Современная типология стран. Группа стран с переходной экономикой
Читайте также
Типология стран
(классификацию, цифры и страны скорректировала в соотв с учебником)
266 государств и территорий, из них 197 –суверенные
По размерам 7 самых крупных (площадь более 3 млн кв. км): Россия, Канада, США, КНР, Бразилия, Австралия, Индия.
По численности (более 100 млн): КНР, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония, Мексика, Филиппины.
Разнообразие за пределами возможных категорий? Это разнообразие за пределами существующих категорий. Но разве это также разнообразие за пределами возможных категорий? Может ли найденное множество быть структурировано таким образом, чтобы можно было проводить систематические сравнения?
Однако следует учитывать различные «меры предосторожности»: во-первых, типологии не следует «ставить в камень», а скорее учитывать динамику и политические изменения. Во-вторых, новые группы должны также иметь возможность учитывать фактический уровень уверенности и некоторый уровень субъективности. Например, Роллер показал, что сравнительно немногие немцы оценивают статус системы здравоохранения в своих странах в международном сопоставлении, несмотря на то, что он лучше выполняет сравнение качества в мире, чем во многих странах с более высоким уровнем одобрения среди своего населения.
Классификация ООН (критерий ВВП):
Экономически развитые;
Развивающиеся;
Страны с переходной экономикой.
ВВП – душевой показатель валового внутреннего продукта; экономич. показатель, выраж. совокупную стоимость произведенных товаров и услуг с учетом прибылей иностранных компаний в данной стране и за вычетом прибылей национальных компаний за рубежом.
В-третьих, новые типологии также должны улавливать различия внутри национальных государств. Все еще яркие различия в институциональном уходе за детьми между Западной и Восточной Германией показывают, почему региональные особенности на субнациональном уровне необходимо учитывать, чтобы получить реалистичную картину европейских систем социального обеспечения.
Базант, Урсула; Шуберт, Клаус: Европейские системы благосостояния: разнообразие за пределами существующих категорий. Блюм, Соня; Делинг, Йохен; Гегелич, Симон; Шуберт, Клаус: политически ограниченный плюрализм. Системы социального обеспечения 27 государств-членов Европейского Союза.
ВНП – то же без учета прибыли иностранных компаний и учитывая прибыль национ. комп за рубежом.
Другие критерии классификации: средняя продолжит. жизни, уровень образованности, детская смертность и др. Суммирование всех дает индексразвития человеческого потенциала ИРПЧ – для оценки уровня жизни в стране.
Экономически развитые страны
Эспинг-Андерсен, Гёста: «Три мира благосостояния». Роллер, Ээлэлтро: Система образования и здравоохранения в суждении граждан. Книга: Шуберт, Клаус; Гегелич, Симон; Базант, Урсула: Европейские системы благосостояния. Книга доступна коммерчески или через издателя.
Авторы: Соня Блум является исследователем в Институте политических наук Вестфалического университета Вильгельма-Университата Мюнстера. Урсула Базант является консультантом в офисе австрийского федерального министра по делам женщин и государственной службы.
Социальная защита в Латинской Америке и Карибском бассейне: изменения, противоречия и ограничения. Ана Луиза д Авила Виана, Ана Мария Медейрос да Фонсека, Хадсон Пасифико да Силва. Дополнительная информация. . Цель текста - обсудить изменения, противоречия и пределы последних моделей социальной защиты в Латинской Америке и Карибском бассейне. Дискуссия проводится по трем пунктам: описание пути социальной защиты в регионе с целью определения основных периодов и характеристик социальной защиты; исторически имплантированные модели социальной защиты; и дело здоровья.
50 гос-в, 4 подгруппы.
1.Ключевые страны мира (Великие державы) – США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия. В них 11% нас-я мира, 50% мировой пром-ти, 25% с/х прод-и. Развиты практически все отрасли хозяйства. Средний ВВП на душу – 35 тыс. долл. Играют ведущую роль в экономике и политике
2.Небольшие высокоразвитые страны Зап. Евр. – все страны ЗЕ, кроме тех, что в первой подгруппе. Такой же доход на душу, но суммарный ВВП гораздо меньше. Узкая специализация мир/хоз. 50 % продукции на экспорт. Высокая экспортная квота. Роль в политике и мировой экономике значительно меньше. У Люксембурга самый высокий ВВП на душу – 81 тыс. долл.
