размещения в одном корпусе самолётного и авиамоторного производств. В результате в апреле 1937 года из Москвы было получено разрешение развивать авиамоторный завод № 27 отдельно. В 1936-1937 годах завод занимался в основном ремонтом моторов, причём, в очень малом объёме. 21 марта 1937 года поступил приказ Наркомата авиационной промышленности, согласно которому заводу приписывалось организовать производство авиационного центробежного нагнетателя АЦН-2 и авиационного нагнетателя АН-1.
7 июня 1939 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ, согласно которому самолётно-моторный комбинат № 124/27 разделялся на два самостоятельных предприятия: завод № 27 моторного производства и завод № 124 самолётного производства.
Моторное производство ориентировалось на выпуск новых изделий и запчастей к ним. В октябре 1941 года был испытан мотор, собранный полностью из деталей производства завода № 27.
Объединение двух заводов
С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны произошла эвакуация Воронежского завода № 16 в Казань, на территорию завода № 27. Объединение позволило сконцентрировать в одном месте научно-конструкторскую мысль, материальные и трудовые ресурсы, на новой технической основе решать сложнейшие производственные задачи, выдвинутые необходимостью военного времени.
Военные годы
Работу объединения в военные годы можно рассматривать в четыре периода. Первый связан с техническим восстановлением объединённых заводов, второй - с организацией и развертыванием производства, третий - с подъёмом его до уровня правительственного задания, четвертый - с осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости продукции.
С 1941 по 1945 год на заводе работало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В. Я. Климова М105ПФ, мощностью 1200 лошадиных сил.
В 1943 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемым В. П. Глушко, был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1. Он использовался в качестве вспомогательного двигателя-ускорителя для улучшения взлётных, скоростных и высотных характеристик самолётов. В тот период опытно-конструкторское бюро было укомплектовано высококвалифицированными учёными, конструкторами, экспериментаторами, технологами, металлургами, химиками. С 1942 по 1946 год заместителем главного конструктора двигателей по лётным испытаниям здесь работал С. П. Королев. По стечению обстоятельств на казанском заводе № 16 сосредоточились самые талантливые двигателестроители страны.
Труд Казанских моторостроителей в годы ВОВ был высоко оценён правительством СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награждён орденом Ленина. За время войны коллектив завода завоёвывал переходящее Красное Знамя Комитета Обороны 19 раз! Решением ВЦСПС и Министерства от 16 апреля 1946 года Красное Знамя Комитета Обороны оставлено заводу на вечное хранение.
Реактивная реконструкция
Первый послевоенный год особенно характерен интенсивной помощью заводчан сельским труженикам - в 1946 году директор завода М. М. Лукин издал приказ о производстве узлов и деталей для производства сельхозмашин и товаров народного потребления.
Главным направлением послевоенного развития отечественного авиационного двигателестроения была разработка реактивных двигателей. Они положительно отличались от сложных в производстве и капризных в эксплуатации поршневых моторов. Опытный образец такого двигателя, испытанного на наземном стенде, был создан ещё в военные годы конструктором А. М. Люлька.
В марте 1946 года правительство поручает заводу ответственное задание - освоить выпуск турбореактивного двигателя РД-20. С этой целью на заводе создаётся опытно-конструкторское бюро. Коллектив завода успешно справился с этой задачей - уже на первомайском параде 1947 года в небе Москвы появились самолёты, оснащенные реактивными двигателями казанского завода.
В сентябре 1948 коллектив моторостроителей получает новое задание - приступить к организации производства нового двигателя РД-500 конструктора В. М. Яковлева, предназначенного для самолёта ЯК-23, который выпускался до 1951 года.
В послевоенный период реактивная техника развивалась гигантскими темпами - заводу приходилось в короткие сроки один за другим осваивать выпуск различных моделей двигателей. В 1949 году объединение осваивает двигатель АЛ-3 первого советского конструктора реактивных двигателей А. М. Люлька. С 1951 по 1953 год был налажен выпуск двигателя ВК-1 конструкции В. Я. Климова с тягой 2700 кг, ресурсом 200 часов для самолётов МиГ-15.
С 1953 года осваивали производство двигателя АМ-3 (РД-3М-500) конструкции А. А. Микулина. Он устанавливался на самолёты А. Н. Туполева ТУ-16 и ТУ-104.
Начиная с 1962 года, коллектив осваивал семейство двигателей НК-8-3 и НК-8-4 конструкции Н. Д. Кузнецова. Эти двигатели с реверсом тяги устанавливались на межконтинентальный самолёт ИЛ-62.
С 1969 года в объединении был организован серийный выпуск двигателя НК-8-2У для самолётов ТУ-154.
До периода «великих» реформ Министерство гражданской авиации ежегодно перевозило 48% пассажиров на самолётах с двигателями производства казанского авиамоторного объединения.
Начиная с 1975 года, завод освоил выпуск двигателей НК-86 конструкции Н. Д. Кузнецова, устанавливавшихся на самолёт ИЛ-86. На заводе понимали, что увеличение номенклатуры производства ведёт за собой неизбежные трудности, выход из которых был в ускорении темпов автоматизации и механизации, технического перевооружения производства. С этой целью создавались новые службы: ОМАТПП, ОАСУП - были закуплены и установлены десятки отечественных и зарубежных станков с числовым программным управлением. В производство внедрялись ЭВМ и компьютерная техника.
Казанское моторостроительное производственное объединение
Кроме основной продукции постановлением Совета Министров заводу был запланирован выпуск большого количества товаров народного потребления. С этой целью на основании приказа министра авиационной промышленности началось строительство филиала завода в Буинске.
«Казанское моторостроительное производственное объединение» или сокращенно КМПО было образовано в 1976 году на базе двух заводов - головного и филиала (Буинского машиностроительного завода) - приказом МАП № 215.
От авиации к газовой промышленности
В начале 80-х годов в стране остро встал вопрос по обеспечению строящегося магистрального газопровода Уренгой - Помары - Ужгород газоперекачивающими агрегатами с приводом авиационного типа. Приказом МАП № 293 от 9 июля 1979 года КМПО было поручено производство этих силовых приводов к газотурбинному двигателю НК-16СТ.
Серийное производство двигателя началось в 1982 году. Учитывая возросшую потребность газовой и химической промышленности в таких агрегатах с использованием авиационных двигателей, в 1980-1985 годы в Зеленодольске был построен второй филиал КМПО с производственной площадью 100 тысяч кв. м., которому приказом МАП № 390 от 4 августа 1983 года было присвоено название Зеленодольский машиностроительный завод.
Титанические усилия заводчан (на заводе параллельно выпускались двигатели НК-16СТ, НК-86, НК-8-2У и проводился плановый ремонт двигателей) были оценены правительством. В 1983 году указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники КМПО награждается Орденом Октябрьской Революции.
По рыночным рельсам
С наступлением времени рыночных отношений жизнь завода складывалась непросто. В 1994 году КМПО преобразуется в открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение». В этом же году подписывается контракт с фирмой «VOITH» на изготовление автоматических коробок передач для городских автобусов. Завод шагнул на качественно высшую ступень производства (для производства нового изделия было закуплено новейшее технологическое и измерительное оборудование).
В 1995 году организуется производство двигателя НК-16-18СТ для газоперекачивающих агрегатов.