Увеличилось также расходы на образование и здравоохранение. Что касается полученных результатов, данные показывают, что охват социальной защитой расширялся во многих областях: программы передачи доходов с условиями для семей, живущих в условиях нищеты; доля лиц в возрасте 65 лет и старше, которые получают пенсии и пенсии; доля занятого населения, связанного с пенсионной и пенсионной системой; и доля населения, имеющего доступ к медицинским услугам.
На этом этапе государство взяло на себя центральную роль в экономическом и социальном развитии путем принятия различных мер, направленных на стимулирование роста отраслей, ориентированных на внутренний рынок, и, таким образом, заменить значительную часть импортируемых товаров внутренним производством. С точки зрения социальной защиты, в этот период принято законодательство, регулирующее трудовые права, одновременно с тем, как первичная образовательная система массируется, с достижениями на других уровнях образования.
3.Страны переселенческого кап-ма – Канада, Австралия, Новая Зеландия, и Израиль. Первые 3 – бывшие колонии Англии (не знавшие феод-ма), тесно с ней связаны. Сильная аграрно-сырьевая составляющая экономики. ВВП на душу 30-40 тыс. долл.
4 .Новые развитые страны. Переведены ООН из группы развивающихся учитывая их большой соц.-эконом. потенциал и достигнутые успехи. Это страны первой волны новых индустриальных стран, крупные нефтедобывающие, некоторые страны с переходной экономикой и др. Сингапур, Респ. Корея, Тайвань, Багамы, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт. Оман, Сауд. Аравия, Сейшельские о-ва, Уругвай, Литва, Латвия, Эстония, Беларусь, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Словения, Хорватия, Сербия, Черногория.
Создаются двойные системы здравоохранения, которые объединяют услуги, предоставляемые как в общественной сфере, так и в сегменте социального обеспечения, в то время как пенсионные и пенсионные системы консолидируются. Социальное состояние этого периода внедряется в все более промышленно развитые и урбанизированные общества с традиционными семейными структурами, но с ростом политического давления со стороны среднего и городского рабочих, так что выгоды направляются главным образом на эти социальные группы.
Это регулируемое и стратифицированное гражданство, права которого привязаны к формальному экономическому статусу рабочего, с небольшим или полным прорывом для секторов сельского сектора и городских неформальных работников. Кроме того, в этот период невозмещаемые социальные пособия, такие как программы передачи условных доходов, приобретают центральную роль во многих странах региона и становятся одним из основных механизмов борьбы с нищетой.
Типология развивающихся стран.
Самая многочисл. группа стран (около 140). Больш-во – бывш. колониальные и зависимые, к-рые, получив политич. самостоятельность, попали в эк. зави-ть от стран-бывш. Метрополий, часть бывших стран с переходной экономикой. Здесь около 80% нас-я, но на них приходится менее 20% продукции обрабатывающей пром-ти. Отсутствие опыта ведения рыночного хоз-ва, недостаток квалифиц. кадров и огромный внешний долг. Гражданские войны и межэтнические конфликты. Поставщики сырья, мин. и с/х. Почти во всех странах темпы роста нас-я превышают темпы роста ВВП – ухудшается соц. положение. 6 подгрупп.
Все это способствовало еще раз переопределению границ между вкладчиками и неоплачиваемыми, целенаправленными и универсальными, государственными и частными. Хотя этот тип периодизации помогает выявить общие аспекты структурирования социальной защиты в странах региона, необходимо сделать по крайней мере три замечания. Во-вторых, как будет видно из следующего пункта, невозможно говорить о единой модели социальной защиты, преобладающей в Латинской Америке и Карибском бассейне, из-за большой неоднородности стран региона, что подразумевает принятие также дифференцированных ответов на местах в течение того же периода развития.
1.Ключевые. страны – это страны БРИКС -Бразилия, Россия, Китай, Индия. и ЮАР. Наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Самый крупный ресурсный, людской, эк. и научно-технич. потенциал. Россия, Китай и Индия обладают ядерным оружием. Россия и Китай являются постоянн. членом ООН. На эти страны приходится львиная доля пром продукции развивающихся стран. Китай на 2 месте в мире по ВВП, уступает только США. Развиты практически все отрасли, включая высокотехнологичные. ВВП на душу от 3,9 тыс. долл. в Индии до 17,7 в России.
Наконец, необходимо поставить вопрос о том, в какой степени последний период, предложенный Филгейре, по-прежнему имеет смысл в свете политических и экономических изменений, которые в последние годы затрагивают несколько стран региона, что напрямую влияет на то, как государство действует в социальной сфере. Несколько сравнительных исследований систем социальной защиты в развитых странах были проведены несколькими авторами на основе подхода режимов социальной защиты, что позволяет концептуализировать типологии для классификации стран в соответствии с их сходствами и различиями.
2.Страны относительно зрелого кап-ма. Относительно высокий уровень жизни, многие из них развивались при активном инвестировании иностр. капитала в эк-ку, связанную с экспортной эксплуатацией полезных ископаемых или с/х продукции или рекр. рес-сов. ВВП на душу от 4 до 15 тыс. долл. Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла, Иран, Ботсвана, Габон, Алжир, Колумбия, Перу, Эквадор, Филиппины, Египет, Марокко, Тунис, Гватемала, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Либерия, Кипр, Пакистан и др.
Типология, предложенная Эспинг-Андерсеном для группы стран Организации экономического сотрудничества и развития, вдохновленная классической работой Титмуса, остается символом и послужила эталоном для нескольких более поздних работ, которые подтвердили, оспаривали или расширили ее.
Также были предложены типологии режимов социальной защиты в латиноамериканских странах, которые имеют исторические, культурные и социально-экономические характеристики, которые существенно отличаются от тех, которые наблюдаются в развитых странах. Аналитический синтез этих типологий можно найти в нескольких работах, опубликованных в недавнем периоде. Для целей настоящей статьи мы выбрали классификации, предложенные пятью авторами, из-за различий в терминах исторического контекста, аналитических измерений и результирующих группировок.
3.НИС (новые индустриальные страны) . Мексика, Бразилия, Турция, Таиланд, ЮАР и Малайзия.Индия, Китай Филиппины. За последние 30-40 лет эк-ка характеризуется быстрым ростом ВВП и пром-ти (5-10%), экспортной ориентацией пром. произв-ва и значительной долей высокотехнологичной продукции. Переняли японскую модель развития. ВВП на душу 9 – 15 тыс. долл.
Таблица 2. Третья типология, представленная Францони, основана на данных, доступных для 18 стран региона и сгруппированных в три измерения - коммодификацию, декомпозицию и опознание. Наконец, классификация Канту основывается на вкладе работы Барриентоса, который указывает на существование общего движения, направленного на преобразование системы социальной защиты в Латинской Америке, которая постепенно переходит от консервативно-неформальной модели к либерально - неформальный, с большим участием на рынке в качестве регулятора социальной стратификации.
4..Наименее развитые страны. ООН выделяет несколько десятков таких стран по принципу: очень низкий ВВП на душу (500-1 тыс. долл.), доля обрабатывающей пром-ти в структуре хоз-ва < 10%,высокая доля неграмотного взрослого населения (более 80%.) 48 государств: 33 Африки: Сьерра-Леоне, Гвинея, Мали, Мозамбик, Танзания, Сомали, Бурунди, Чад, Руанда, Эфиопия. 9 стран Азии: Афганистан, Бангладеш, Мьянма, Лаос, Бутан. Гаити (в Лат. Ам.). 5 в Океании. И др. Характерны родо-племенные отношения, вождизм, национализм, незавершенные револющии.
Хотя каждая типология подчеркивает различные аспекты, все они указывают на то, что в альтернативах, принятых для решения социальной проблемы в каждом контексте, имеются заметные различия. Это было связано с тем, что можно было выявить наличие четкой связи между основными социальными классами времени и различными структурами и системами здравоохранения. По мнению автора, параллельная и нескоординированная деятельность таких систем, которые обслуживали различные группы населения в тех же городах и регионах, не только породила наибольшее неравенство в доступе между этими группами, но также большую неэффективность и отходы.
………………………………………………………………………………………………………….
Эти разделы в учебнике удалены, в присланных ответах есть.
4.Страны с переходной экономикой – республики бывшего СССР и бывшие соц. страны Европы. Пытаются включиться в мировую рыноч. эк-ку, проводят рыночную реформы с разной степенью успеха. Эстония, Латвия, Литва, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения – довольно успешно. ВВП на душу населения от 2 тыс. долл. в Молдове до 14,6 в России и 27 в Словении.
В этой сегментированной модели самые бедные и безработные зависят от сети обслуживания, поддерживаемой Министерством здравоохранения, а официальные наемные сотрудники получают доступ к услугам, связанным с системой социального обеспечения, в то время как остальная часть населения использует услуги, предоставляемые частным сектором. Таким образом, главной характеристикой этой формы организации системы здравоохранения является горизонтальная сегрегация групп населения в разных нишах с вертикальной интеграцией функций.