В 1997 году на объединении организуется производство двигателя НК-93 конструкции Н. К. Кузнецова для самолётов ИЛ-96, ТУ-204, АН-70. Объединение приступило к выпуску газоперекачивающего агрегата ГПА-16 «Волга», началось производство двигателя НК-38СT для магистральных газопроводов. Тогда же было налажено изготовление автоматической газораспределительной станции АГРС «Исток».
В 1998 году организуется производство двигателя АИ-22 конструкции Ф. М. Муравченко, двигатель предназначен для установки на самолёты ТУ-324 и ЯК-48.
В феврале 2000 года система качества КМПО была сертифицирована органами по сертификации систем качества «Центросерт» и «Союзсерт» - выданы сертификаты соответствия № 6301.310073. RU и № 6300.310094/RU, свидетельствующие о том, что система качества ОАО «КМПО» при производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационных двигателей соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9002.
В 2003 году ОАО «КМПО» вручена Главная премия России «За выдающийся вклад в историческое развитие России». В 2005 году в объединении был введен в эксплуатацию чугунолитейный участок, оснащенный современным металлургическим оборудованием, и уникальный по своим технологическим возможностям. Укомплектованный микропроцессорной техникой и компьютерным управлением, участок позволяет решать в комплексе многие задачи: производство высококачественного чугунного литья, увеличение объемов производства деталей и обеспечение работников оптимальными условиями труда. В 2005 году Кабинет министров и Министерство экологии и природных ресурсов РТ наградили Объединение Дипломом лауреата в конкурсе «Эко-лидер» в номинации «За работу службы охраны природы». КМПО - лауреат Республиканского конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан».
В 2006 году КМПО получены сертификаты соответствия системы менеджмента качества объединения «Военный регистр и «ГОСтР».
В начале 2009 года объединение успешно прошло очередную сертификацию в системах «Военный регистр» и «ГОСТ Р» на соответствие требованиям стандарту ГОСТ РВ 15.002-2003 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
КМПО сегодня
Основным направлением деятельности КМПО является серийное производство газотурбинных двигателей: НК-16СТ, НК-16-18СТ и НК-38СТ и оборудования на их основе для перекачки и распределения природного газа (ГПА – 16 Волга).
Имеющийся на предприятии уровень технологии обеспечивает производство продукции высокого качества, поскольку постоянно и планомерно проводится работа по модернизации производства, внедрению инновационных разработок, передового отечественного и мирового опыта.
В последнее время одним из приоритетных проектов для предприятия являлось освоение двигателя НК-38СТ и запуск его в серийное производство. Изначально изготовление двигателя осуществлялось в кооперации с ОАО «СНТК им. Кузнецова», ОАО «Моторостроитель» и ОАО «Самара-Металлист». В 2007 году руководство КМПО приняло решение о самостоятельном производстве НК-38СТ. Причиной разрыва отношений с «самарским кустом» явился срыв сроков поставки турбин. Специально для освоения самостоятельного производства всех узлов двигателя на предприятии было создано конструкторское бюро, построены во многом уникальные испытательные стенды, проведено техническое перевооружение и оснащение производства.
В настоящий момент НК-38СТ – это принципиально иная машина по эксплуатационным и технико-экономическим характеристикам. Её отличает высокий КПД, экономичность и полное соответствие всем экологическим требованиям. Для этого были разработаны и внедрены более 260 конструктивных и технологических мероприятий.
Проводятся работы и по глубокой модернизации известной высокой надежностью машины НК-16СТ с целью повышения КПД и снижения уровня вредных выбросов в соответствии с современными требованиями.
Постоянно идет процесс формирования новых перспективных направлений работы объединения.
КМПО предстоит до конца проработать новый продукт – ГПА мощностью 25 МВт. Предприятие рассматривает реализацию этого проекта как приоритетное направление модельного ряда газоперекачивающих агрегатов ГПА «Волга».
Кроме того, ОАО «КМПО» предлагает альтернативный вариант энергообеспечения - за счет строительства в непосредственной близости от вновь вводимых потребителей и магистрального газопровода высокого давления газотурбинных мини-ТЭЦ производства ОАО «КМПО».
Основным потребителем продукции КМПО является ОАО «Газпром». Также КМПО осуществляет поставки в адрес ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НХК «Узбекнефтегаз», ГК «Туркменгаз», ГК «Туркменнефть» и др.
Создавая условия для профессионального роста, предоставляя рабочие места, обеспечивая социальную стабильность, КМПО по праву может называться социально ориентированным предприятием. Социальные программы направлены на развитие персонала, его социальную защищенность, оздоровление и всестороннее развитие и на улучшение условий труда. Это и регулярное медицинское обследование, и лечение в санаториях и профилактории, и дотация на питание.
Сотрудники предприятия могут участвовать в программе социальной ипотеки, к тому же на предприятии работают собственные программы по улучшению жилищных условий, например, дотация на покупку коммерческого жилья, компенсация части расходов за съем жилья.
Стоит отметить, особое место занимает поддержка молодежи предприятия. Им представляется материальная помощь при вступлении в брак, рождении ребенка, поступлении на учебу, также выплачиваются подъемные пособия молодым парням, отслужившим в армии и вернувшимся в объединение.
Активно поддерживается и развивается спортивная жизнь моторостроителей. Ежегодно выделяются средства на проведение летних и зимних спартакиад. В этих мероприятиях могут принимать участие не только заводчане, но и члены их семей.
Не забывают на предприятии и о ветеранах, регулярно проходят встречи. Каждый год отмечается День Победы и День пожилых людей. Совет ветеранов ОАО «КМПО», на учете которого стоят более 7500 бывших работников объединения, получает полную поддержку в лице генерального директора в плане отдыха, лечения, творческой деятельности.
Немаловажный вклад вносят моторостроители в благоустройство Казани. Объединение является спонсором, принимало и принимает активное участие в благотворительных акциях, а так же в республиканских, городских и районных программах.
Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» имеет все основания называть себя социально-ориентированным предприятием, выпускающим современную, востребованную продукцию.
КМПО (Казанское моторостроительное производственное объединение) - одно из крупнейших в Российской Федерации предприятий машиностроительной и авиационной промышленности, работающее в городе Казани. Находится в районе города Авиастроительный у площади Моторостроителей, названной в его честь, восточнее посёлка-микрорайона Караваево, улицы Дементьева. Вместе с расположенным рядом КАПО имени Горбунова С. П., является одним из предприятий, образующих район.
Официальной датой основания КМПО считается 1931 год - год создания Казанского моторного комбината (завода) № 27 на основании завода «Взрыватель» Воронежского моторного завода № 16, перенесенного в 1941 году в Казань и объединения с ним рядом других заводов в «Завод № 16».
Современная деятельность АО КМПО
В 1997 году на заводе был организован выпуска двигателя НК-93 конструкции Кузнецова Н. Д. для самолётов Ту-204, Ил-96, Ан-70, в 2000 году - двигателя АИ-22 конструкции. Муравченко Ф. М для самолётов Як-48 и Ту-324.
С 1997 года ведётся промышленно-опытная эксплуатация газотурбинного мотора для компрессора НК-38СТ газоперекачивающих станций, предназначающегося для установки на газоперекачивающее устройство «Волга» ГПА-16 и прочих.