Негативные последствия этой модели хорошо известны: неравное предоставление льгот, качество услуг и финансовая защита для разных групп населения, а также генерирование отходов ресурсов и дублирование усилий. Несмотря на правильный диагноз, модель, предложенная этими авторами, не обязательно приводила к лучшей интеграции системы здравоохранения и не улучшала технические аспекты, помимо привилегий некоторых групп, сохраняя пробелы в обслуживании и перегружая частные расходы, поощряя покупку услуг и создания и расширения сильного частного рынка в области ухода, будь то амбулаторное или стационарное.
3.Страны-нефтеэкспортёры. Первые места в мире по экспорту нефти. Страны-кредиторы с очень высоким ВВП на душу: от 19 тыс. долл. у Омана до 75 у Катара. ОАЭ, Катар, Кувейт, Бруней, Сауд. Ар., Оман, Ливия. При этом феодальные и клановые отношения.
5.Страны, отстающие в своем развитии. Значительное число развивающихся стран – для них характерна многоукладная эк-ка с феодальными и дофеодальными пережитками. Либо бедны природными ресурсами (и эк-ка развита слабо), либо те, у к-рых эк-ка развита неплохо, но из-за большой числ-ти нас-я доходы на душу крайне низки: 1-4 тыс. долл. Кения, Нигерия, Зимбабве, Замбия.
Эта модель, называемая структурированным плюрализмом, предусматривает администрирование системы Министерством здравоохранения, которое берет на себя ответственность за стратегическое планирование всей системы с помощью правил и стимулов; финансирование одним или несколькими государственными фондами; а предоставление услуг включает в себя выполнение нескольких поставщиков, как государственных, так и частных, под контролем регулирующего органа.
Несмотря на недавние реформы в Латинской Америке и Карибском бассейне, основное внимание уделяется организации системы здравоохранения по функциям, изменениям в правилах приемлемости, акценту на первичной медико-санитарной помощи и большей целостности медицинской помощи, включая меры по решению социальных детерминант здоровья, большинство стран Латинской Америки по-прежнему имеют сегментированную модель системы здравоохранения.
Сегодня насчитывается около 240 стран. Учесть и понять их разнообразие позволяет типологический подход, т. е. их группировка по каким-либо общим или сходным признакам, показателям, качествам в одну группу. Все типологии могут быть сведены к двум видам количественным и качественным .
Первые, с помощью внешних признаков или цифровых показателей (географических, демографических, экономических и др.), отражают общие для ряда стран свойства. Вторые отражают более сложные, внутренние общие качества (особенности общественного развития и его результаты), часто имеющие причинный характер по отношению к количественным показателям.
Таблица 3. Принятие национального законодательства с целью разграничения доли населения, охваченного дополнительными пособиями, тем самым укрепляя сегментацию между работниками в формальном секторе экономики и незапланированные и бедные, знаменует собой начало третьего этапа институционального развития систем здравоохранения в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Наконец, четвертый этап начался с интеграции служб здравоохранения, связанных с государственной системой и системой взносов, или с внедрением мер по выравниванию услуг, предлагаемых в этих двух сегментах. По мнению авторов периодизации, опыт, отличный от создания Единой системы здравоохранения в Бразилии, создание в Мексике Сегуро-Популярности, принятие Универсального доступа с явными гарантиями в Чили и реализация планов выравнивания выгод в Колумбии, иллюстрируют это последний этап.
Разнообразие свойств страновых систем и подходов к их типологии затрудняет создание универсальной общественно-географической типологии стран.
По размерам территории все страны можно разделить на крупнейшие (более 3 млн. км2 - около половины территории суши; их шесть - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия), крупные (от 1 до 3 млн. км2; их 24, в том числе 12 в Африке), средние (от 0,2 до 1 млн. км2; их 55, в том числе 22 в Африке, 15 в Азии, 11 в Европе), малые страны (менее 0,2 млн. км2; их 144).
Группировка стран по численности населения свидетельствует о резком преобладании в мире и в регионах малых государств (их около 150 с населением менее 10 млн. человек в каждой). Доминирующее положение в мире (около 60% населения) занимает группа из 10 крупнейших стран (более 100 млн. жителей в каждой, в том числе 6 в Азии). Крупных стран (от 50 до 100 млн. жителей) всего 15, из них 7 - в Азии.