Сейчас главное направление деятельности предприятия - массовое производство газотурбинных двигателей (НК-16-18СТ, НК-16СТ, НК-38СТ) и прочего оборудования на их основании для перекачки и распределения природного газа ("Волга"ГПА-16). Более 30 процентов российских газотранспортных потоков действуют на двигателях, изготовленных в КМПО. Это более семисот газоперекачивающих устройств по всей стране и соседним странам.
Объединение предлагает полные технически обоснованные решения также в области энергетики: энергетические устройства (ГТЭУ – 18) для модификации природного газа в тепло и электроэнергию.
В начале 2009 года завод прошел очередную сертификацию в системах «ГОСТ Р» и «Военный регистр» на соответствие ГОСТ-стандартов Р ИСО 9001-2001 и РВ 15.002-2003.
Предприятие изготавливало для города эмблему-символа Казанского Кремля, раскрывающиеся тюльпаны для минаретов мечети Кул Шариф, и полумесяцы и металлоконструкции уникальной многоэтажной сцены в форме Шапки Мономаха, трибун для площади Тысячелетия, шпиль-флагшток для здания Кабинета министров Республики Татарстан и прочие украшения и конструкции.
Социальная инфраструктура
Первым в Казани коллектив завода создал своё второстепенное хозяйство - совхоз «Озёрный», который по плану должен был производить шесть- семь тысяч центнеров мяса, двести - триста тонн молока и прочих сельскохозяйственных продуктов. Также построены технический и физико-математический лицеи, в 2006 году для работников предприятия было сдано жилое здание.
Предприятие на сегодняшний день имеет медсанчасть, санаторий-профилакторий, плавательный бассейн, базу отдыха «Атлашкино», библиотеку, досуговый центр "Моторостроитель", спортивный клуб.
В 1955 году под руководством тренера Голдина В. В. была создана хоккейная заводская команда, которая сначала называлась «Машстрой», а затем на протяжении долгого времени «Команда СК им. Урицкого». Впоследствии на её основании был создан хоккейный клуб «Ак Барс» - будущий чемпион России.
1931 - создается Воронежский завод №16 для ремонта самолетов и моторов. Директор Галкин С.П.
1932 - начало строительства «Казмаша», будущих авиастроительных заводов.
1934 - на Воронежском заводе №16 организуется серийное производство моторов М-11 конструкции А.Д. Швецова для самолета По-2 (У-2).
1935 - организуется авиамоторное производство в корпусе завода №124 (самолетно-моторный комбинат №124-27).
1937 -1940 - Директор завода №16 в г. Воронеже Лукин М.М.
1939 - самолетно-моторный комбинат №124-27 разделяется на завод №27 моторного производства и №124 самолетного производства.
1940 - на Воронежском заводе №16 начинается освоение производства моторов ВК-105 конструкции В.Я. Климова для самолета Пе-2.
1941 -1942 - директор завода №16 в г. Казани Сухоруков В.И.
1942 -1946 - директор завода №16 в г. Казани Лукин М.М.
1941 - завод №27 моторного производства вливается в Воронежский завод №16.
1941 -1945 - поточное производство моторов ВК-105.
1945 - Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства завод награждается орденом Ленина.
1946 - освоено производство двигателя РД-20 конструкции С.А. Колосова для самолета МиГ-9.
1948 - начинается изготовление двигателя РД-500С конструкции В.М. Яковлева для самолета Як-23.
1951 - завод приступил к выпуску двигателя ВК-1 конструкции В.Я. Климова для самолета МиГ-15.
1952 - организуется производство двигателя РД-3М-500 конструкции А.А. Микулина для самолетов Ту-16, Ту-104.
1955-1960 , 1963-1967 - директор завода Сибиркин А.А - Герой Социалистического Труда.
1962 - начинается изготовление двигателя НК-8 конструкции Н.Д. Кузнецова для самолета Ил-62.
1967 -1968 - директор завода Загребельный Р.Е.
1968 -1982 - директор завода Витер П.А. - Герой Социалистического Труда
1969 - налажен выпуск двигателей НК-8-2У конструкции Н.Д. Кузнецова для самолета Ту-154Б.
1975 - начато изготовление двигателя НК-86 конструкции Н.Д. Кузнецова для самолета ИЛ-86.
1976 - на базе двух заводов - головного и Буинского машиностроительного завода образуется Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО).
1980 -1985 - в г. Зеленодольске построен второй филиал КМПО - Зеленодольский машиностроительный завод.
1982 - налажен выпуск двигателя НК-16СТ конструкции Н. Д. Кузнецова для газоперекачивающих агрегатов.
1983 - Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и освоении производства новой авиационной техники КМПО награждается орденом Октябрьской Революции.
1983 -2004 - Генеральный директор завода Павлов А.Ф.
1994 - КМПО путем акционирования преобразуется в акционерное общество ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение».
1994 - начинается изготовление автоматической коробки передач для городских автобусов.
1995 - организуется производство двигателя НК-16-18СТ конструкции Н.Д. Кузнецова для газоперекачивающих агрегатов. Начинается производство двигателя НК-38СТ для магистральных газопроводов в кооперации.
1997 - организуется производство двигателя НК-93 конструкции Н.Д. Кузнецова для самолетов Ил-96, Ту-204, Ан-70. Объединение приступило к выпуску газоперекачивающих агрегатов ГПА-16 «Волга».
1998 - организуется производство двигателя АИ-22 конструкции Ф.М. Муравченко для самолетов Ту-324, ЯК-48.
2003 - вручена Главная премия России - «За выдающийся вклад в историческое развитие России»
2004 - по наст. время - генеральный директор ОАО «КМПО» Каримуллин Д.З.
2007 - 2008 - перевод изготовления силовых турбин с ЗМЗ на основную площадку.
2005 - налажено серийное производство газоперекачивающих агрегатов ГПА-16 «Волга» для транспортировки природного газа по магистральным газопроводам
2008 - отказ от кооперации при изготовлении двигателя НК-38СТ и начало производство на собственной площадке. Начато серийное производство вентиляторов для МИ-28
2009 - внедрение принципов Бережливого производства. Начало оптимизации и реконструкции производственных площадей
2010 - увеличение назначенного ресурса для двигателей НК-16СТ и НК-16-18СТ. Начаты работы по расширение мощностной линейки ГПА «Волга» до 25-32 МВт
2011
- модернизация двигателя НК 16 СТ с целью повышения КПД и снижения уровня вредных выбросов.
Принята стратегия развития предприятия до 2016 года. Главная цель: увеличение объема реализации продукции более чем в 2 раза по сравнению с 2011 годом.
Начало создания нового индустриального двигателя И-41.
Возобновление работ и расширение линейки АГРС.
Возобновили поставки продукции на рынки Средней Азии
2012 - принята программа техперевооружения предприятия
2012 - производство унифицированного газоперекачивающего агрегата ГПА - 16 «Волга»
2012 - подписание контракта на производство узлов к авиадивгателю ВК - 2500
2013 - закупка оборудования в рамках программы техперевооружения
2013 - ОАО «Зеленодольский машиностроительный завод» (филиал КМПО) - 30 лет
2013 - КМПО вступило в ассоциацию производителей оборудования «Новые технологии газовой отрасли» г. Москва
2014 - переход КМПО на собственный источник тепла - запуск газовой котельной установленной мощностью 60 МВт.