К типологическим различиям, существенно влияющим на качественные характеристики стран, следует отнести особенности географического положения . Они позволяют судить о транспортно-географических возможностях участия в мировой системе хозяйства как важной предпосылке социально-экономического развития, а также о характере геополитического положения стран. По этому показателю выделяют государства приморские (Россия, США и др.), островны е (Япония, Великобритания, Индонезия и др.) и не имеющие выхода к морю (их 36 - Афганистан, Нигер, Парагвай, Киргизия и др.). Два первых типа положения способствуют прогрессу, третий обычно тормозит его.
В условиях усиления в мировом хозяйстве интеграционных процессов важное значение приобретает фактор положения (соседского, ближне- или внешнепериферийного ) по отношению к экономически высокоразвитым странам.
Произведенный за год объем валового внутреннего продукта (ВВП) страны позволяет судить о масштабах экономики и месте в мировом ВП.
По этому показателю необходимо прежде всего выделить группу из 8 крупнейших стран с объемом ВВП свыше 1 трлн. долл.: США - 6,8, Китай - 3,37, Япония - 2,65, Германия - 1,58, Индия - 1,35, Франция - 1,15, Великобритания и Италия - 1,1. На их долю приходится около 60% мирового валового продукта. 7 стран с крупным ВВП (от 0,5 до 1 трлн. долл.), включающей Бразилию (0,94), Индонезию (0,73), Мексику, Канаду (по 0,61), Россию (0,585), Республику Корею (0,579) и Испанию (0,549). К средним по масштабам экономики можно отнести 30 стран с ежегодным объемом ВВП от 0,1 до 0,5 трлн. долл. (Нидерланды, Польша, Украина, Турция, Аргентина, ЮАР, Египет и др.), а к малым , составляющим абсолютное большинство стран (более 180) - с ВВП менее 100 млрд. долл. (Узбекистан, Белоруссия, Венгрия, Израиль, Перу и др.), заметно преобладающих в Африке, Латинской Америке, Океании.
Группировка по исторически сложившимся различиям в характере общества (общественного строя).
Первый тип стран (или «первый мир») получил в отечественной науке название «развитые капиталистические страны ». Эта группа государств (более 30) исторически формировалась на основе классического капиталистического общества (частная собственность, рыночная экономика, социальные контрасты, многопартийная парламентская система.
Эти страны традиционно занимали и продолжают сохранять авангардные позиции в мировой экономике и политике, выделяясь наиболее высоким уровнем социально-экономического развития и жизни населения. Ядро группы составляют «традиционные» капиталистические страны - США, западноевропейские, Япония и тесно связанные с ними (исторически и экономически) страны «переселенческого капитализма» (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль). На долю этих стран в середине 1990-х годов приходилось 24% территории, менее 15% населения и более 65% мирового валового продукта.
Однако в последние десятилетия активные интеграционные процессы способствовали расширению числа представителей данного типа за счет так называемых стран «периферийного капитализма» - южно-европейских (Испания, Португалия, Греция, Мальта, Турция) и Ирландии, восточно-азиатских (Республика Корея, Тайвань, Сингапур) и ряда латино-карибских (Мексика).
Второй по времени появления стран («второй мир» ) составляют социалистические страны , демонстрирующие принципиально новый тип общества, базирующийся на различных видах общественной собственности, централизованной экономике нерыночного типа, отличающийся также минимальными социальными различиями и фактически однопартийной общественно-политической системой, опирающейся на коммунистическую идеологию. Во второй половине 1980-х годов эта группа из 17 государств с ключевой ролью СССР представляла собой мировую социалистическую систему.
В настоящее время она представлена пятью государствами (КНР, Вьетнам, КНДР, Лаос, Куба). На их долю приходится около 8% суши, 25% населения и около 9% мирового валового продукта. Китай и Вьетнам образуют группу стран «реформируемого социализма», сочетающих традиционную социалистическую политическую надстройку и централизованную государственную экономику с расширяющимся рыночным сектором, стимулирующим активную интеграцию в мировое хозяйство. Это обеспечило им в 1990-е годы самые высокие темпы социально-экономического развития в мире, а среднегодовой рост ВВП в Китае за последние 20 лет составил 10%, что позволило стране переместиться на второе место в мире по объему ВВП. Опыт этих стран заимствует Лаос, КНДР и Куба могут быть отнесены к странам «классического социализма» т. е. сохраняющим черты социалистического общества.