2014 - начало сотрудничества с ОАО «Новатэк» по поставке полнокомплектных ГПА
2015
- успешно завершились квалификационные испытания двигателя ВК-2500 для ОАО «Климов», где были установлены воздушный стартер и выхлопной патрубок производства КМПО
2015 -
получение сертификата на соответствие СМК объединения требованиям стандарта СТО Газпром 9001-2012.
2015
- полное освоение комплексной поставки оборудования для дожимных компрессорных станций «под ключ»
2015
- доля сторонних от газовой монополии потребителей в портфеле заказов составила 58% от общего объема реализации промышленной продукции предприятия
2016
-
АО «КМПО» - 85-лет!
2016
- выпуск 100-го ГПА по заказу ЗАО «НОРТГАЗ»
2016
- КМПО внесли в книгу почета Казани как предприятие, сделавшее весомый вклад в развитие различных сфер деятельности столицы Татарстана и способствует росту ее благосостояния
2017 - проведена реконструкция отдельных корпусов и участков
2017 - предприятие получило сертификаты соответствия СЭМ требованиям новой версии международного стандарта ИСО 14001:2015 в Российской системе сертификации «русский регистр» и международной системе сертификации IQNet
2018 - Освоено изготовление газоперекачивающего агрегата нового поколения - ГПА мощностью 32МВт
2018 - Открыт проект по созданию двигателя GTU-K12 мощностью 12МВт
2018 - Внедряется единая информационная PDM система
История КМПО до 1941 года складывалась из самостоятельной жизни двух заводов: Воронежского завода № 16 и Казанского моторного комбината № 27.
Воронежский завод № 16
В 1931 году на базе завода «Взрыватель» для ремонта самолетов и моторов создается Воронежский завод № 16. На 1932 год завод имел объемную программу по ремонту моторов и самолетов. Однако в октябре 1931 года разрабатывается проект реконструкции завода — теперь уже для выпуска самолетов. В начале 1932 года реконструкция в основном была завершена, значительная часть инженерно-технических работников прошла переподготовку на родственных предприятиях Москвы.
В 1932 году завод собрал пять самолетов, еще пять находилось в производстве, но летные испытания выявили ряд конструктивных и технологических недоработок, поэтому Всесоюзное авиационное объединение сочло нужным ликвидировать самолетостроительный профиль завода и переориентировать его на серийное производство самолетного оборудования.
За короткое время завод трижды поменял основной профиль и производственные программы.
Знаменитый М11
В феврале 1934 года по приказу Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапром» разрабатывается еще один проект реконструкции — на производство моторов воздушного охлаждения М-11 конструкции А. Д. Швецова.
Мотор М-11 имел форму пятиконечной звезды — это пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 110 л/с, ресурс — 400 часов, вес — 160 кг, расход топлива — 250 л/час. М-11 был одним из самых популярных авиамоторов на протяжении многих десятков лет. Потребность в них была велика — они устанавливались на знаменитые самолеты ПО-2 (У-2) конструкции Н. Н. Поликарпова, используемые для массовой подготовки пилотов, в сельском хозяйстве, для почтовой связи, в медицине, для пассажирских перевозок.
Разработка проекта реконструкции, сама реконструкция, подготовка кадров и производства, освоение изделий — все это было осуществлено за шесть месяцев: с февраля по август. В августе 1934 года началось серийное производство. В 1934-1935 годах завод стал единственным предприятием, выпускающим подобные моторы.
Конвейер
В 1939 году завод получил задание — освоить производство двигателя нового поколения — первоклассного мотора ВК-105 конструкции В. Я. Климова.
ВК-105 мощностью 1100 л/с и ресурсом в 100 часов был рассчитан на полетную скорость 480 км/час и устанавливался на знаменитые пикирующие бомбардировщики «Пе-2» и «СБ».
Казанский моторный комбинат № 27
В 1932 году решением Совета Народных Комиссаров СССР на северной окраине Казани были заложены первые камни будущих авиастроительных заводов. Тогда началось строительство «Казмаша».
В апреле 1935 года приказом Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапрому» было дано новое задание — спроектировать самолётное и авиамоторное производство на площадях завода имени Серго Орджоникидзе (завод № 124) и присвоить ему название Самолетно-моторный комбинат № 124-27. Но уже в следующем году встал вопрос о нецелесообразности размещения в одном корпусе самолётного и авиамоторного производств. В результате в апреле 1937 года из Москвы было получено разрешение развивать авиамоторный завод № 27 отдельно. В 1936-1937 годах завод занимался в основном ремонтом моторов, причём, в очень малом объёме. 21 марта 1937 года поступил приказ Наркомата авиационной промышленности, согласно которому заводу приписывалось организовать производство авиационного центробежного нагнетателя АЦН-2 и авиационного нагнетателя АН-1.
7 июня 1939 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ, согласно которому самолётно-моторный комбинат № 124/27 разделялся на два самостоятельных предприятия: завод № 27 моторного производства и завод № 124 самолётного производства.
Моторное производство ориентировалось на выпуск новых изделий и запчастей к ним. В октябре 1941 года был испытан мотор, собранный полностью из деталей производства завода № 27.
Объединение двух заводов
С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны произошла эвакуация Воронежского завода № 16 в Казань, на территорию завода № 27. Объединение позволило сконцентрировать в одном месте научно-конструкторскую мысль, материальные и трудовые ресурсы, на новой технической основе решать сложнейшие производственные задачи, выдвинутые необходимостью военного времени.
Военные годы
Работу объединения в военные годы можно рассматривать в четыре периода. Первый связан с техническим восстановлением объединённых заводов, второй — с организацией и развертыванием производства, третий — с подъёмом его до уровня правительственного задания, четвертый — с осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости продукции.
С 1941 по 1945 год на заводе работало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В. Я. Климова М-105 ПФ, мощностью 1200 лошадиных сил.
В 1943 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемом В. П. Глушко, был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1. Он использовался в качестве вспомогательного двигателя-ускорителя для улучшения взлётных, скоростных и высотных характеристик самолётов. В тот период опытно-конструкторское бюро было укомплектовано высококвалифицированными учёными, конструкторами, экспериментаторами, технологами, металлургами, химиками. С 1942 по 1946 год заместителем главного конструктора двигателей по лётным испытаниям здесь работал С. П. Королев. По стечению обстоятельств на казанском заводе № 16 сосредоточились самые талантливые двигателестроители страны.
Труд казанских моторостроителей в годы ВОВ был высоко оценён правительством СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награждён орденом Ленина. За время войны коллектив завода завоёвывал переходящее Красное Знамя Комитета Обороны 19 раз! Решением ВЦСПС и Министерства от 16 апреля 1946 года Красное Знамя Комитета Обороны оставлено заводу на вечное хранение.
Реактивная реконструкция
Первый послевоенный год особенно характерен интенсивной помощью заводчан сельским труженикам — в 1946 году директор завода М. М. Лукин издал приказ о производстве узлов и деталей для сельхозмашин и товаров народного потребления.
Главным направлением послевоенного развития отечественного авиационного двигателестроения была разработка реактивных двигателей. Они положительно отличались от сложных в производстве и капризных в эксплуатации поршневых моторов. Опытный образец такого двигателя, испытанного на наземном стенде, был создан ещё в военные годы конструктором А. М. Люлька.