Третий тип стран («третий мир») заявил о себе после Второй мировой войны, в процессе национально-освободительной борьбы и распада колониальной системы и с начала 1960-х годов называется «развивающимися странами». Это более 160 молодых государств и несамоуправляющихся территорий, на которые приходится более 50% территории, 52% населения и 20% мирового валового продукта. Кроме общей в прошлом для подавляющего большинства колониальной судьбы они отличаются от остальных сходством черт общественного строя.
В «третьем мире» представлены первобытно-общинные, феодальные, капиталистические и социалистические общественные отношения. В обобщенном виде своеобразие общественного строя развивающихся стран можно свести к трем вариантам:
1) страны капиталистического пути развития (латиноамериканские, большинство азиатских, отдельные африканские) с доминированием и наращиванием капиталистических укладов на основе национального и активно привлекаемого иностранного капитала и опыта. Выделяются наиболее высоким уровнем экономического развития и интеграции с развитыми капиталистическими странами. Роль докапиталистических структур минимальна;
2) страны дуального (двойственного) типа (подавляющее большинство стран в Африке, Океании, отдельные азиатские и латиноамериканские). Отличаются преобладающей ролью докапиталистических укладов в экономике (натуральные, полунатуральные, мелкотоварные хозяйства) и в социально-политической жизни общества, сочетающихся с тенденциями замедленной капитализации и интеграции в мировые процессы, социально-экономическим отставанием от первой группы, обострением межнациональных отношений;
3) страны социалистической ориентации (некапиталистического пути развития). Сложились в 1950-е-1980-е годы как специфическая, значительная, но нестабильная по своему составу группа, имеющая общей целью постепенную социализацию общества путем заимствования опыта соцстран, развитых капиталистических, и его соединения, с религиозными («исламский социализм»), региональными («африканский социализм») и национальными («арабский социализм») традициями. Однако с распадом социалистической системы возможности развития таких стран резко сократились, в большинстве из них произошла радикальная смена курса, что обусловило в 1990-е годы быстрое сокращение этой группы. В настоящее время к ее представителям можно отнести Ливию, Ирак, Сирию, Танзанию, Анголу, Гайану и некоторые другие.
Самым молодым в рассматриваемой типологии является четвертый тип стран («четвертый мир») - постсоциалистические, включающий 28 государств, возникших в начале 1990-х годов на территории бывших социалистических СССР (15), Восточной Европы (12) и Монголии. В середине 1990-х годов они охватывали 18% территории мира, в них проживало 7,5% населения и производилось около 5% мирового валового продукта. Главная особенность этих стран - переходный характер общества вследствие радикального реформирования посредством заимствования моделей развития у «посткапиталистических» стран Запада, сочетание в новом общественном строе разных социалистических и капиталистических качеств.
Внутри рассматриваемого типа можно выделить две группы стран –
«авангардную» (Чехия, Польша, Венгрия, Словения)
«замедленного реформирования» (Россия, Украина и др.). Первая отличается максимальной «вестернизированностью»: сложившаяся рыночная экономика, активная роль иностранного капитала, устойчивость социально-политической системы. Близость к западным социально-экономическим и политическим стандартам способствует активной интеграции этих стран в европейские и другие международные организации (например, НАТО, ЕС). Для второй группы стран характерна замедленность преобразований, сопровождающаяся острыми конфликтами.
Различия между странами в политической организации общества и освоенного им геопространства отражают государственно-политические типологии стран. В частности, по особенностям международного статуса все страны мира могут быть разделены на три типа:
1) суверенные государства;
2) несамоуправляющиеся территории,
3) «проблемные» территории.
Типология по различиям государственного строя , имеет три показателя.
1. Форма государственного правления показывает устройство высшей государственной власти, т. е. характер взаимоотношений между ее законодательной, исполнительной и судебной ветвями.
Наиболее распространенной и исторически численно растущей является республиканская форма , при которой все высшие органы власти формируются на выборной либо представительской основе, законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.
Старейшими республиками являются Сан-Марино и Швейцария (с XIII в.). Национально-освободительные процессы, буржуазные и социалистические революции, войны XX в., распад социалистических стран способствовали их стремительному росту (в 1991 г. - 127, в 1998 г. - 150).
В президентских республиках , количественно преобладающих (прежде всего, за счет развивающихся стран), основные властные полномочия сосредоточены в руках президента (он - глава государства, правительства, верховный главнокомандующий). Различными вариантами таких республик являются США, Франция, Бразилия, Аргентина, Индонезия, Чехия, большинство стран-членов СНГ: Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан и др.