В марте 1946 года правительство поручает заводу ответственное задание — освоить выпуск турбореактивного двигателя РД-20. С этой целью на заводе создаётся опытно-конструкторское бюро. Коллектив завода успешно справился с этой задачей — уже на первомайском параде 1947 года в небе Москвы появились самолёты, оснащенные реактивными двигателями казанского завода.
В сентябре 1948 коллектив моторостроителей получает новое задание — приступить к организации производства нового двигателя РД-500 конструктора В. М. Яковлева, предназначенного для самолёта ЯК-23, который выпускался до 1951 года.
В послевоенный период реактивная техника развивалась гигантскими темпами — заводу приходилось в короткие сроки один за другим осваивать выпуск различных моделей двигателей. В 1949 году объединение осваивает двигатель АЛ-3 первого советского конструктора реактивных двигателей А. М. Люлька. С 1951 по 1953 год был налажен выпуск двигателя ВК-1 конструкции В. Я. Климова с тягой 2700 кг, ресурсом 200 часов для самолётов МиГ-15.
С 1953 года осваивали производство двигателя АМ-3 (РД-3М-500) конструкции А. А. Микулина. Он устанавливался на самолёты А. Н. Туполева ТУ-16 и ТУ-104.
Начиная с 1962 года, коллектив осваивал семейство двигателей НК-8-3 и НК-8-4 конструкции Н. Д. Кузнецова. Эти двигатели с реверсом тяги устанавливались на межконтинентальный самолёт ИЛ-62.
С 1969 года в объединении был организован серийный выпуск двигателя НК-8-2У для самолётов ТУ-154.
До периода «великих» реформ Министерство гражданской авиации ежегодно перевозило 48% пассажиров на самолётах с двигателями производства казанского авиамоторного объединения.
Начиная с 1975 года завод освоил выпуск двигателей НК-86 конструкции Н. Д. Кузнецова, устанавливавшихся на самолёт ИЛ-86. На заводе понимали, что увеличение номенклатуры производства ведёт за собой неизбежные трудности, выход из которых был в ускорении темпов автоматизации и механизации, технического перевооружения производства. С этой целью создавались новые службы: ОМАТПП, ОАСУП — были закуплены и установлены десятки отечественных и зарубежных станков с числовым программным управлением. В производство внедрялись ЭВМ и компьютерная техника.
Казанское моторостроительное производственное объединение
Кроме основной продукции постановлением Совета Министров заводу был запланирован выпуск большого количества товаров народного потребления. С этой целью на основании приказа министра авиационной промышленности началось строительство филиала завода в Буинске.
«Казанское моторостроительное производственное объединение» или сокращенно КМПО было образовано в 1976 году на базе двух заводов — головного и филиала (Буинского машиностроительного завода) — приказом МАП № 215.
От авиации к газовой промышленности
В начале 80-х годов в стране остро встал вопрос по обеспечению строящегося магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород газоперекачивающими агрегатами с приводом авиационного типа. Приказом МАП № 293 от 9 июля 1979 года КМПО было поручено производство газотурбинного двигателя НК-16СТ, спроектированного на базе авиационного НК-8.
Его серийное производство началось в 1982 году. Учитывая возросшую потребность газовой и химической промышленности в таких конвертированных двигателях, в 1980-1985 годы в Зеленодольске был построен второй филиал КМПО с производственной площадью 100 тысяч кв. м., которому приказом МАП № 390 от 4 августа 1983 года было присвоено название Зеленодольский машиностроительный завод.
Титанические усилия заводчан (на заводе параллельно выпускались двигатели НК-16СТ, НК-86, НК-8-2У и проводился плановый ремонт двигателей) были оценены правительством. В 1983 году указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники КМПО награждается Орденом Октябрьской Революции.
По рыночным рельсам
С наступлением времени рыночных отношений жизнь завода складывалась непросто. В 1994 году КМПО преобразуется в открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение». В этом же году подписывается контракт с фирмой «VOITH» на изготовление автоматических коробок передач для городских автобусов. Завод шагнул на качественно высшую ступень производства (для производства нового изделия было закуплено новейшее технологическое и измерительное оборудование).
В 1995 году организуется производство двигателя НК-16-18СТ для газоперекачивающих агрегатов.
В 1997 году на объединении организуется производство двигателя НК-93 конструкции Н. К. Кузнецова для самолётов ИЛ-96, ТУ-204, АН-70. Объединение приступило к освоению производства газоперекачивающего агрегата ГПА-16 «Волга», а также двигателя НК-38СT для магистральных газопроводов. Тогда же было налажено изготовление автоматической газораспределительной станции АГРС «Исток».
В 1998 году начинается освоение производства двигателя АИ-22 конструкции Ф. М. Муравченко, который был предназначен для установки на самолёты ТУ-324 и ЯК-48.
В феврале 2000 года система качества КМПО была сертифицирована органами по сертификации систем качества «Центросерт» и «Союзсерт» — выданы сертификаты соответствия № 6301.310073. RU и № 6300.310094/RU, свидетельствующие о том, что система качества ОАО «КМПО» при производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационных двигателей соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9002.
В 2003 году ОАО «КМПО» вручена Главная премия России «За выдающийся вклад в историческое развитие России». В 2005 году в объединении был введен в эксплуатацию чугунолитейный участок, оснащенный современным металлургическим оборудованием, и уникальный по своим технологическим возможностям. Укомплектованный микропроцессорной техникой и компьютерным управлением, участок позволял решать в комплексе многие задачи: производство высококачественного чугунного литья, увеличение объемов производства деталей и обеспечение работников оптимальными условиями труда. В 2005 году Кабинет министров и Министерство экологии и природных ресурсов РТ наградили Объединение Дипломом лауреата в конкурсе «Эко-лидер» в номинации «За работу службы охраны природы». КМПО — лауреат Республиканского конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан».
В 2006 году КМПО получены сертификаты соответствия системы менеджмента качества объединения «Военный регистр и «ГОСтР».
В начале 2009 года объединение успешно прошло очередную сертификацию в системах «Военный регистр» и «ГОСТ Р» на соответствие требованиям стандарту ГОСТ РВ 15.002-2003 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
КМПО сегодня
Производственный комплекс АО «КМПО» состоит из двух площадок. В Казани размещен полный цикл производства газотурбинных двигателей, включающий проектирование, изготовление деталей и узлов, специальные виды контроля, а также сборку и упаковку.
На производственной площадке в Зеленодольске освоено проектирование и полнокомплектное производство газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных электростанций, автоматических газораспределительных станций, их отдельных узлов, блоков и различных металлоконструкций.
Опыт и производственные компетенции АО «КМПО» позволяют осуществлять не только поставку полнокомплектного оборудования, но и комплексную реализацию сложнейших нефтегазовых проектов, включая проектирование, инжиниринг, производство, поставку, монтаж, пуско-наладку компрессорных станций и их дальнейшее сервисное обслуживание.
Имеющийся на предприятии уровень технологий обеспечивает производство продукции высокого качества, поскольку постоянно и планомерно проводится работа по модернизации производства, внедрению инновационных разработок, передового отечественного и мирового опыта.
На КМПО активно ведется работа над рядом перспективных проектов.
В числе приоритетных проектов - двигатель НК-38СТ, самостоятельным освоением производства которого предприятие занимается с 2007 года. Специально для самостоятельного производства всех узлов двигателя на КМПО было создано конструкторское бюро, построены во многом уникальные испытательные стенды, проведено техническое перевооружение и оснащение производства.
В настоящий момент НК-38СТ - это современная машина в плане эксплуатационных и технико-экономических характеристик. Её отличает высокий КПД, экономичность и полное соответствие всем экологическим требованиям. Для этого были разработаны и внедрены более 260 конструктивных и технологических мероприятий, в том числе измененный подшипниковый узел подшипника ротора компрессора высокого давления со втулкой типа «беличье колесо», усиленный ротор компрессора высокого давления, рабочая лопатка турбины высокого давления с измененным профилем пера.
Проводятся работы и по глубокой модернизации известной высокой надежностью машины НК-16СТ с целью повышения КПД и снижения уровня вредных выбросов в соответствии с современными требованиями.
Предприятие предлагает альтернативный вариант энергообеспечения - газотурбинную энергетическую установку ГТЭУ-18. ГТЭУ - это высокоэффективный и надежный агрегат нового поколения для выработки электрической энергии и тепла. Установка может быть использована для автономного тепло- и электроснабжения небольших городов и сети компактно расположенных поселков, микрорайонов, промышленных предприятий.
Среди заказчиков АО «КМПО» - нефтегазовые компании России, в том числе предприятия, входящие в структуру ПАО «НОВАТЭК», нефтегазовые компании Узбекистана и Казахстана.
АО «КМПО» - социально ориентированное предприятие, уделяющее большое внимание кадровой политике. Предприятие создает условия для профессионального роста, предоставляет рабочие места, обеспечивает социальную стабильность. На сегодняшний день 104 династии работают на КМПО.
КМПО является примером предприятия с успешным опытом трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.
Социальные программы предприятия направлены на развитие персонала, его социальную защищенность, оздоровление и всестороннее развитие, а также на улучшение условий труда. Это и регулярное медицинское обследование, и лечение в санаториях и профилактории, и дотация на питание.
Моторостроители могут участвовать в программе социальной ипотеки, к тому же на предприятии работают собственные программы по улучшению жилищных условий, например, дотация на покупку коммерческого жилья, компенсация части расходов за съем жилья.
Стоит отметить, особое место занимает поддержка молодежи предприятия. Им предоставляется материальная помощь при вступлении в брак, рождении ребенка, поступлении на учебу, также выплачиваются подъемные пособия молодым парням, отслужившим в армии и вернувшимся в объединение.
Активно поддерживается и развивается спортивная жизнь моторостроителей. Ежегодно выделяются средства на проведение летних и зимних спартакиад. В этих мероприятиях могут принимать участие не только заводчане, но и члены их семей.
Не забывают на предприятии и о ветеранах, регулярно проходят их встречи. Каждый год отмечается День Победы и День пожилых людей. Совет ветеранов АО «КМПО», на учете которого стоят более 6 тысяч бывших работников объединения, получает полную поддержку в лице генерального директора в плане отдыха, лечения, творческой деятельности.
Немаловажный вклад вносят моторостроители в благоустройство Казани. АО «КМПО» принимало активное участие в реконструкции парка Урицкого, ставшего одним из любимых парков казанцев.
КМПО уделяет много внимания озеленению. Знаменитая клумба предприятия получила первое место в конкурсе «Цветущая Казань-2017» за лучшее оформление прилегающей территории. Новогодняя елка КМПО уже много лет приводит в восторг жителей не только Авиастроительного района!
КМПО является спонсором, принимало и принимает участие в благотворительных акциях, а также в республиканских, городских и районных программах.
За благотворительную деятельность имя директора предприятия Дамира Каримуллина вписано во все 7 томов книги благотворителей фонда Возрождения. Его деятельность отмечена огромным количеством благодарственных писем за участие в проектах, которые стали всенародными и медалью ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан».
Акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» - эффективно работающая компания. Результаты работы предприятия служат интересам многих людей. КМПО имеет все основания называть себя социально-ориентированным предприятием, выпускающим современную, востребованную продукцию.
Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» (ОАО "КМПО") основано в 1931 году и является одним из крупнейших машиностроительных предприятий России.
Миссия предприятия:
"Через постоянное совершенствование бизнес-процессов, повышение эффективности труда каждого работника предприятия, создавать продукцию, полностью удовлетворяющую запросы потребителей, с минимальными сроками поставки и с лучшей ценой на рынке."
Основное направление деятельности КМПО - серийное производство газотурбинных двигателей и оборудования на их основе для транспортировки и распределения природного газа.
В газотранспортной системе России и Ближнего Зарубежья используется более 1500 двигателей производства КМПО.
Газотурбинные двигатели КМПО нового поколения удовлетворяют современным требованиям экологии, топливной эффективности и эксплуатационной надежности.
КМПО так же является серийным производителем полнокомплектных газоперекачивающих агрегатов ГПА-16 «Волга». Это высокоэффективный и надежный агрегат нового поколения на базе модельного ряда двигателей КМПО. Агрегат сертифицирован и прошел все межведомственные испытания.
Объединение предлагает комплексные технические решения и в области энергетики: энергетические установки (ГТЭУ – 18) для переработки природного газа в электроэнергию и тепло.
Современный научно-технический потенциал КМПО базируется на высоких технологиях изготовления авиационных двигателей. КМПО обладает потенциалом для производства авиационных двигателей и готово к сотрудничеству с российскими и международными партнерами в этой области.
История КМПО до 1941 года складывалась из самостоятельной жизни двух заводов: Воронежского завода № 16 и Казанского моторного комбината № 27.
Воронежский завод № 16
В 1931 году на базе завода «Взрыватель» для ремонта самолетов и моторов создается Воронежский завод № 16. На 1932 год завод имел объемную программу по ремонту моторов и самолетов. Однако в октябре 1931 года разрабатывается проект реконструкции завода - теперь уже для выпуска самолетов. В начале 1932 года реконструкция в основном была завершена, значительная часть инженерно-технических работников прошла переподготовку на родственных предприятиях Москвы.
В 1932 году завод собрал пять самолетов, еще пять находилось в производстве, но летные испытания выявили ряд конструктивных и технологических недоработок, поэтому Всесоюзное авиационное объединение сочло нужным ликвидировать самолетостроительный профиль завода и переориентировать его на серийное производство самолетного оборудования.
За короткое время завод трижды поменял основной профиль и производственные программы.
Знаменитый М11
В феврале 1934 года по приказу Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапром» разрабатывается еще один проект реконструкции - на производство моторов воздушного охлаждения М-11 конструкции А. Д. Швецова.
Мотор М-11 имел форму пятиконечной звезды - это пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 110 л/с, ресурс - 400 часов, вес - 160 кг, расход топлива - 250 л/час. М11 был одним из самых популярных авиамоторов на протяжении многих десятков лет. Потребность в них была велика - они устанавливались на знаменитые самолеты ПО-2 (У-2) конструкции Н. Н. Поликарпова, используемые для массовой подготовки пилотов, в сельском хозяйстве, для почтовой связи, в медицине, для пассажирских перевозок.