В парламентских республиках основные властные полномочия принадлежат парламентам, формирующим правительства, а функции президента ограничены (Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Греция, Израиль, Турция, Индия и др.).
В идеократических республиках осуществление властных полномочий президентами, парламентами, судами и в целом функционирование политической системы страны опираются на определенную политическую или религиозную идеологию, а выражающие их партия или лидер играют ключевую роль в государственном управлении. Таковы социалистические и исламские (Иран, Пакистан, Афганистан, Судан и др.) республики.
При монархической форме государственного правления, наиболее распространенной еще в начале XX в., верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху - императору, королю, султану, князю, эмиру и т. п.) и обычно передается по наследству.
Исторически древнейшей разновидностью этой формы являются абсолютные монархии с неограниченной властью правителя. Процессы капитализации общества и буржуазно-демократических революций привели к появлению новой формы монархической власти - конституционных (парламентских ) монархий, где полномочия монарха ограничены конституцией, а властные функции сосредоточены в руках парламентов (законодательные) и формируемых ими правительств (исполнительные). Распад британской колониальной системы привел к появлению такой специфической формы конституционной монархии, как «государство в составе Содружества Наций ». Её имеют 16 стран-членов этой международной организации, которые признают главой своих государств британскую королеву. Сочетание в монархической власти религиозных и светских функций привело к появлению теократических монархий , где монарх одновременно является религиозным главой.
В настоящее время существуют более 40 монархий, среди которых подавляющее большинство - конституционные, представленные, прежде всего, в Европе (12, особенно в бассейне Северного моря, в том числе Великобритания), Азии (9), Африке (3), Америке (9), Австралии и Океании (5). Абсолютных монархий осталось 6 (5 в Азии и Ватикан в Европе); три из них являются также теократическими - Ватикан, Саудовская Аравия и Бруней. Особенностью монархической власти в федеративных государствах Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Ватикане является её выборность.
2 . Неотъемлемым свойством государственного строя любой страны является её административно-территориальное устройство (или форма государственного устройства ). По этому признаку подавляющее большинство стран мира являются унитарными , управление которыми осуществляется центральной властью во всех административно-территориальных единицах.
Более молодой формой является федерация , или федеративное (союзное) государство. Оно образуется субъектами федерации (штатами, республиками, провинциями и т. п.), разделившими властные полномочия с центральной властью и поэтому обладающими собственными законами (конституциями), представительными и исполнительными органами.
В конце 1990-х годов таких стран было 27, в том числе в Европе - 8, в Азии и Африке - по 5, в Америке - 7, в Австралии и Океании - 2.
Основными причинами создания федераций в разное время были: особенности исторического развития (США, ФРГ, ОАЭ и др.), огромные размеры территории (Канада, Австралия, Бразилия и др.) или ее разобщенность (островные Федеративные штаты Микронезии, республика Коморские Острова), многонациональный состав населения (Индия, Нигерия, ЮАР и др.) или сочетание нескольких причин (СССР, Россия, Югославия). Ряд стран, относящихся к унитарным, имеют признаки федерации (наличие в их составе автономных образований и др.), например Дания, Франция.
Исторически редкая, форма государственного устройства - конфедерация. Она предполагает объединение суверенных государств (при сохранении собственных органов власти, конституции…) для достижения общих целей (военных, политических, экономических, национальных). Для координации усилий образуются совместные законодательные и исполнительные органы (парламенты, президентские советы, комиссии...).
Конфедерациями были Швейцария (постепенно превратившаяся в федерацию), США (в первое десятилетие своей истории), Объединенная Арабская Республика (объединение Египта и Сирии в 1958-1961 гг.). В настоящее время юридически оформленных конфедераций в мире нет, но их признаками обладают Европейский Союз и Союз Белоруссии и России, имеющие ряд совместных межгосударственных органов. Определенный конфедеративный потенциал несут в себе неурегулированные отношения некоторых «непризнанных» государств и их «материнских» стран (Приднестровье - Молдавия, Абхазия - Грузия, Тайвань - Китай).
3 . Еще одним свойством государственного строя и в целом политической системы любой страны является политический режим , или тип правления - средства и методы осуществления властных полномочий.
Демократическими считают режимы государственной власти, которым присущи выборность и разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной), правовое государство с равенством всех перед законом, многопартийная политическая система. Такие режимы сложились в развитых капиталистических странах, формируются в большинстве постсоциалистических и в части развивающихся (наиболее развитых, например, в новых индустриальных странах).