Разработка проекта реконструкции, сама реконструкция, подготовка кадров и производства, освоение изделий - все это было осуществлено за шесть месяцев: с февраля по август. В августе 1934 года началось серийное производство. В 1934-1935 годах завод стал единственным предприятием, выпускающим подобные моторы.
Конвейер
В 1939 году завод получил задание - освоить производство двигателя нового поколения - первоклассного мотора ВК-105 конструкции В. Я. Климова.
ВК-105 мощностью 1100 л/с и ресурсом в 100 часов был рассчитан на полетную скорость 480 км/час и устанавливался на знаменитые пикирующие бомбардировщики «Пе-2» и «СБ».
Казанский моторный комбинат № 27
В 1932 году решением Совета Народных Комиссаров СССР на северной окраине Казани были заложены первые камни будущих авиастроительных заводов. Тогда началось строительство «Казмаша».
В апреле 1935 года приказом Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапрому» было дано новое задание - спроектировать самолётное и авиамоторное производство на площадях завода имени Серго Орджоникидзе (завод № 124) и присвоить ему название Самолетно-моторный комбинат № 1214-27. Но уже в следующем году встал вопрос о нецелесообразности размещения в одном корпусе самолётного и авиамоторного производств. В результате в апреле 1937 года из Москвы было получено разрешение развивать авиамоторный завод № 27 отдельно. В 1936-1937 годах завод занимался в основном ремонтом моторов, причём, в очень малом объёме. 21 марта 1937 года поступил приказ Наркомата авиационной промышленности, согласно которому заводу приписывалось организовать производство авиационного центробежного нагнетателя АЦН-2 и авиационного нагнетателя АН-1.
7 июня 1939 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ, согласно которому самолётно-моторный комбинат № 124/27 разделялся на два самостоятельных предприятия: завод № 27 моторного производства и завод № 124 самолётного производства.
Моторное производство ориентировалось на выпуск новых изделий и запчастей к ним. В октябре 1941 года был испытан мотор, собранный полностью из деталей производства завода № 27.
Объединение двух заводов
С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны произошла эвакуация Воронежского завода № 16 в Казань, на территорию завода № 27. Объединение позволило сконцентрировать в одном месте научно-конструкторскую мысль, материальные и трудовые ресурсы, на новой технической основе решать сложнейшие производственные задачи, выдвинутые необходимостью военного времени.
Военные годы
Работу объединения в военные годы можно рассматривать в четыре периода. Первый связан с техническим восстановлением объединённых заводов, второй - с организацией и развертыванием производства, третий - с подъёмом его до уровня правительственного задания, четвертый - с осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости продукции.
С 1941 по 1945 год на заводе работало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В. Я. Климова М105ПФ, мощностью 1200 лошадиных сил.
В 1943 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемым В. П. Глушко, был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1. Он использовался в качестве вспомогательного двигателя-ускорителя для улучшения взлётных, скоростных и высотных характеристик самолётов. В тот период опытно-конструкторское бюро было укомплектовано высококвалифицированными учёными, конструкторами, экспериментаторами, технологами, металлургами, химиками. С 1942 по 1946 год заместителем главного конструктора двигателей по лётным испытаниям здесь работал С. П. Королев. По стечению обстоятельств на казанском заводе № 16 сосредоточились самые талантливые двигателестроители страны.
Труд Казанских моторостроителей в годы ВОВ был высоко оценён правительством СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награждён орденом Ленина. За время войны коллектив завода завоёвывал переходящее Красное Знамя Комитета Обороны 19 раз! Решением ВЦСПС и Министерства от 16 апреля 1946 года Красное Знамя Комитета Обороны оставлено заводу на вечное хранение.
Реактивная реконструкция
Первый послевоенный год особенно характерен интенсивной помощью заводчан сельским труженикам - в 1946 году директор завода М. М. Лукин издал приказ о производстве узлов и деталей для производства сельхозмашин и товаров народного потребления.
Главным направлением послевоенного развития отечественного авиационного двигателестроения была разработка реактивных двигателей. Они положительно отличались от сложных в производстве и капризных в эксплуатации поршневых моторов. Опытный образец такого двигателя, испытанного на наземном стенде, был создан ещё в военные годы конструктором А. М. Люлька.
В марте 1946 года правительство поручает заводу ответственное задание - освоить выпуск турбореактивного двигателя РД-20. С этой целью на заводе создаётся опытно-конструкторское бюро. Коллектив завода успешно справился с этой задачей - уже на первомайском параде 1947 года в небе Москвы появились самолёты, оснащенные реактивными двигателями казанского завода.
В сентябре 1948 коллектив моторостроителей получает новое задание - приступить к организации производства нового двигателя РД-500 конструктора В. М. Яковлева, предназначенного для самолёта ЯК-23, который выпускался до 1951 года.
В послевоенный период реактивная техника развивалась гигантскими темпами - заводу приходилось в короткие сроки один за другим осваивать выпуск различных моделей двигателей. В 1949 году объединение осваивает двигатель АЛ-3 первого советского конструктора реактивных двигателей А. М. Люлька. С 1951 по 1953 год был налажен выпуск двигателя ВК-1 конструкции В. Я. Климова с тягой 2700 кг, ресурсом 200 часов для самолётов МиГ-15.
С 1953 года осваивали производство двигателя АМ-3 (РД-3М-500) конструкции А. А. Микулина. Он устанавливался на самолёты А. Н. Туполева ТУ-16 и ТУ-104.
Начиная с 1962 года, коллектив осваивал семейство двигателей НК-8-3 и НК-8-4 конструкции Н. Д. Кузнецова. Эти двигатели с реверсом тяги устанавливались на межконтинентальный самолёт ИЛ-62.
С 1969 года в объединении был организован серийный выпуск двигателя НК-8-2У для самолётов ТУ-154.
До периода «великих» реформ Министерство гражданской авиации ежегодно перевозило 48% пассажиров на самолётах с двигателями производства казанского авиамоторного объединения.
Начиная с 1975 года, завод освоил выпуск двигателей НК-86 конструкции Н. Д. Кузнецова, устанавливавшихся на самолёт ИЛ-86. На заводе понимали, что увеличение номенклатуры производства ведёт за собой неизбежные трудности, выход из которых был в ускорении темпов автоматизации и механизации, технического перевооружения производства. С этой целью создавались новые службы: ОМАТПП, ОАСУП - были закуплены и установлены десятки отечественных и зарубежных станков с числовым программным управлением. В производство внедрялись ЭВМ и компьютерная техника.
Казанское моторостроительное производственное объединение
Кроме основной продукции постановлением Совета Министров заводу был запланирован выпуск большого количества товаров народного потребления. С этой целью на основании приказа министра авиационной промышленности началось строительство филиала завода в Буинске.
«Казанское моторостроительное производственное объединение» или сокращенно КМПО было образовано в 1976 году на базе двух заводов - головного и филиала (Буинского машиностроительного завода) - приказом МАП № 215.
От авиации к газовой промышленности
В начале 80-х годов в стране остро встал вопрос по обеспечению строящегося магистрального газопровода Уренгой - Помары - Ужгород газоперекачивающими агрегатами с приводом авиационного типа. Приказом МАП № 293 от 9 июля 1979 года КМПО было поручено производство этих силовых приводов к газотурбинному двигателю НК-16СТ.
Серийное производство двигателя началось в 1982 году. Учитывая возросшую потребность газовой и химической промышленности в таких агрегатах с использованием авиационных двигателей, в 1980-1985 годы в Зеленодольске был построен второй филиал КМПО с производственной площадью 100 тысяч кв. м., которому приказом МАП № 390 от 4 августа 1983 года было присвоено название Зеленодольский машиностроительный завод.
Титанические усилия заводчан (на заводе параллельно выпускались двигатели НК-16СТ, НК-86, НК-8-2У и проводился плановый ремонт двигателей) были оценены правительством. В 1983 году указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники КМПО награждается Орденом Октябрьской Революции.
По рыночным рельсам
С наступлением времени рыночных отношений жизнь завода складывалась непросто. В 1994 году КМПО преобразуется в открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение». В этом же году подписывается контракт с фирмой «VOITH» на изготовление автоматических коробок передач для городских автобусов. Завод шагнул на качественно высшую ступень производства (для производства нового изделия было закуплено новейшее технологическое и измерительное оборудование).
В 1995 году организуется производство двигателя НК-16-18СТ для газоперекачивающих агрегатов.
В 1997 году на объединении организуется производство двигателя НК-93 конструкции Н. К. Кузнецова для самолётов ИЛ-96, ТУ-204, АН-70. Объединение приступило к выпуску газоперекачивающего агрегата ГПА-16 «Волга», началось производство двигателя НК-38СT для магистральных газопроводов. Тогда же было налажено изготовление автоматической газораспределительной станции АГРС «Исток».
В 1998 году организуется производство двигателя АИ-22 конструкции Ф. М. Муравченко, двигатель предназначен для установки на самолёты ТУ-324 и ЯК-48.
В феврале 2000 года система качества КМПО была сертифицирована органами по сертификации систем качества «Центросерт» и «Союзсерт» - выданы сертификаты соответствия № 6301.310073. RU и № 6300.310094/RU, свидетельствующие о том, что система качества ОАО «КМПО» при производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационных двигателей соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9002.
В 2003 году ОАО «КМПО» вручена Главная премия России «За выдающийся вклад в историческое развитие России». В 2005 году в объединении был введен в эксплуатацию чугунолитейный участок, оснащенный современным металлургическим оборудованием, и уникальный по своим технологическим возможностям. Укомплектованный микропроцессорной техникой и компьютерным управлением, участок позволяет решать в комплексе многие задачи: производство высококачественного чугунного литья, увеличение объемов производства деталей и обеспечение работников оптимальными условиями труда. В 2005 году Кабинет министров и Министерство экологии и природных ресурсов РТ наградили Объединение Дипломом лауреата в конкурсе «Эко-лидер» в номинации «За работу службы охраны природы». КМПО - лауреат Республиканского конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан».
В 2006 году КМПО получены сертификаты соответствия системы менеджмента качества объединения «Военный регистр и «ГОСтР».
В начале 2009 года объединение успешно прошло очередную сертификацию в системах «Военный регистр» и «ГОСТ Р» на соответствие требованиям стандарту ГОСТ РВ 15.002-2003 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
КМПО сегодня
Основным направлением деятельности КМПО является серийное производство газотурбинных двигателей: НК-16СТ, НК-16-18СТ и НК-38СТ и оборудования на их основе для перекачки и распределения природного газа (ГПА – 16 Волга).
Имеющийся на предприятии уровень технологии обеспечивает производство продукции высокого качества, поскольку постоянно и планомерно проводится работа по модернизации производства, внедрению инновационных разработок, передового отечественного и мирового опыта.
В последнее время одним из приоритетных проектов для предприятия являлось освоение двигателя НК-38СТ и запуск его в серийное производство. Изначально изготовление двигателя осуществлялось в кооперации с ОАО «СНТК им. Кузнецова», ОАО «Моторостроитель» и ОАО «Самара-Металлист». В 2007 году руководство КМПО приняло решение о самостоятельном производстве НК-38СТ. Причиной разрыва отношений с «самарским кустом» явился срыв сроков поставки турбин. Специально для освоения самостоятельного производства всех узлов двигателя на предприятии было создано конструкторское бюро, построены во многом уникальные испытательные стенды, проведено техническое перевооружение и оснащение производства.
В настоящий момент НК-38СТ – это принципиально иная машина по эксплуатационным и технико-экономическим характеристикам. Её отличает высокий КПД, экономичность и полное соответствие всем экологическим требованиям. Для этого были разработаны и внедрены более 260 конструктивных и технологических мероприятий.
Проводятся работы и по глубокой модернизации известной высокой надежностью машины НК-16СТ с целью повышения КПД и снижения уровня вредных выбросов в соответствии с современными требованиями.
Постоянно идет процесс формирования новых перспективных направлений работы объединения.
КМПО предстоит до конца проработать новый продукт – ГПА мощностью 25 МВт. Предприятие рассматривает реализацию этого проекта как приоритетное направление модельного ряда газоперекачивающих агрегатов ГПА «Волга».
Кроме того, ОАО «КМПО» предлагает альтернативный вариант энергообеспечения - за счет строительства в непосредственной близости от вновь вводимых потребителей и магистрального газопровода высокого давления газотурбинных мини-ТЭЦ производства ОАО «КМПО».
Основным потребителем продукции КМПО является ОАО «Газпром». Также КМПО осуществляет поставки в адрес ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НХК «Узбекнефтегаз», ГК «Туркменгаз», ГК «Туркменнефть» и др.
Создавая условия для профессионального роста, предоставляя рабочие места, обеспечивая социальную стабильность, КМПО по праву может называться социально ориентированным предприятием. Социальные программы направлены на развитие персонала, его социальную защищенность, оздоровление и всестороннее развитие и на улучшение условий труда. Это и регулярное медицинское обследование, и лечение в санаториях и профилактории, и дотация на питание.
Сотрудники предприятия могут участвовать в программе социальной ипотеки, к тому же на предприятии работают собственные программы по улучшению жилищных условий, например, дотация на покупку коммерческого жилья, компенсация части расходов за съем жилья.
Стоит отметить, особое место занимает поддержка молодежи предприятия. Им представляется материальная помощь при вступлении в брак, рождении ребенка, поступлении на учебу, также выплачиваются подъемные пособия молодым парням, отслужившим в армии и вернувшимся в объединение.
Активно поддерживается и развивается спортивная жизнь моторостроителей. Ежегодно выделяются средства на проведение летних и зимних спартакиад. В этих мероприятиях могут принимать участие не только заводчане, но и члены их семей.
Не забывают на предприятии и о ветеранах, регулярно проходят встречи. Каждый год отмечается День Победы и День пожилых людей. Совет ветеранов ОАО «КМПО», на учете которого стоят более 7500 бывших работников объединения, получает полную поддержку в лице генерального директора в плане отдыха, лечения, творческой деятельности.
Немаловажный вклад вносят моторостроители в благоустройство Казани. Объединение является спонсором, принимало и принимает активное участие в благотворительных акциях, а так же в республиканских, городских и районных программах.
Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» имеет все основания называть себя социально-ориентированным предприятием, выпускающим современную, востребованную продукцию.