Для авторитарных режимов характерна концентрация власти в руках одного лица или органа, принижающая роль других государственных институтов (прежде всего представительских), сведение к минимуму и подавление оппозиции, командные методы руководства, ограничение свобод. Черты авторитаризма обычно характерны для абсолютных монархий, но также для многих президентских республик развивающихся стран (особенно африканских, Ирака и др.) и части постсоциалистических (например, Туркмении, Узбекистана).
Тоталитарный режим , с точки зрения западной политологии, считается крайней формой авторитарного и представляет собой государственно-политическую систему управления, осуществляющую контроль над всеми областями общественной жизни исходя из принципов определенной идеологии. В настоящее время такие режимы характерны для большинства идеократических республик (в социалистических странах для его обозначения обычно используется термин «социалистическая демократия»).
Еще одно важное для более полного понимания общественно-географической картины мира измерение качественных различий между странами демонстрирует подход ООН к их группировке по уровням социально-экономического развития . Такой подход имеет практическое значение, в частности для ряда международных организаций, сотрудничающих со странами на разных условиях в зависимости от их уровня развития. Представление об уровне социально-экономического развития той или иной страны формируется на основе учета следующих характеристик её жизни:
произведенный за год ВВП в расчете на душу населения;
доля отраслей обрабатывающей промышленности в ВВП;
продолжительность жизни и уровень образования населения (доля грамотных). Чем больше названные показатели, тем выше оценивается уровень развития страны и наоборот.
В соответствии с данным подходом все страны мира ООН разделяет на два типа - экономически (промышленно) развитые и развивающиеся (в более узком, социально-экономическом понимании, не совпадающем с ранее обозначенным общественно-историческим). В ряде документов и статистических материалов ООН наряду с этими двумя типами выделяется группа стран с «центрально-планируемой экономикой» (т. е. социалистических), что характеризует не уровень их развития, а экономическую модель общества, на основе которой достигнуты экономические и социальные результаты, соответствующие показателям (особенно удельным) развивающихся стран. Постсоциалистические страны часто называют «странами с переходной экономикой » (от централизованной к рыночной).
Разнообразие тенденций социально-экономического развития в мире приводит к изменениям в составе обозначенных типов, с устойчивой тенденцией расширения первого из них. В настоящее время к экономически развитым странам относятся около 70 государств Европы, Северной Америки, Азии (Центральной, Юго-Западной, Восточной), Африки (1), Австралии и Океании (2).
Они характеризуются наиболее высокими показателями уровня социально-экономического развития, несмотря на значительные различия в ВВП на душу населения (от менее 2 до более 20 тыс. долл. в 1996 г.), производят более 64% мирового валового продукта при 30% населения мира. В 1990-е годы: первоначальное «историческое ядро» развитых капиталистических стран пополнилось постсоциалистическими государствами Восточной Европы и СНГ («переходные экономики»), а также «новыми развитыми», из развивающихся (Турция, Мексика, Южная Корея и др.). Китай - вторая экономическая держава в мире по масштабам ВВП (3,4 трлн. долл. или 12,2% мирового продукта), 21% населения мира, крупный научно-технический и индустриальный потенциал, одно из лидирующих мест в мировой торговле и валютных резервах, наиболее высокие темпы развития. Однако эти показатели сочетаются с низкими душевыми (ВВП на душу населения в 1996 г. составлял 2,8 тыс. долл.) и социальными показателями, позволяющими относить КНР к развивающимся странам.
Во второй тип, точнее всего обозначаемый как экономически развивающиеся страны , с учетом Китая, но за вычетом названных «новых развитых», входят все остальные (более 160) государства и несамоуправляющиеся территории Африки, Азии, Латинской Америки и Океании - это, главным образом, молодые суверенные государства, все социалистические и некоторые постсоциалистические (например, Монголия). В 1996 г. на их долю приходилось около 36% валового продукта и более 70% населения мира (без КНР соответственно 25,6 и около 50%).
В рамках обозначенного типологического сходства можно детализировать типологию, выделив в ней дробные единицы - подтипы и типологические группы.
Предлагаемый ниже вариант группировки стран по комплексу признаков (уровню социально-экономического развития с учетом исторических и географических факторов) опирается на опыт других, ранее разработанных экономических и экономико-географических типологий В. В. Вольского и коллектива экономико-географов МГУ, Б. М. Болотина и В. Л. Шейниса и др.